Как покупают в Украине водительские права и как устранить такие коррупционные схемы
Статистика свидетельствует, что за неполный 2017 на дорогах Украины произошло 146 000 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло более трех тысяч человек и более 31 000 были травмированы.Трагические последствия ДТП часто является причиной незнания водителями правил дорожного движения и оказания первой медицинской помощи. Потому что права легко просто купить.
«Когда я училась в автошколе, то в нашей группе было 30 человек. С начала только все говорили: если хочешь сдать экзамены, то должен сдать деньги инструктору. А в конце обучения один из одногруппников назвал «залог успеха»: все, кто чувствовал себя более-менее уверенно по теории и вождению, должны были сдать по $120, а те, кто ничего не учил, должны были принести по $300» , – вспоминает Инна К., как несколько лет назад она получала водительское удостоверение в Харькове.
«Человек платит то, что у кого-то найдется «левый» бланк и ему выдадут «липовые» права»
Женщина отмечает, что материал учила добросовестно, но все же сдала $120. Когда группа пришла сдавать теоретический экзамен на знание правил дорожного движения, то учеников заводили в класс по очереди и четко указывали, за какие именно компьютеры кому сесть. За сдачей экзамена наблюдал представитель Госавтоинспекции. Инна, как и еще одна девушка, которая сдала $300, сделали вид, что без проблем «нащелкали» 20 правильных вопросов. На самом деле программа дала все правильные ответы за них.
А если бы не заплатили?
Смертельная авария на Сумской, которая произошла 18 октября, потрясла харьковчан и породила много вопросов. Напомним, 20-летняя Елена Зайцева проехала на красный свет на большой скорости и столкнулась с Volkswagen Tuareg. Ее автомобиль вылетел на тротуар, 5 человек погибли на месте, еще одна пострадавшая умерла в больнице. Оказалось, что за два года за рулем Зайцева шесть раз нарушала ПДД.
Как покупают права в Харькове: «Подъехать к МРЭО, спросить Рыжего»
«Из разговоров с одногруппниками я узнала, что в результате из 30 человек сдали теорию лишь семеро: пять юношей и нас двое, девушек, остальные – провалились, – пожимает плечами Инна . – А когда мы пришли сдавать экзамен на вождение, то все пятеро ребят друг за другом наделали ошибок и никто из них практику не сдал. Итак, из 30 человек с первой попытки получили права только я и моя коллега, которая заплатила $300».
Касса – $ 17500000
Правительственно-общественная инициатива «Вместе против коррупции» подсчитала объем рынка сделок между неуверенными будущими водителями, инструкторами и работниками соответствующего направления МВД. За прошедший 2017, согласно данным отчета Главного сервисного центра МВД, по всей стране было выдано 352 840 водительских первичных удостоверений (то есть, с обязательной сдачей экзаменов). Сколько из этих людей решали вопрос через уплату взяток, таких данных, конечно, не существует. Например, Инна утверждает, что в их группе, после первой неудачной попытки сдать экзамены самостоятельно, заплатить согласилось где-то две трети учеников.
Расценки за эту «услугу» от посредников на их сайтах в прошлом году стартовали от $100 и достигали $500 "под ключ" (то есть, заплатил – и даже не появляешься на экзамены, а через условное время тебе приносят желанную «корочку»). Итак, если предположить, что хотя бы половина людей «подстраховывала» свои знания с помощью минимальных $100, и разделим 352 840 на 2, умножаем на 100 и выясним, что только за год в карманах к этомк «причастных» осело больше $17,5 миллионов! Хотя это и очень приблизительная, но впечатляющая сумма, в которую в Украине оценивается наша с вами безопасность на дорогах.
Изменения в МВД, уже воплотили…
Правда, прошлый год стал в этом смысле переломным. Работники Главного сервисного центра МВД совместно с экспертами «Вместе против коррупции» много сделали для того, чтобы снизить коррупционные риски в системе сдачи экзаменов на вождение. По всей стране на смену МРЭО, где потребителей услуг ждало весьма формальное общение, уже пришло 50 прозрачных сервисных центров, в которых украинцы могут получить административные услуги, в том числе и права, в гораздо более удобных условиях, без коррупционных намеков и расходов.
По словам начальника Главного сервисного центра МВД Украины Владислава Криклия, уже введены антикоррупционные меры предосторожности при составлении теоретического экзамена ПДД. «Не существует теперь билетов с вопросами, как было прежде. Когда человек садится за компьютер, то он автоматически формирует уникальный перечень вопросов. Всего существует перечень из 2000 вопросов, но, например, под категорию «В» подпадает только 700 из них. Итак, из этих 700 вопросов 20 вопросов будут определены для человека случайным путем. К составлению теории мы еще добавим процесс видеофиксации, установим камеры непосредственно в панелях компьютеров, которые в разное время, в течение сдачи экзаменов, должны сделать три снимка, чтобы зафиксировать, что это именно этот человек и что ему никто не помогал», – объясняет Криклий.
…и которые, еще предстоит воплотить
При этом руководитель Главного сервисного центра МВД признает, что даже так не во всех переоборудованных сервисных центрах коррупция исчезла окончательно. В некоторых случаях есть потребность принять кардинальные меры.«Если взять территориальный киевский сервисный центр, который находится на улице Туполева, то мы считаем, что единственным способом преодолеть проблему – перенести его полностью на новую локацию, – говорит Владислав Криклий. – Такую, которая не будет окружена представителями сторонних организаций. Потому что вокруг этого центра уже работают целые династии, которые скупили там помещения, участки и предлагают услуги, начиная от договоров купли-продажи и страховок, до нотариальных услуг. Попытки воевать с ними приводят к нашему проигрышу, потому что мы – государственное учреждение, а они, формально, бизнес. Уже есть несколько локаций для переезда, но пока не буду говорить, чтобы не пугать потенциальных хозяев новых помещений».
Но фирмы-посредники, которые предлагают услуги оформления водительских удостоверений, пока никуда не исчезли с украинского Интернет-пространства. И какая борьба с ними ведется, пока никто не слышал. Однако, цены – примерно такие же, как и раньше: за «юридическое сопровождение при получении водительского удостоверения» надо заплатить 12 500 гривен и «появиться в МРЭО только один раз – при оформлении удостоверения».
«Наши специалисты достаточно плодотворно сотрудничали с Главным сервисным центром МВД в 2017 году, – говорит координатор «Вместе против коррупции» Оксана Величко. – В частности, в сервисных центрах были отключены так называемый тестовый или тренировочный режим, который позволял ученикам якобы потренироваться перед сдачей экзаменов. На практике эти компьютеры использовались для имитации сдачи экзаменов: «Главное сделай вид, что нажимаешь 20 раз, никому ничего не говори, вставай и выходи из аудитории», – инструкция перед сдачей экзамена, о которой рассказала нам одна из опрошенных нами учениц автошколы».Также, по словам Величко Главный сервисный центр разработал и обнародовал все экзаменационные вопросы и варианты ответов на них. Впервые в этом участвовала общественность, что позволило устранить некорректные вопросы и с двойным смыслом.
«Впрочем, услуга «подстраховки» к сожалению, остается довольно популярной у учащихся автошкол. Мой сын, который недавно учился в автошколе, рассказывал, что во время одного занятия с инструктором, тот успевал собрать из группы в 10 человек 5-6 конвертов от желающих получить гарантию успешной сдачи экзаменов. Поэтому коррупционный треугольник «ученик – инструктор – представитель ТСЦ» нужно разрывать. В частности, путем изменения ситуации, когда представители автошкол приводят на экзамены своих учеников. Итак, для этого нужно изменить должностную инструкцию, которая обязывает их это делать», – добавляет координатор инициативы «Вместе против коррупции».
По ее словам, должна создаваться что-то вроде электронной очереди, которая определяет место и время сдачи экзамена учеником и устраняет представителей автошкол от сопровождения процесса сдачи. Также МВД дожно провести серию расследований о популярных в Интернете услугах «права под ключ».
«Недавно наш стажер общался с такими продавцами. Обидно, но до сих пор имеют место случаи, когда за 5500, срок – 3 дня, и никаких проблем сдать экзамен без присутствия ученика вообще» , – разводит руками Оксана Величко.
Как предотвратить «договоренности»?
Если антикоррупционные меры предосторожности при составлении «теории» уже внедряются, то по практической части еще ведется много споров. В принципе, мнения экспертов также сходятся на методе видеофиксации. Но что именно должны снимать камеры?
