Родина Балоги: дельтаплан как способ контрабанды

В этом материале речь пойдет не об оптовых контрабандных схемах, за которыми стоят влиятельные люди в столице. Речь о жителях приграничных сел Закарпатья, которые, чтобы заработать, нередко проявляют хитрость и сообразительность, достойную сюжетов для телепрограммы «Приколы нашего городка». А иногда идут и на откровенный криминал. Закарпатцы всегда рассматривали границу не только как неприступную стену, разделяющую государства, но и как способ, открывающий возможности для неплохого дополнительного заработка. Даже во времена СССР в приграничных городах процветала снискавшая славу «фарцовка», благодаря которой рядовой гражданин запросто мог получить остродефицитные товары иностранного производства. В нынешних условиях, когда понятие «дефицит» исчезло как таковое, главным двигателем для «теневого» передвижения товаров через границу выступает разница в ценах.

Детские бассейны со взрослым товаром

5 ноября 2006 года на контрольно-пропускном пункте «Вилок», что на украинско-венгерской границе, произошло ЧП. После полуночи с венгерской стороны к КПП подъехал внедорожник «Тойота-Лендкрузер» с итальянскими номерами. Объехав на малой скорости очередь, водитель резко надавил на акселератор, снес шлагбаум и помчался по нейтральной полосе в сторону Украины. В последний момент украинский пограничник успел протянуть через проездную часть средство принудительной остановки автотранспорта «Кактус» (металлическую ленту с острыми шипами). На скорости около 100 км внедорожник наехал на ленту передними колесами, сорвал ее и исчез на территории Украины. Правда, далеко уехать с пробитыми колесами не смог. Пограничники, которые бросились вдогонку, нашли брошенное авто за три километра от границы. Его салон был доверху загружен мешками с молотой соломкой общим весом 345 кг (из такого количества можно изготовить около 30 тысяч порций опия). Венгрия, как известно, — крупнейший импортер мака в Европе, выращивать его здесь не запрещено, поэтому и достать соломку не очень сложно.

Как выяснило следствие, итальянские номерные знаки — краденые, как и сам внедорожник, который «одолжили» на территории Венгрии накануне прорыва границы. Водителя, отважившегося на столь дерзкий шаг, так и не нашли.

Описанный случай — скорее, исключение из правил. Времена прорывов границы ради провоза контрабандных товаров или самих автомобилей закончились в середине 90-х. Современные контрабандисты предпочитают использовать в своей «работе» не нахальство или наглость, а изобретательность. А предметы контрабанды, которые они пытаются переправить через границу, иногда поражают своей экзотичностью. В феврале 2006 г. на участке заставы «Со¬ломоново» Ужгородского района пограничники обнаружили на берегу Тисы прибитый течением ящик из пенопласта, а в нем пять десятков прозрачных капсул с… пауками. О происхождении насекомых догадались сразу. За несколько дней до этого водитель украинского автобуса пытался вывезти пауков в Венгрию, однако не прошел ветеринарный контроль. В результате капсулы и оказались в реке. По одной из версий, водитель просто выбросил пауков в Тису, чтобы не морочиться с ними. По другой, более вероятной, — пытался переправить насекомых в Венгрию по реке, однако ошибся, не зная особенностей течения. В пользу второй версии свидетельствует и то, что капсулы были аккуратно запакованы в пенопластовый ящик, который не тонет в воде.

Постороннему человеку, не очень разбирающемуся в тонкостях приграничной жизни, водный путь контрабанды может показаться, мягко говоря, странным и рискованным (и действительно — не каждый отважится бросить в реку недешевый товар, не имея гарантии, что течение вынесет его в нужное время в нужное место). Тем не менее, местные контрабандисты используют Тису в своей «нелегкой деятельности» очень активно. Объясняется это двумя факторами: во-первых, граница по реке довольно условна, контрольно-следовой полосы здесь нет, а, во-вторых, водный участок государственной границы, проходящий через Закарпатье, занимает около половины общей ее протяженности. Бесспорный хит контрабанды, конечно, сигареты, разница в ценах на которые между Украиной и ее ближайшими соседями по Евро¬союзу в три — пять раз. Все, что нужно для осуществления переправы, — знать особенности течения и договориться со своими «партнерами» на противоположном берегу о месте и времени. Вот и плывут по «нейтральной» Тисе различные стран-ные конструкции, при ближайшем ознакомлении с которыми оказывается, что это банальный «контрабас». Пограничникам неоднократно приходилось выуживать из реки огромные коробки, обмотанные для гидроизоляции полиэтиленовой пленкой и привязанные к пенопластовым поддонам, связанные жгутом герметичные пластиковые бочки и даже детские надувные бассейны, загруженные картонными коробками. В каждом «плавсредстве» — от 10 до 40 тысяч пачек сигарет «Прилуки», «Прима», Ronson, Next и т.д. Перед отправкой товара проводят тестовые пробы с колодами или ветками, которые указывают направление течения. После этого контрабандисты буксируют сигареты лодкой к нужному месту (русло Тисы местами заходит в глубину украинской территории и не охраняется пограничниками) и спускают их по течению, предварительно позвонив с мобильного своим партнерам с противоположного берега.

