Дороги, которые нас обирают: каждые 100 километров рядовому водителю обходятся в 500 гривен убытка!

Сегодня состояние бездорожья в Украине начинается не где-то там избирательно и далеко, в глубинке или в депрессивных территориях, а почти повсеместно уже за 30—50 километров от крупных городов и нескольких государственных трасс. Подсчитаем убытки рядового водителя — они грандиозны!

Дороги — это почти беспроигрышная тема. Очевидно, что эта проблема настолько значимая, что тот, кто займется ее решением, получит многолетний кредит доверия и явные избирательные преференции. Двадцать лет бездеятельности и несоответствующей организации дали свои горькие плоды. Ведь в настоящий момент состояние бездорожья начинается не где-то там избирательно и далеко, в глубинке или в депрессивных территориях, а почти повсеместно уже за 30—50 километров от крупных городов и нескольких государственных трасс.

Для власти дороги, или вернее — бездорожье, это непреодолимая и нарастающая головная боль, и тут, как в случае с языковой провокацией, законопроектом и говорильней не обойдешься. Долгое время автодоры были словно лишь инструментом бюджетного дерибана, — и вот «нарыв прорвало». Наверное, сами чиновники не верят в реальность решения этой проблемы, так как даже на самые смелые протесты людей не реагируют совсем, а для себя нашли выход в самолетах и вертолетах. Те, кто меньше рангом и более отдален от финансовых ресурсов, довольствуются автомобилями-вездеходами, а остальному населению остается безнадежное бездорожье. 

Обычно это земля–песок–гравий–асфальт. Из–за того, что гуляют почвы, из–за циклов разморозки–заморозки, нагрузок от автомобилей, песок смешивается с землей, гравий проваливается в песок, ну а пластичный асфальт следует за основой. Если асфальт хороший, то будет колея, если асфальт не пластичный, то он порвется и будет яма.

Как построить дороги, которые прослужат 50 лет

Но дороги — это не только место движения автотранспорта, это важный элемент экономики, инфраструктуры и предпринимательской среды. Образно — это сосуды экономики. А затяжной варикоз и тромбофлебит этих сосудов существенно усложняет ведение бизнеса и снижает инвестиционную привлекательность. Симптоматично, что почти все большие прорывы стран начинались с дорожного строительства. Уже сейчас во многие села именно из-за бездорожья не заезжают автобусы, не работают магазины, не приедет «скорая помощь» и почта. Нормально ли это?

Тем более что граждане, как говорится, отдают все, что требуется, в форме налогов.  А закрепленных в действующей нормативной базе Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования Украины еще никто не отменял. Согласно им даже на дороге самой низкой категории на 100 тысяч квадратных метров должно быть не более 3—7 метров квадратных повреждений в форме ям.

Не трудно посчитать, что при ширине дороги в 7 метров 100 тысяч м2 соответствует 14,2 км, а из этого следует, что на таком расстоянии должно быть не более 12—28 ямок (размером 50х50 см). Такое количество, да еще и «более крупных и более глубоких» ям мы легко найдем не только на 1 км, но и зачастую — на стометровке.

Знаю мост на межобластной дороге через реку Западный Буг, который уже более десяти лет считается аварийным! Физическое лицо, в случае подобной халатности на работе и в жизни, граничащей с саботажем, было бы подвергнуто не только финансовым санкциям или уволено с работы, а возможно, на несколько лет попало бы на государственное питание и содержание. Государству все сходит с рук, а государственные чиновники, растерянно разводя руками, невзирая на это становятся все более зажиточными и неприступными.

Чем это оборачивается для обычного человека в ежедневной борьбе с халатностью и пассивностью государства? Попытаемся просчитать расходы только на примере. Представим себе человека, который вынужден по делам или личным нуждам трижды в неделю преодолевать на автомобиле среднего класса расстояние в 50 км туда и обратно, — итого 100 км. Пробег за неделю будет составлять 300 км. Расходы топлива при нормальных обстоятельствах — 24 л х 11 грн = 264грн, при реальных 33 л х 11 грн — 363 грн.

По оценкам экспертов Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), убытки от количества аварий для экономики Украины оцениваются в $5 млрд. в год. Больше всего смертей на дороге происходит на Житомирщине, а аварий – на Донбассе. Киев оказался самым безопасным для автомобилистов.

Самые опасные дороги Украины: перечень

Затраты рабочего времени 2 час. х 100 грн = 200 грн, при бездорожье — 4 час. х 100 грн = 400 грн. Уже на прямых расходах разница будет составлять 763 грн — 464 грн = 299 грн. Прибавим к этому хотя бы 0,5 ремонта колеса и увеличение износа шин, повышенные минимум в три раза нормы текущего ремонта ходовой, увеличенные расходы на связь, холодные напитки, не учитывая уже валидол и успокоительные, мы легко насчитаем совокупные дополнительные расходы около 430—520 грн. Вот так легко мы заплатим 500 грн за чужое, как говорил Остап Бендер, «разгильдяйство и бездорожье».