«Надо очень тщательно обдумать, как и кого снимать, так как существует закон о защите персональных данных, в соответствии с которым граждане могут не согласиться с этим по религиозным соображениям или потому что они публичные лица, – ссылается на случаи из своей практики Александр Демченко. – И на законодательном уровне должно быть тщательно отмечено, где будут храниться эти фото или видео, в течение какого срока, в каких условиях, кто будет иметь доступ, и кто будет иметь право их уничтожать».
Владелец сети автошкол считает, что наиболее оптимальный вариант – это когда одна камера будет закреплена на груди инспектора, который будет принимать экзамен. Также автошколы должны устанавливать на своих машинах по два видеорегистратора.
«Один – слева от водителя, в верхнем углу, чтобы сняла и инструктора, и водителя, причем не на прямую снимать лица, а так, чтобы определить, кто сидит – мужчина или женщина. А второй стоит поставить на заднем стекле и тогда будет видно, если инспектор вдруг будет снизу хвататься за руль. Потому что сегодня в автошколах работают такие искусные специалисты, которые могут прекрасно подрулить снизу хоть правой, хоть левой рукой. Поэтому этот ракурс – с доступом к рулю и педалями инструктора – нужно снимать обязательно. Замечу, что оба регистратора должны писать звук, который потом нужно будет синхронизировать с моментами ошибок. Таким образом с камеры инспектора будет видно, что творилось на дороге. И даже если ученик откажется от видеофиксации своего лица, то от съемки камеры инспектора он не сможет отказаться.– считает Александр Демченко .
Если не считать некоторые технические разногласия по «углам» с которых должен происходить процесс видеозаписи, то в целом в МВД также склоняются к тому, что вождение надо снимать на видео тремя способами, с обязательным фиксированием звука. Но главное расхождение взглядов состоит в том, что, с точки зрения Криклия, инструкторы автошкол вообще должны быть отстранены от процесса сдачи экзаменов.
«Когда автошкола научила ученика, получила за это плату, то на том ее обязанность выполнена, – рассуждает Владислав Криклий. – Поэтому наша цель – через изменения в подзаконных актах разорвать эту цепочку, чтобы регистрация на сдачу экзаменов и, собственно, процесс составления происходили без присутствия инструкторов. То есть, человек самостоятельно, без группы, выбирал, в каком именно сервис-центре и когда ему удобно сдать экзамен. Потому что одно дело, когда инструктор привел в сервис-центр группу людей, среди которых какое-то количество сдавало экзамены за деньги, и, таким образом, он сразу мог собрать «кассу». Другое – когда люди будут приходить в разные дни, в различные центры, потому что будут сдавать только индивидуально».
В Главном сервисном центре МВД понимают, что это не исключает возможность персональной договоренности. Но, по убеждению его руководителя, если ученик придет впервые к незнакомому человеку, то ему будет гораздо сложнее предложить взятку, чем через знакомого по автошколе инструктора. Но для еще большего устранения коррупционных рисков работники МВД планируют в течение ближайшего года ввести предварительную запись на экзамен. При этом ожидается, что в этот час будут работать три инспектора, и кто именно будет принимать экзамен у этого ученика, будет распределен автоматически и, таким образом, ни ученик, ни инспектор не смогут знать, с кем именно они сейчас будут работать.
«Статистика свидетельствует, что за неполный 2017 на дорогах Украины произошло 146 000 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло более трех тысяч человек и более 31 000 были травмированы.Трагические последствия ДТП часто является причиной незнания водителями правил дорожного движения и оказания первой медицинской помощи. Автомобилей на душу населения у нас в 2-3 раза меньше, чем в ЕС, а аварий с тяжелыми последствиями – вдвое больше , – отмечает Олеся Архипская, менеджер проектов инициативы «Вместе против коррупции» . – В этом году мы еще больше планов по этому направлению: адаптация наших нормативно-правовых документов к европейским нормам, дальнейшее искоренение коррупционных рисков при сдаче теоретических и практических экзаменов, в том числе с использованием современных технологий.Например, Эстония – одна из стран-лидеров во внедрении современных технологий – намерена вместо экзаменатора применять GPS-навигатор.Желающий получить права должен следовать инструкциям GPS-навигатора. Таким образом, человеческий фактор, одна из главных проблем украинской коррупции, убирается».
Автор: Алена Медведева, «Вместе против коррупции»; ГЛАВКОМ
Tweet