Дельтаплан как способ контрабанды

Есть и другой, более надежный, способ водной контрабанды, о котором автору рассказали пограничники из Чопа. В лесополосе на украинском берегу Тисы пограничный наряд обнаружил приделанное к дереву металлическое кольцо с колесиком. Такой же «механизм» нашли и словацкие пограничники на противоположном берегу. По-видимому, контрабандисты планировали протянуть над рекой веревку и переправлять по воздуху или воде ящики с сигаретами. Однако использовали ли они понтонную переправу по назначению хоть раз, неизвестно.

Наконец, отдельные сорвиголовы отваживаются даже на личную доставку товара и передачу его из рук в руки. Несколько месяцев назад мукачевские пограничники задержали вблизи контрольно-следовой полосы грузовой

ГАЗ-66 с надувной лодкой, несколькими ящиками сигарет и резиновым шлангом с самодельными переходниками. Контрабандис¬ты пытались как можно ближе подъехать к реке, с помощью натянутого на выхлопную трубу шланга за минуту надуть лодки, перевезти товар и быстро вернуться на свой берег. Главное в таком деле — успеть до прихода пограничников. Но к таким авантюрам прибегают лишь рисковые натуры. Одно дело — потерять пущенный по течению товар, и совсем другое — попасть в руки правоохранителей на чужой территории, да еще и с вещдоками. Если само нарушение границы еще может вылиться в простой штраф, то за контрабанду уголовной ответственности пока никто не отменял. Впрочем, приграничные села — небогаты, стабильного заработка здесь нет, вот местные крестьяне и крутятся, кто как может, чтобы принести домой лишнюю копейку. Примерно такая же ситуация и на словацкой (венгерской, румынской) стороне. Кто из крестьян откажется от дополнительного заработка, в буквальном смысле плывущего тебе в руки?

Но самый экстремальный способ контрабанды — не водный и не сухопутный, а воздушный. В прошлом году на Закарпатье зафиксировали по крайней мере два случая, после чего пограничники шутят, что им самое время брать на вооружение способы противовоздушной обороны. 13 июня после полуночи пограничники заставы «Косино» услышали гудение, доносившееся сверху. Кто-то из офицеров несколько раз выстрелил в воздух из ракетницы, которая высветила в ночном небе дельтаплан, пролетавший на высоте несколько десятков метров над заставой с венгерской к украинской стороне.

Немедленно подняли весь личный состав, и через час «бэтмена» с моторчиком таки нашли. Возле с. Яноши Береговского района пограничники задержали ГАЗ-66 с тремя мужчинами. В кузове был разобранный дельтаплан, а также восемь ящиков с сигаретами.

Летательный аппарат оказался самодельным, с двигателем от «Жигулей». Сконструировал его бывший военный летчик из Крыма, чтобы катать с ветерком туристов. Турбизнес почему-то не заладился, вот крымчанин и решил заработать на западных рубежах отчизны. Поскольку в грузовике обнаружили лишь несколько ящиков сигарет, подозревают, что часть товара дельтаплан все же доставил по назначению. Однако на обратном пути пилот, не сориентировавшись в темноте, свернул не туда, пролетел просто над пограничной заставой и привлек к себе внимание пограничников.

Уголовное дело уже рассматривал суд. Контрабандисты получили условный срок наказания. Кроме того, крымчанину пришлось заплатить немалый штраф, чтобы вернуть свой дельтаплан. (Ин¬тересно, что на этой неделе крымчанина с дельтапланом снова задержали вблизи государственной границы, в знаменитой долине нарциссов возле г.Хуст. Вместе с гражданином России он готовился к полету, не имея на это соответствующего разрешения. Наверное, хотел показать гостю с высоты птичьего полета выдающиеся места края, а заодно провести рекогносцировку местности…)

Еще один похожий случай произошел 9 сентября в районе заставы «Вилок» Виноградовского района. Пограничники начали преследовать «воздушную цель» сразу после того, как она пересекла венгерско-украинскую границу. Пилота задержали в одном из соседних сел. Им, к удивлению, оказался не украинец, а гражданин Венгрии. Свой аппарат (профессиональный дельтаплан «Ikarus-C22», зарегистрированный в одном из спортклубов Германии) он успел разобрать, чтобы спрятать в гараже. Сигарет у нарушителя не обнаружили, вероятно, он прилетел за товаром. По словам начальника Мукачевского пограничного отряда Игоря Левадного, у правоохранителей есть информация, что контрабандисты попытаются использовать легкомоторную авиацию и в дальнейшем, следовательно, скучать на западной границе Украины не придется.

Конечно, до масштаба американских контрабандистов, которые умудряются прокладывать длиннющие подземные туннели через мексиканско-американскую границу для транспортировки наркотиков, нашим селянам еще далеко. Впрочем, как говорят, у них еще все впереди. По крайней мере на то, что контрабандная деятельность в селах с обеих сторон государственной границы пойдет на спад, здесь никто даже не надеется…

Владимир Мартин, Ужгород, Зеркало недели

А в это время

ШЕНГЕН-БАНДЫ ЛЬВОВА: ЗА ВИЗЫ В ЕВРОСОЮЗ БЕРУТ 500-700 ЕВРО

Пока идут разборки между Евросоюзом, Польшей и Украиной об упрощенном визовом режиме, западные украинцы уже почти полгода сидят без работы.

С безвизовым режимом для селян из приграничной с Польшей зоны – опять большие проблемы. Уже ясно, что с июня, как обещали в украинском и польском МИДе, бедолаг-челноков, также мелких бизнесменом, все еще не начнут пускать в Польшу. В этот раз Еврокомиссия требует урезать льготную «безвизовую» 50-километровую пограничную зону, о которой договорились Украина и Польша — до 30 километров. Любопытно, что Еврокомиссия, которая принимает окончательные решения в вопросах, касающихся границ, «завернула» договор о малом пограничном движении между Украиной о Польше только сейчас, хоть подписан он был еще три месяца назад. В любом случае это означает, что договор до решения этой проблемы в силу не вступит.

Впрочем, как пока уверяет начальник пресс-службы МИДа Василий Кирилыч, «замечания Евросоюза не являются императивными», то есть обязательными. Другими словами, есть шанс настоять на прежней ширине зоны. При этом ЕС угрожает Польше санкциями, если безвизовую зону в Украине не урежут почти вдвое. Чиновники Евросоюза тянут волынку, опасаясь, что по безвизовой лазейке через восточную границу к ним двинутся сотни тысяч нелегалов. «Мы должны быть уверены, что границы Евросоюзы суровы и незыблемы», – объяснил радио «Свобода» претензии представитель Еврокомиссии по правовым вопросам Роскам Аббинг.

По словам первого помощника посла Польши в Украине Ярослава Рыбака польская сторона еще не определилась со своей позицией в вопросе размера приграничной зоны, жители которой смогут посещать Польшу без виз. «Скорее всего, мы разъясним все на пресс-конференции в ближайшие дни». Ранее польская сторона заявляла, что может не согласиться с замечаниями Еврокомиссии и договор пересматривать не будет. Сейчас, как видим, позиция наших западных соседей в отношении Брюсселя уже не столь четкая.

Кроме «камня преткновения», то есть размеров зоны, ЕС также требует пересмотреть пункт об обязательном медицинском страховании для жителей пограничья, считая, что это требование противоречит законам Евросоюза. В то же время Польша настаивает на необходимости оформления страховых полисов для украинцев, которые будут пересекать границу без виз ( страховка обойдется по крайней мере 400 гривен на год — Авт.). Поляки беспокоятся, что украинские селяне массово ринутся к ним рожать и лечить зубы, так как там медицина лучше, а в экстренных случаях бесплатна. Впрочем, отмена или не отмена этого требования на ситуацию на границе не изменит — пользоваться услугами польских медиков украинцы и ранее не очень стремились.

ВЕНГРИЯ. Соглашение о малом приграничном движении, подобное тому, которое заключено между Украиной и Польшей в марте этого года, действует между Украиной и Венгрией с 17 декабря 2007. Судя по словам консула Венгрии в Ужгороде Атиллы Надя, бояться его введения в действие не стоит ни украинской, ни польской стороне.

«С 1 января мы приняли около 6000 заявлений, и выдали 5700 разрешений на посещение приграничных регионов Украины сроком от одного до пяти лет» — сообщил нам венгерский дипломат. По его словам, несмотря на то, что в приграничную зону согласно договору вошли 382 украинских населенных пункта (зону не меряли в километрах, а просто определились с перечнем городов и сел) с населением около миллиона человек (в том числе Ужгород, Мукачево, Берегово), ажиотажа вокруг выдачи «заветного документа» не наблюдается.

Разрешение вклеивается в загранпаспорт украинца, и при пересечении границы ни на украинской, ни на венгерской стороне в паспорт не ставится штамп. Стоит оно 20 евро, для несовершеннолетних и пенсионеров — бесплатно.

БАНДА ВИЗОВЫХ ДЕЛЬЦОВ

Пока идут разборки между Евросоюзом, Польшей и Украиной, западные украинцы, выживавшие с помощью челночного бизнеса, уже почти полгода сидят без работы и кормятся с собственных огородов. «Милиция против нас, участников акций протеста, грозилась открывать уголовные дела, вот и перестали возмущаться», — рассказал «Сегодня» Иван Ковальчук из села Глиницы, который зимой в знак протеста против действий украинского правительства вместе с односельчанами перекрывал трассу, ведущую к пограничному пункту Краковец на западе Украины.

«Некоторые выехали на заработки, другие визу в Польшу просто покупают. Моей соседке пришлось заплатить спекулянтам 500 евро за визу «из-под полы». По-честному получить трудно. Простояв неделю в очереди под консульством, через две недели я получила отказ (там требовали справку с места работы, а она официально — безработная)», — сказала «Сегодня» жительница Жовквы Ирина Сойка, которая зарабатывает мелкой приграничной торговлей.

Под польским консульством во Львове на самом деле действует группа дельцов (несколько десятков человек), которые за 500—700 евро предлагают «организовать» многоразовую визу быстро и без проблем, в чем лично убедилась журналист «Сегодня», представившись «заробитчанкой». «350 евро задаток — и через три дня «шенген» ваш», — заявил мужчина средних лет с папкой под мышкой, на которого указали женщины из очереди. «А гарантии?» — «А где гарантии, что вас не подослали?» Анна из Рава-Русской, стоящая в очереди за визами, советует «не связываться с бандой»: «Мою сестру так кинули. Визу-то ей сделали, но в Польшу с ней она попасть не смогла — ее «завернули» на границе, да еще и в черный список занесли. Увидели, видать, что виза «левая». «А вот моя односельчанка с такой купленной визой без проблем пересекла границу. Я бы тоже сделала — только дорого очень», — вмешивается Богдана из Пустомытовского района Львовщины.

До вступления Польши в «шенген» визу можно было купить «всего» за 150 баксов. Год назад польская «Газета Выборча» вместе с львовской газетой «Высокий Замок» провели журналистское расследование, в ходе которого купили визу «со скидкой» за 130 долларов. «Либо польские консулы настолько наивны и нерасторопны, что украинские работники консульства водят их за нос, либо они сами имеют с этого долю», — к такому выводу пришел журналист «Газеты Выборчей» Марцин Войчеховский, написавший о «визовой мафии» во Львове. Работники же консульства категорически отрицают свою причастность к подпольному бизнесу.

СОКРАЩЕНИЕ 700 ТЫСЯЧ

В 50-километровой погранзоне, куда входит 1,5 тысячи населенных пунктов, проживает около полутора миллиона человек. Если зону урежут на 20 километров, в Польшу без виз смогут ездить около 800 тысяч селян. Согласно соглашению, жителям пограничной зоны вместо виз будут выдавать пластиковые карточки стоимостью 150 гривен, с которыми они смогут пересекать границу, сначала сроком на два года, а потом и на 5 лет.

«ЧТОБЫ СТАТЬ ПОЛЯКОМ, НУЖНО ЗНАТЬ ШОПЕНА»

Ровно два месяца назад, 28 марта, в консульствах Львова, Луцка, Киева, Одессы и Харькова начали принимать документы от потенциальных «украинских поляков», желающих получить документ, именуемый «картой поляка». Она выдается на 10 лет с правом продолжения, и хоть и не предоставляет польского гражданства, но кроме упрощенной процедуры получения мультивизы, дает право работать в Польше без специального разрешения, учиться в школах и вузах (также детям обладателей карты), бесплатно лечиться.

«За два месяца за картой обратилось 2 000 человек во всех консульствах Польши в Украине», — рассказал руководитель отдела прессы и информации посольства Польши в Украине Ярослав Рыбак.

«Отказали всего восьми – тем, кто отказался подписать декларацию о принадлежности к польской нации, и репатриантам в 1947—1957 гг., поскольку они не поляки, а просто жили на территории Польши», — рассказал «Сегодня» вице-консул польского консульства во Львове Ян Ромейко Хурко. По его прогнозам, карту «железно» получат 140 тысяч украинцев: «Именно столько во время последней переписи задекларировали себя как поляки по национальности». Как рассказала нам претендентка на карту поляка Оксана Шипак из Подволочиска Тернопольской области, «экзамен» у консула оказался совсем не страшным. «Главное – хорошо говорить по-польски, еще важно знать национальные праздники. Я вот играю на органе в костеле, и меня спросили, каких польских музыкантов знаю. Как в игре «Кто хочет стать миллионером»! Я и ответила — Шопен, сочинял вальсы. Ну и, самое основное, — чтобы не дрогнула рука подписаться под декларацией, которой вы по сути отказываетесь от украинской национальности. У меня мама полячка, так что угрызений совести нет», — будто бы оправдывается женщина.

Евгений Ихельзон, Александра Харченко, Сегодня

You may also like...