Финансовое мошенничество в Украине: вам втюхивают миф

Кризис породил новый класс мошенников, которые под видом солидных компаний завлекают наивных украинцев обещаниями баснословной прибыли. Схемы финансового мошенничества в развивающихся странах процветают из-за малограмотности населения, а в развитых — по вине неверной или искаженной информации о деятельности компаний. В украине есть и то, и другое.

«Мы были, есть и будем!» — именно с таким громким лозунгом нередко выходят на финансовый рынок новые игроки, обещая надежность, стабильность и высокий заработок. Но, как правило, именно такие «вечные» структуры быстро исчезают без следа.

За примерами далеко ходить не нужно. Достаточно вернуться в 2008 год, когда стало известно о крахе Madoff Investment Securities — одного из самых известных и, казалось бы, надежных инвестиционных фондов США, генерировавшего 12–13% прибыли в год. Оказалось, что его глава Бернард Мейдофф работал по хорошо обкатанной схеме: привлекая деньги клиентов, он направлял их не на инвестиции, а на собственные счета. А прибыль Мейдофф длительное время выплачивал за счет притока новых инвесторов. Пирамида американского шулера прожила 13 лет, но когда схема была раскрыта, убытки оказались беспрецедентно высокими, достигнув 50 млрд долларов.

В Украине таких масштабных схем обмана пока не было, но год от года в нашей стране возникают компании, которые кидают доверчивых и не способных учиться на своих ошибках граждан.

Еще до кризиса разразился скандал, связанный с компаниями King’s Capital и Lionebank. Первая якобы вкладывала деньги в строительство коттеджей под Киевом и обещала заработок до 37% годовых, а Lionebank обещал инвестиции в ведущие фондовые рынки мира, суля доходность под 70% в год. Украинцев не смущал даже тот факт, что обе компании не имели ни одной лицензии на работу с финансовыми активами, а соответственно, гарантии возврата средств были нулевыми. Так и произошло: компании обанкротились, кинув клиентов, по оценкам правоохранительных органов, на сумму около 150 млн гривен.

Причастный к созданию псевдоинвестиционной компании King's Capital Сандей Аделаджа так и остался безнаказанным

Причастный к созданию псевдоинвестиционной компании King’s Capital Сандей Аделаджа так и остался безнаказанным

«За истекшие два с лишним десятилетия социальные «лифты» в Украине остановились, малый бизнес вымирает. Куда деваться? Поэтому пирамиды и подобного рода структуры для многих граждан кажутся логичным выходом из тяжелого положения», — отмечает социолог Юрий Задирака.

В последний год, как только экономика начала погружаться в новую рецессию, появились очередные «умельцы» с обещаниями шальных заработков — финансовые соцсети МММ-2011 и МММ-2012 под патронатом гениального Сергея Мавроди (см. «In Mavro we trust»), а также «MMCIS инвестментс», заполонившая рекламой крупнейшие города и украинские СМИ. Регулятор — Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) — реагировал с опозданием. Так, решение заблокировать рекламу «MMCIS инвестментс» появилось только через полгода ее активной деятельности (см. «Деньги любят тишину»).

Константин Кондаков абсолютно не стыдился завлекать инвесторов, обещая им сто процентов прибыли в год

Константин Кондаков абсолютно не стыдился завлекать инвесторов, обещая им сто процентов прибыли в год

За семью капиталами

Желающих спекулировать на человеческой жадности меньше не становится. А чем суровее кризис — тем массивнее манна небесная, то есть доходность, которую обещают мошенники инвесторам.

В феврале нынешнего года редакция «Эксперта» натолкнулась на рекламу некой инвестиционной компании Seven Capital, которая явно решила забрать себе лавры MMCIS. Новая компания обещает уже не сто процентов годовых, а предлагает заработать за год около 390%. И меньше чем за месяц своего присутствия в Украине, по словам представителей Seven Capital, привлекла десять тысяч инвесторов. Если учесть, что минимальный вклад — 50 долларов, компания уже собрала с украинцев не менее полумиллиона.

Глупо рассчитывать на то, что пострадавшие клиенты смогут добиться правды от сбежавшей с деньгами компании, которая находится в одном из офшоров

Корреспондент «Эксперта» вошла в образ одного из несмышленых клиентов. Всё началось с сайта Seven Capital и попыток найти ее адрес, чтобы встретиться с руководством или, на худой конец, ведущими консультантами. Однако безрезультатно: как оказалось, в Украине, да и в других странах представительств не существует. Правда, есть головной офис в Коста-Рике и представители-сборщики стартового взноса, которые координируют работу компании в отдельно взятом регионе. Если верить сайту Seven Capital, то пока ее деятельность сосредоточена на России и Украине. Причем в нашей стране уже насчитывается 25 представителей.

Основным куратором по Украине является Иван Фомичев, с которым удалось связаться по скайпу. Фомичев, работающий в Донецке, очень долго и обстоятельно рассказывал о компании, о том, что это глобальный и перспективный проект, активно формирующий сеть партнеров. Мол, Seven Capital начинала свою историю как управляющая компания в Юго-Восточной Азии, а создание собственной технологии принесло хорошую прибыль инвесторам еще в 2010 году. В итоге компания решила выйти в глобальную сеть, создав собственную интернет-платформу, которую Фомичев именует «инновационным инвестиционным продуктом».

Обещанная Seven Capital доходность впечатляет: от 0,6–0,7% за каждый рабочий день, но в среднем, по словам координатора, достигает 1,5%. Проще говоря, инвестор зарабатывает более 30% в месяц. И уже спустя квартал 50 вложенных долларов превратятся в сотню, а через год — в 250. Любой банк позавидует такой доходности.

«Клиент всегда контролирует состояние своего счета, а прибыль автоматически отображается в личном аккаунте. Причем уже на следующий день после зачисления средств на свой счет инвестор может снимать доход. И заметьте, для этого работать не нужно вообще, поскольку за вас это делает целая компания с профессиональными трейдерами», — не скупился на елейные речи Иван Фомичев.

По его словам, компания инвестирует в пять ключевых направлений: золото, энергетику, IT-коммуникации, финансовый сектор, нефтегазовую отрасль. «Благодаря такой диверсификации риск минимален. Яйца лежат в нескольких разных корзинах», — уверяет представитель Seven Capital.

Однако когда дело дошло до обязательств, оказалось, что между клиентом и компанией не существует даже простейшего договора, который оговаривает условия сотрудничества сторон, содержит адрес, реквизиты контрагента, размер инвестиции, сроки внесения денег и условия взаиморасчетов. «На нашем сайте есть партнерская программа, инвестор знакомится с ней и принимает условия. По сути, это публичная оферта, которая заменяет договор», — объяснил Фомичев.

Партнерская программа является типичным информационным буклетом. В ней лишь прописаны размеры бонусов и лозунги для привлечения новых партнеров и нет ни слова об ответственности Seven Capital за ненадлежащее управление финансовыми активами.

Инвестиция уходит из зоны контроля украинских финансовых властей. Стартовый взнос надо перевести напрямую на счет Seven Capital, например, с банковской карты или через кошелек Webmoney, и эти средства, цитируем, «…переходят в активы компании». Проще говоря, деньги без каких-либо гарантий попадают в распоряжение структуры, находящейся в офшорной зоне.

Мифический заработок

Риски инвесторов, ввязавшихся в данную схему, огромны. Чтобы это понять, достаточно проанализировать предложенную компанией стратегию.

Во-первых, если исходить из обещанной прибыли, результаты торгов Seven Capital должны быть всегда положительными. То есть убыточных дней не должно быть вообще, а так на финансовых рынках не бывает. «Статистика доходности трейдеров, годами торгующих на финансовых рынках, подтверждает: прибыльная торговля на рынках возможна. Но исключительно прибыльная торговля — это миф», — говорит финансовый аналитик компании «Альпари Украина» Александр Михайленко.

