Старики-разбойники. О «старческой преступности» заговорили в Интерполе

Пожилые нарушители закона зачастую мудрее и изобретательнее своих молодых «коллег», уверены стражи порядка. А инстинкту самосохранения «стариков-разбойников» могут позавидовать даже самые опытные агенты спецслужб. В лексиконе офицеров Интерпола появилось словосочетание «старческая преступность». 

Ещё никогда оперативные полицейские Гонконга не составляли такого, мягко говоря, оригинального рапорта, как 26 апреля нынешнего года. В документе, в частности, сказано: «На крыше одного из загородных домов нами была обнаружена крупнейшая в Азии партия кокаина — 372 килограмма.

Владелец особняка, 84-летний мужчина, сначала оказал правоохранителям отчаянное сопротивление, избив одного и ранив из ружья другого полисмена. А затем, после того как мы его скрутили, выдал своих подельников, показал, где находится оружейный арсенал, и добровольно сдал несколько мешочков с героином.

Клетка для «Райской птицы»

Выяснилось, что почти все члены наркобанды — пенсионеры и пользуются уважением у соседей. Проведены задержания, но неизвестно, как себя вести с этими задержанными, ибо они люди преклонного возраста». Поговаривают, что китайские журналисты, в руки которых попал сей рапорт, поначалу посчитали его либо фальшивкой, либо глупой шуткой. Дескать, зачем пенсионерам, да ещё в Китае, заниматься сбытом столь масштабного количества кокаина? Во-первых, «пособие по возрасту», как его называют в регионе, позволяет вести отнюдь не бедную жизнь, а во-вторых, наркоторговля, даже мелкая, согласно местным законам, карается длительными сроками тюремного заключения — вплоть до пожизненного.

Но информация подтвердилась полностью: стоимость изъятого кокаина, даже по самым скромным подсчётам, составляет почти 44 млн долларов США, а задержанные сейчас «активно сотрудничают со следствием». Признания «стариков-разбойников» поражают: лидер группировки, имя которого в интересах следствия не называется (для прессы он пока остаётся «дядюшкой Ху»), посредством партии кокаина пытался вызволить из плена захваченного в заложники наркомафией своего друга (по иным данным, даму сердца). Согласно другой версии, наркотик попал в Гонконг «по ошибке» — команда дядюшки Ху должна была переправить кокаин из Пекина в Гаагу, однако то ли курьер перепутал дорогу, то ли его спугнула полиция, но факт остаётся фактом: пожилым правонарушителям придётся отвечать по всей строгости закона.

Впрочем, адвокат, которого уже наняли оставшиеся на свободе родственники Ху, утверждает, что в данном деле может «материализоваться» целый ряд смягчающих обстоятельств. Так, например, если защите удастся доказать попытку «престарелой банды» самостоятельно выйти на след похитителей и её искреннее желание сдать международную преступную группировку китайским правоохранителям, вполне возможно, что «команде Ху» значительно «скостят срок». Кроме того, не исключено, что суд учтёт благородный порыв «стариков-разбойников», старающихся вызволить из плена друга (или подругу).

С не менее оригинальным случаем столкнулись недавно и колумбийские стражи порядка. Как сообщат местная пресса, в один из полицейских участков Медельина регулярно поступала оперативная информация о том, что в труднодоступных районах действует хорошо организованная группа грабителей, совершающая налёты на особняки богатых землевладельцев.

Причём ограбления совершались с исключительной наглостью и невероятной для жителей этих мест фантазией. Каким-то удивительным образом злоумышленникам удавалось отключать дорогие системы сигнализации, запускать на пульт дежурного полицейского стандартную «картинку» и практически беспрепятственно совершать кражи.

В том же случае, если, помимо сигнализации особняк контролировали охранники, их нейтрализовали посредством распыления неизвестного газа. Следует особенно отметить, что ни одна полицейская и даже армейская операции до недавнего времени успехом не увенчивались: складывалось впечатление, что грабителей кто-то предупреждал задолго до начала облавы. На след «неуловимых» правоохранители вышли совершенно случайно: дерзкие преступники попытались ограбить дом одного из военных. Караульные открыли огонь и немедленно задержали пятерых нападавших.

Каково же было удивление стражей порядка, когда выяснилось, что группировка грабителей полностью состоит из пожилых мужчин. Самому старшему из них было 82 года, а младшему — 70 лет. На первом же допросе дедушки признались, что действовали исключительно из гуманных побуждений. Награбленные деньги они отдавали беднякам, а захваченные драгоценности — знакомым женщинам. Избегать облавы новоявленным Робин Гудам помогали те, кого они облагодетельствовали: преимущественно крестьяне и «сеньоры бальзаковского возраста». Среди последних, кстати, оказалось немало женщин, вхожих в дома колумбийской аристократии.

Это может показаться невероятным, но «король кокаина» на свои средства содержал несколько детских домов, участвовал в целом ряде программ помощи обездоленным и — что вообще плохо поддаётся всевозможным комментариям — лично взял на попечение семьи многодетных вдов.

Последний бойскаут

Но главное даже не в этом. Лидером, или, выражаясь точнее, мозгом этой организации латиноамериканских «благородных стариков-разбойников», был некий Альфредо Герильерос Гутьерес. Прозвище Герильерос с испанского буквально переводится как «партизан» или «воин», кому как больше нравится. Альфредо Гутьерес, которому на данный момент неполных восемьдесят пять, в своё время поразил юг Ибероамерики «способностью проходить сквозь стены, предвидеть любую опасность и даже проникать в мозг любого человека». Народная молва наделила Герильероса сверхспособностями, но даже сейчас никто с точностью не может сказать, каким образом он, ещё в 1960-х годах прошлого века приговорённый к расстрелу за марксистскую деятельность, смог совершить побег из наиболее охраняемой тюрьмы страны под Санта-фе-де-Богота.

Затем возглавляемые им отряды органично влились в FARC — партизанскую группу, и сегодня противостоящую правительственным войскам Колумбии. За всю новейшую историю этой страны, наверное, не было более «удачливого хулигана», чем Гутьерес. «Он, словно хищный зверь, чувствует любую опасность, — констатировала как-то испанская журналистка Линда Авилла. — Он либо использует своё обаяние в глазах общественности, либо намекает сторонникам на собственный возраст. Последний довод преобладает».

И действительно, Гутьерес в свои 84 года до сих пор остаётся неуловимым; разыскать и поймать этого инженера по образованию, любителя эпатажа и консультанта лидеров целого ряда латиноамериканских преступных группировок не получается даже у спецподразделений США. «Наши молодые сотрудники иногда вообще сомневаются, что такой человек существует, — подчёркивает представитель медельинской полиции Диего Скармета. — Но поверьте мне, я охочусь за ним уже 30 лет, он не только существует, но и полон всевозможных идей и планов. А задержание «неуловимых грабителей-пенсионеров» — далеко не самая сложная операция».

Возможно, на фоне колумбийской далеко не самой сложной полицейской операции акция бельгийских блюстителей морали покажется просто смешной. В течение года некий пожилой человек путём обмана завладел личным имуществом более сотни обеспеченных жителей Антверпена. Схема его работы была предельно проста: в качестве представителя пенсионного фонда он собирал пожертвования для малоимущих.

Причём предпочитал брать эти пожертвования золотыми украшениями — якобы пенсионерам будет приятнее получать не денежные подарки (в Бельгии пенсионные льготы считаются одними из лучших мире), а «что-нибудь дорогое на память». Сердобольные антверпенцы методично отдавали золотые кольца, серьги, а кое-кто даже пожертвовал колье с бриллиантами. Мошенник попался на собственной глупости. Прихватив у «мецената» обручальное кольцо, инкрустированное платиной, он не смог сдержаться и надел его себе на безымянный палец правой руки. Снять не смог и вызвал службу спасения. Спасатели в свою очередь вызвали полицию.

На первом же допросе 75-летний мошенник признался, что действовал исключительно из чувства любви к 83-летней женщине. По его словам, всё, что он получал от доверчивых сограждан, он дарил своей пассии. Та в свою очередь методично отвергала ухаживания «малолетнего жениха» и просто хранила подарки в платяном шкафу в надежде когда-нибудь их вернуть. В конце концов за «подарками» пришла полиция. В настоящее время прокуратура думает, по какой статье можно осудить «ухажёра»: ни один из пострадавших не намерен добиваться для «влюблённого дедушки» наказания. Тем более что все драгоценности были возвращены владельцам.

А тем временем в лексиконе Интерпола появилось новое словосочетание — «старческая преступность». По аналогии с распространённым термином Jungsters («молодые нарушители») — Oldgsters («нарушители в преклонном возрасте»).

«В этом нет ничего смешного, — поясняет офицер Ове Райнхардт. — Зачастую люди в возрасте намного умнее и опытнее в организации преступлений, нежели молодые правонарушители. И первых найти сложнее, чем последних». Возможно, поэтому к работе над раскрытием преступлений, так или иначе совершаемых пенсионерами, уже привлечены лучшие психологи, психиатры и даже геронтологи Европы и Нового Света. Насколько специалистам удастся проанализировать действия «стариков-разбойников», предугадать не берётся никто.

Но не нужно быть маститым аналитиком, дабы отметить, что во всех вышеперечисленных историях так или иначе фигурировали представительницы прекрасного пола.

Димитрий Бабич, Частній корреспондент 

You may also like...