Мы сознательно избежим таких случаев, когда автомобиль перевернулся, отвалилось колесо или кто-то не попал вовремя к врачу. Кто-то не едет к родственникам, кто-то не попадет на учебу, кто-то не успеет на поезд, а у кого-то даже такая «мелочь», как скисло молоко или испортились фрукты. Тогда другие калькуляции, да и настроения людей часто намного радикальнее, чем у Олега Ляшко в порыве «борьбы за права людей».

Такие случаи нередки, ведь ямы безжалостны и коварны по отношению к автотранспорту и его водителям. Бездорожье будет весомым аргументом против многих местных инициатив и предпринимательских начинаний. В конце концов, оно вызывает серьезное неверие и раздражение. Знаю местного водителя, который зарабатывает в Испании. Когда же ему пришлось по печальным семейным обстоятельствам поездить по одной из внутриобластных, но довольно оживленных дорог, то где-то на 15 км он вышел из Тойоты, сел на обочине и чуть не заплакал: «За что такие издевательства?».

Даже одинокий автолюбитель, несет значительные дополнительные расходы на плохих дорогах. Транспортные компании, решившие купить самосвал или фуру, понесут конечно из-за такх дорог еще большие расходы, также как и крупные перевозчики, предприятия производители и т.д. 

Другой пример тоже это прекрасно иллюстрирует: когда в одном из сел Львовщины непогодой повредило покрытия большинства домов, власти, вдохновленные «успехами Евро-2012», все же как-то расщедрились на шифер хотя бы для школы и дома культуры. Так вот, этот стратегический для села груз везли по дороге в 22 км почти 2,5 часа, и при этом 30 из 300 листов шифера повредились! Экономика? Инвестиционная привлекательность? Европейский выбор?

А теперь представим себе, что за час светлого времени суток по этой дороге проезжает минимум 20 автомобилей, за летний день наберется 20 х 16 = 320 авто, а за 5 дней недели уже 1600 транспортных единиц. Общие дополнительные расходы на этом отрезке дороги будут составлять уже почти 800 тысяч грн.! Если поток вдвое больше — уже и порог в полтора миллиона гривен перекрыт. А сколько таких дорог лишь в одной области? Вот где магия больших цифр. Вот где настоящая цена ремонтов, вернее — их отсутствия или имитации.

* * *

 Если спросить, что объединяет всех украинских водителей, ответ приходит незамедлительно – плохие дороги. Качество дорог в нашей стране всегда желает быть лучшим. Современных покрытий, отвечающих всем мировым и европейским нормам, у нас в стране с большими натяжками можно сосчитать на пальцах одной руки, а, так называемого, дорожного ремонта хватает максимум на несколько лет – и все повторяется снова.

Убитые дороги Украины: асфальтоукладчица Катерина о дорогах в Днепропертовске (видео +фото)

А теперь сравним это с другими цифрами: по данным Службы автомобильных дорог стоимость ямочного ремонта одного квадратного метра повреждений колеблется от 112 до 201 гривны в зависимости от способа латания дорог. Хотя эти «ямочные ремонты», которым подвергаются наши дороги, ничего общего не имеют ни с технологией, ни с упомянутыми правилами. Ведь в них указано: «Выбоину готовят к ремонту путем обработки краев пневматическим инструментом или фрезой, а также применяя разогрев горелками инфракрасного излучения.

Покрытия устраивают из горячих и теплых асфальтобетонных смесей; аналогичных или близких по составу к смеси, из которой состоит ремонтируемое покрытие». Честно говоря, за пределами крупных городов и важных трасс такого нигде в Украине не видел. А вот когда ямы засыпали гравием с глиной и утрамбовывали сапогами — видел неоднократно. При таких условиях денег никогда не хватит, а ямы перманентно будут побеждать дорожников.

Когда-то и как-то «сэкономили», вовремя и качественно не сделали — а водителям теперь придется за это платить. Не парадокс ли: все автопроизводители непрестанно борются за экономию горючего, а наши дорожные мастера нивелируют эти усилия бесхозяйственностью государственного масштаба.

Даже одинокий автолюбитель, как мы показали, несет значительные дополнительные расходы. Какие суммы расходов, вернее — потерь набегают у крупных перевозчиков, предприятий производителей, транспортных компаний — пусть подсчитают их экономисты. Убежден, что суммы поразят и даже шокируют. Дешевле и правильнее было бы сделать качественный ремонт или даже реконструкцию. Для чего платить ежедневную и растущую дань ямам и выбоинам?

Автор: Юрий ГУБЕНИ, «День»

Читайте также: