«Порвать» Африку». В XXI веке каждая сверхдержава будет претендовать на долю Черного континента

Север Африки охвачен волной революций, в Ливии побывали войска НАТО, армия Эфиопии вторглась на территорию Сомали. На экономическом фронте Китай соперничает с США по объемам инвестиций в Черный континент. Только за последние годы Китай вложил в тысячи проектов на Черном континенте более 40 млрд долларов. В XXI веке Африка станет «лакомой коврижкой» мировой экономики, которую необходимо распределить между сильными «едоками». Так что же делить будем?

Кусок первый: сырье

Не секрет, что в Африке разведаны месторождения почти всех известных видов полезных ископаемых. Континент занимает 1-е место по запасам марганца, хромовых руд, бокситов, золота, платины, кобальта, алмазов, фосфоритов, флюорита, 2-е – по запасам руд меди, асбеста, урана, сурьмы, 3-е – по запасам нефти, газа, руд ртути, 4-е – по запасам железных руд.

По мнению экспертов, крупнейшие разведанные запасы «черного золота» составляют не более 4 – 5% от потенциально выявленных. Пока же африканские запасы нефти оцениваются в 9,26 млрд тонн (6,7% мировых залежей). Крупнейшие залежи «черного золота» находятся в Ливии (достоверные запасы – 4 млрд т), Нигерии (2,8 млрд т), Алжире (1,3 млрд т).

В начале XXI века именно нефтедобыча вышла на первые строчки африканского инвестиционного хит-парада, потеснив алмазы и руду. В Гвинейском заливе «прописались» корпорации с мировым именем – British Petroleum, Shell, Exxon Mobil и другие. Из отечественных сырьевых компаний наибольший интерес к африканским проектам проявляют «Лукойл» и «Роснефть».

Кусок второй: люди

Времена, когда каравеллы привозили рабов и вино в метрополию, давно прошли. Теперь не рабочих везут к станкам, а наоборот: средства производства размещают в регионах с дешевыми трудовыми ресурсами. Таким образом, убиваются сразу два зайца: себестоимость продукции ниже, и в страны «золотого миллиарда» не переносятся социальные проблемы, связанные с трудовой миграцией.

Сейчас в Африке живут 1 миллиард человек – это 14% мирового населения. Однако удельный вес Черного континента в мировом промышленном производстве составляет лишь 2,5%. К 2040 году, по данным экспертов, население Африки удвоится.

Это ли не повод перенести в «страны Лимпопо» производства из того же Китая, где рабочая сила дорожает? Сейчас доля городского населения в Африке подходит к 40% – значит есть неиспользованные резервы роста. Иными словами, работящие сельские парни, на плечи которых и взваливается любая индустриализация – будь то в Америке или Евразии.

Кусок третий: инвестиции и торговля

Африка – непаханное поле для приложения денег. Дорог почти нет, электричества мало, аэропорты мирового уровня по пальцам пересчитать можно. В 20 африканских странах производство электроэнергии на душу населения составляет менее 100 кВт.ч в год. Для сравнения: в России этот показатель составляет около 10 тыс. кВт.ч в год, в Норвегии – 26 тыс. кВт.ч в год.

В последние 20 лет на континенте многократно выросла нефтедобыча, однако трубопроводов построено крайне мало. В Центральной и Южной Африке упор делается на освоение шельфовых месторождений, однако немало нефти и в материковой части. Значит, нужно возвести тысячи километров нефтепроводов.

По части инфраструктурных проектов в Африке лидирует опять же Китай. В обмен на участие в развитии экономики стран Черного континента Поднебесная получает торговые преференции. Ежегодный товарооборот Китая с Африкой превышает 130 млрд долларов (для сравнения: в 2010 г. объем российско-китайской торговли составил 56 млрд долларов).

Судан, который десятилетиями находится вне зоны доступа западных нефтяных компаний, стал одним из ключевых поставщиков нефти на китайский рынок. До того как там произошла революция с разделом страны, КНР ежедневно потребляла 600 тыс. баррелей суданской нефти.

Кусок четвертый: влияние

Вес континента в мировой политике растет под стать перспективам его освоения. Недавно самую технологически продвинутую страну Африки – ЮАР – включили в список государств второго мира. Теперь этот блок называется БРИКС, где С – это South Africa, а остальное – Бразилия, Россия, Индия и Китай.

Однако для поедания первых трех «кусков» политической системе Африки необходима «перезагрузка». До сих пор многие страны континента жили в реалиях ХХ века, когда за умы африканцев боролись СССР и США. По сути, они и устанавливали в той или иной стране дружественный себе режим: кто-то строил социализм, кто-то – капитализм.

В XXI веке, когда эта борьба сошла с политической сцены, правители некоторых африканских стран почувствовали себя полноценными их хозяевами. А зря: африканская «коврижка» слишком жирна для индивидуального употребления. Возможно, именно в этом и кроется секрет политических изменений, прокатившихся по всему северу Африканского континента.

Следует заметить, что и Россия, несмотря на скромную свою роль в объемах экономического сотрудничества, старается «застолбить» за собой несколько участков в Африке. Одним из главных партнеров стала Ангола – именно здесь идет активная разработка алмазов, участие в которой принимает российская корпорация «АЛРОСА». Однако до лидеров экономического сотрудничества нам еще далеко: российско-китайский товарооборот составляет чуть больше 7 млрд долларов в год.

Впрочем, дружба измеряется не только деньгами. Злые языки поговаривают, что устранение главного ангольского бунтовщика Жонаса Савимби в 2002 г. прошло под руководством опытных евразийских инструкторов. После этого Анголу исключили из списка государств, в которых идет гражданская война, и в страну потекли инвестиционные реки. Главное – чтобы эти деньги доходили до карманов простых африканцев, а не оседали на счетах их национальных лидеров.

Автор: Александр Вертячмх, spbvedomosti.ru

You may also like...