Предлагая заработать за год около 390%, компания Seven Capital уже затянула в свои сети 10 000 человек

Во-вторых, ни один актив, особенно в нынешних рыночных условиях, когда значительная часть развитых стран находится в состоянии рецессии (или их экономики близки к спаду), не способен показать такую впечатляющую динамику. Чтобы убедиться в этом, достаточно оценить ретроспективную доходность самых ликвидных активов. Например, золото за 2012 год подорожало чуть более чем на 22%, хотя на сайте Seven Capital указано, что следует ожидать более 600% роста в золотодобывающем секторе в течение следующих полутора лет. Аналогично и с нефтью: за 2012-й цена на марку Brent выросла лишь на 15%, в то время как компания считает, что спрос на этот ресурс в течение трех лет увеличится в восемь раз. На чём основаны такие прогнозы, непонятно. Тем более что добыча природных ресурсов во всём мире усложняется, и ее прирост год от года минимален — в пределах нескольких процентов.

То, что Seven Capital успех своих торгов обосновывает самостоятельно разработанной торговой платформой, и вовсе не выдерживает никакой критики. «Многие трейдеры используют роботизированные торговые системы, но нужно понимать, что такая система не является «машиной для производства денег», а лишь автоматизирует часть торговых процессов и дает возможность трейдеру экономить время и силы, но никак не гарантировать получение непрерывной прибыли», — считает Михайленко.

При этом Seven Capital откровенно воплощает концепцию сетевого маркетинга, хотя на своем сайте заявляет обратное. Признаки «пирамидальности» налицо: компания ранжирует статус вкладчиков и начисляет разный уровень объема ежемесячного бонуса (от одного-двух до 15%) в зависимости от суммы привлеченных инвестиций партнерами-рефералами. Всё словно в МММ: больше вкладываешь — больше получаешь.

В обход запретов

По украинскому законодательству, деятельность компаний, предоставляющих финансовые услуги, должны отслеживать Нацкомфинуслуг, НКЦБФР или Национальный банк, а в случае проблем — применять к ним санкции. Однако всё это работает лишь при условии, что такая структура или ее представительство находится на территории нашей страны и как юридическое лицо внесена в Единый госреестр предприятий и организаций.

«Для законной работы на территории Украины компании-нерезиденту нужно регистрировать у нас дочернюю структуру. Кроме того, понадобится соответствующая лицензия, свидетельство о регистрации финансовой организации и необходимые разрешения на ведение финансовой деятельности», — объясняет партнер международной юридической компании Campio Group Юрий Лазуренко.

Андрей Стасевский не хочет защитить украинцев от финансовых пирамид

Андрей Стасевский не хочет защитить украинцев от финансовых пирамид

В противном случае структура функционирует вне правового поля нашей страны, и ее клиенты не защищены никакими законами. Кстати, как раз по причине отсутствия у компаний King’s Capital и Lionebank каких-либо лицензий ни один надзорный орган вовремя не вмешался в их работу, что и привело к массовому обману людей. Хотя та же Seven Capital предлагает своим клиентам услуги доверительного управления финансовыми активами и привлечения финансовых активов с обязательством их последующего возврата. И они четко попадают под действие Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг» как финансовые, а следовательно, подлежат регулированию со стороны Нацкомфинуслуг и НКЦБФР.

В обеих комиссиях на вопросы, касающиеся сомнительных схем, отмалчиваются. Так, двухнедельные попытки «Эксперта» получить у регуляторов ответ на вопрос, кто вообще отслеживает проникновение таких структур на территорию Украины, оказались безуспешными. Это и неудивительно, поскольку еще в прошлом году глава Нацкомфинуслуг Андрей Стасевский предупредил, что деятельность любых схем с признаками «пирамидальности» и финансового мошенничества, но при этом не имеющих лицензий его комиссии, под регулирование не попадает (см. «Великая пираМММида»).

Да и что говорить, если даже Национальный банк с его силой административного влияния смотрит сквозь пальцы на то, с каким упоением банки «задирают» процентные ставки по депозитам, которые в конце 2012 года достигали 30% по гривне.

Всё это происходит на фоне неутешительной статистики по мошенничеству в Украине: ежегодно милиция регистрирует свыше 20 тыс. случаев обмана, из которых несколько сотен — махинации с финансовыми ресурсами. Причем уровень раскрываемости по таким делам за последний год снизился. «В Уголовном кодексе есть статья о мошенничестве, мы ориентируемся на нее.

Если действие финансового учреждения попадает под эту статью, тогда мы принимаем меры. В противном случае правоохранительные органы вмешиваться не могут», — пояснил сложности с привлечением к ответственности виновных в мошенничестве первый заместитель начальника управления по связям с общественностью МВД Украины Сергей Бурлаков.

В Украине пока не существует закона, запрещающего создание финансовых пирамид и устанавливающего уголовную ответственность за привлечение финансовых активов в такие схемы (законопроект «О запрете финансовых пирамид», поданный в декабре 2012 года депутатом от БЮТ Сергеем Терехиным и согласованный с Нацкомфинуслуг, еще не добрался до сессионного зала парламента). В нашей стране даже нет норм, карающих за доведение предприятия до банкротства. В результате собственники разорившихся в кризис финучреждений «Киев», «Надра», Укрпромбанк, Родовід Банк, компаний «Страховые традиции», «Вексель» и многих других остались безнаказанными.

Бывший трейдер банка Societe Generale Жером Кервьель уверяет, что провернул махинации на пять миллиардов евро с разрешения руководства

Бывший трейдер банка Societe Generale Жером Кервьель уверяет, что провернул махинации на пять миллиардов евро с разрешения руководства

Между тем во всём мире сейчас идет жесткая борьба с любыми мошенническими схемами. Жером Кервьель, приговоренный к пяти годам лишения свободы экс-трейдер французского банка Societe Generale, проведший незаконные биржевые операции на сумму почти пять миллиардов евро; старейший частный банк Швейцарии Wegelin & Co, лишившийся лицензии и 16 млн долларов за то, что помог американским клиентам скрыть более 1,2 млрд долларов от налоговой службы; или банк UBS, оштрафованный на 9,45 млн фунтов стерлингов за рисковые операции с бумагами разорившегося фонда American International Group Inc. (AIG), — это далеко не полный перечень тех, кто поплатился за махинации с деньгами клиентов в кризис и после него.

Нужен пруденциальный надзор

Виктор Суслов, бывший глава Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины:

— Почему в мире нет успешного опыта в борьбе с финансовыми пирамидами и многими другими непрозрачными схемами? Ведь даже если взять за основу большинство классических финансовых учреждений, которые работают на рынке в законодательном поле и четко следуют нормативам, они всё равно по некоторым параметрам попадают под определение «пирамиды». Поэтому, независимо от закона, урегулировать эту проблему, причесав всех под один гребень, очень сложно.

Должно быть четкое разграничение, которое позволит регулятору на индивидуальной основе определять тип финансового учреждения, а также его принадлежность к подозрительным и мошенническим схемам. Более того, чтобы предотвратить обман, любая финансовая услуга должна попадать под систему пруденциального надзора. Эта система позволит не бороться с последствиями, как это происходит сейчас, а предотвращать их и упреждать мошенничество, что давно стало нормой на развитых финансовых рынках.

Проигрышная лотерея

Генрих Пеникас, преподаватель Высшей школы экономики (Россия):

— Проблема финансового мошенничества лежит в социальной плоскости, поскольку люди, потерявшие из-за кризиса свои инвестиции и сбережения, пытаются наверстать потери за счет лотереи. И многие заложники схем и пирамид наивно полагают, что смогут получить легкие деньги, успев выйти первыми. Но проблема заключается в том, что «инвестор» не контролирует процесс и никогда не может знать, где та точка невозврата, после которой выйти, не потеряв свои деньги, попросту невозможно.

Схемы обмана и финансового мошенничества в развивающихся странах процветают из-за финансовой неграмотности населения, а в развитых государствах — по вине неверной или искаженной информации о деятельности компаний. Например, в США ни один, даже самый доходный и рискованный хедж-фонд не сдает стандартизированную отчетность.

Поэтому единственное, что может сделать государство, — это закрепить объем раскрываемой информации (кстати, высокий уровень обнародования данных о работе любой структуры — это ключевой сигнал о том, что она не является пирамидой), а с другой — повысить уровень финансовой грамотности населения, чтобы люди осознавали риск, на который они идут.

Автор: Анна Завертиленко, журнал Эксперт-Украина, №7(380) 

You may also like...