Крым: власть советам, земля – ворам в законе?

Земельный бизнес в последние годы – самый доходный в Крыму. На сотках и гектарах делают деньги все кому не лень. Не брезгуют подобным – не совсем чистым и законным – заработком и воры в законе. «Понятиям» это вроде как не противоречит: известно ведь, что, следуя криминальному «кодексу», «законникам» работать нельзя, а перепродажу земель и работой-то не назовешь — дело это нехитрое и непыльное. Автор: ЮЛИЯ ИСРАФИЛОВА, Первая Крымская

Единственный и неповторимый

Несмотря на то, что с конца декабря 2007 года в Крыму работает спецподразделение по расследованию преступлений в сфере земельных ресурсов, в начале этого года главный борец страны с организованной преступностью и коррупцией Геннадий Москаль обратился к министру внутренних дел Украины с просьбой направить в Крым дополнительные силы МВД для проверки законности принятия земельных решений. Как показала прошлогодняя декабрьская проверка, многие земельные участки на полуострове оформляются на подставные юридические и физические лица, после чего земля, полученная за бесценок, продается по завышенной цене. Занимаются подобным, по словам Москаля, почти во всех поселковых и городских советах. Вокруг последних «орудуют целые стаи преступных группировок», которые «выступают земельными маклерами». «Они заказывают у депутатов, руководства, мэров землю, на которую положили глаз те или иные коммерческие структуры», — заявил тогда Геннадий Москаль и в качестве примера привел случай, который, по его данным, произошел в одном из советов Большой Ялты. Поссовет выделил один гектар земли известному вору в законе Камо Сафаряну.

«1К» уже писала об этом человеке. Это единственный проживающий на территории Крыма «коронованный законник». Как известно, еще во времена Союза между ворами и власть имущими был заключен негласный договор о том, что курортный полуостров, который являлся тогда всесоюзной здравницей, должен быть чистой территорией — без воровских разборок и кровопролития. Поэтому воры в законе здесь время от времени появлялись, но на постоянное жительство никто не оставался. А вот Сафаряну выпала такая честь. Разрешили дяде Камо жить в Крыму по причине его слабого здоровья, которое он потерял в зоне. Сначала Сафарян остался здесь на лечении, а потом вроде как прижился. Воры высшей касты закрыли на такое небольшое нарушение глаза: мол, свой человек на полуострове нужен для сбора информации. А относительно «воровских движений» с его стороны те были спокойны: чахлый вор на ладан дышит, какие там разборки и разводы! Однако они сильно ошиблись. В бандитские времена дядя Камо держал многих крымчан в страхе и, несмотря на запрет, данный свыше, все же проворачивал воровские делишки, по праву считая себя единственным и неповторимым крымским «законником» и не признавая никакой конкуренции.

Ошибки Вальтера

А конкуренты у дяди Камо все же были. Напомним, в 2004 году поставить на место зарвавшегося Сафаряна приехал грузинский вор в законе Ираклий. Однако бедняга после разборок с Камо уехал к себе на родину искалеченным — Сафарян вместе с киевским вором Антимосом избили Ираклия до полусмерти. Та же участь должна была постигнуть и «законника» армянского происхождения по кличке Вальтер, однако избавиться от этого Вальтер появился в Крыму в 2002 году. В то время из мест не столь отдаленных вместе с ним освободился небезызвестный Стас Комягин — двоюродный брат Виктора Башмакова, которого посадили сразу после убийства Башмака в 1994 году. Комягин и Вальтер познакомились в тюремных застенках — вместе сидели в херсонской зоне. Несмотря на то, что последний являлся братом одного известного российского магната, зеки поначалу не принимали Вальтера за своего. Именно благодаря Стасу он вышел из тюрьмы авторитетным вором, с мнением которого считались. После отсидки эти двое еще долгое время «грели зону».

Купаясь в лучах такого криминального авторитетства, Вальтер возомнил себя не менее маститым вором в законе, нежели Камо Сафарян, и приехал к нему в Ялту с достаточно дерзким предложением. Вальтер захотел поделить сафарянскую территорию и стать вторым «законником» на полуострове. Когда он с подобным заявлением приехал к Сафаряну, тот поднял наивного на смех и по-хорошему посоветовал ему исчезнуть из Крыма. Однако Вальтер, чувствуя колоссальную поддержку влиятельного брата и Стаса Комягина, совет пропустил мимо ушей. Когда же Сафарян начал угрожать Вальтеру, тот обратился к брату. Через считанные дни Камо получил приказ от старших российских «законников»: те велели «единственному и неповторимому» подвинуться и принять Вальтера как равноправного партнера. Скрипя зубами, дядя Камо вынужден был подчиниться. Вскоре после этого состоялась еще одна встреча Камо и Вальтера, на которой между ворами была достигнута договоренность: Сафарян пообещал обеспечить Вальтеру поддержку армянской диаспоры Ялты да и Крыма в целом во всех экономических и деловых проектах. Последний же, в свою очередь, гарантировал Камо финансовую помощь.

Вскоре сферы влияния на территории Ялты были перераспределены. Вальтер с позволения Камо установил контроль над армянской диаспорой, которую раньше «держал» Сафарян. Ему в то время подчинялись достаточно мирные, но очень зажиточные коммерсанты братья М-няны. С ними Камо занимался земельным бизнесом. Истории известен случай, когда большой кусок государственной земли крупного научно-сельскохозяйственного предприятия был отдан под строительство дачи для очень известного в Украине политика.

Одним словом, пополнял тогда воровской «общак» дядя Камо очень неплохо. А вот Вальтер для братьев М-нянов так и не смог стать авторитетом. Сделал он большой промах, когда зарегистрировал и начал выпуск одной ялтинской газеты, которая печатала компромат на лиц, неугодных Вальтеру. Это привело к существенному расколу в армянской общине. Усугубило положение и то, что Вальтер привез в Ялту священнослужителя для работы в армянской церкви, дабы еще и таким образом воздействовать на верующих армянской общины. Кроме этого, допустил Вальтер ошибку и когда открыто стал хвастать своими правоохранительными связями: дескать, в органах есть человек, который сидит у него на зарплате.

«И кто ж меня сдал?»

Между тем Камо продолжал неплохо «рубить бабло» даже после того, как потерял половину своей территории. Самым доходным был совместный бизнес с неким Александром Х-ко — неоднократно судимым криминальным авторитетом по кличке Фога. В бандитские 90-е Фога был активным членом одной из крымских ОПГ, потом на время ушел в подполье, а в 2000-е годы снова всплыл на поверхность в роли коммерсанта. В качестве прикрытия числился Фога руководителем одной общественной организации Ялты. Для всех он не занимался никакой преступной деятельностью, а находился на содержании своей жены — замдиректора одного из детских лагерей. Однако его частенько видели в компании Камо Сафаряна. Известно, что Фога участвовал во всех «сходках», организованных дядей Камо. Под прикрытием Сафаряна Х-ко вел криминальный бизнес вместе со своим сыном. Они держали на центральном рынке Ялты торговые точки по продаже спортинвентаря да еще приторговывали наркотиками. Героином.

Кроме того, Фога вместе с Сафаряном занимался скупкой и перепродажей земельных участков. Известно, что не так давно Александр Х-ко имел намерение приобрести землю в районе детского лагеря, где работала его жена, под строительство коттеджей. Они должны были возводиться для друзей дяди Камо — российских воров в законе, периодически навещавших Крым. Однако планам «законника» сбыться было не суждено: в ноябре 2006 года сотрудники управления по борьбе с организованной преступностью задержали Камо в Ялте и выдворили неоднократно судимого гражданина Российской Федерации за пределы Украины. Сделано это было на основании Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства». Тогда Сафаряну запретили въезд на территорию нашей страны сроком на 5 лет. Однако это его не остановило.

Ровно через год — в ноябре 2007-го — дядю Камо и его друга Вардана Асатряна по кличке Бдже задержали в Киеве. По некоторым данным, в Москве Камо Сафарян контролирует часть игорного бизнеса, а Бдже является главарем московской ОПГ «Армяне» и осуществляет контроль над сферой квартирных грабежей и краж автомобилей. Криминальные авторитеты прибыли в Украину для организации здесь международной воровской «сходки», на которой собирались утвердить план восстановления контроля криминальной сферы Украины, а также обсудить возможность взятия под контроль ряда украинских компаний. К примеру, планировали установить новые правила в сфере квартирных грабежей. Воры в законе были задержаны в арендуемых квартирах в Киеве. Вардана Асатряна сотрудники отдела по борьбе с преступными организациями и международной преступностью обнаружили спрятавшимся в шкафу, а Камо Сафаряна — курящим на лестничной площадке. Увидев оперативников, он удивленно спросил: «И кто ж меня сдал?»

Камо и его друга снова депортировали в Россию и опять запретили въезжать на территорию Украины в течение пяти лет. Хотя для дяди Камо никогда не существовало никаких запретов, он всегда жил по своим законам. Поговаривают, что недавно его снова видели в Ялте. Наверное, опять здоровье хромает…

You may also like...