Страсти по ДнепроГЭСУ: «Не переживайте, рухнет только мост»
Недавно ученые из Днепропетровска сделали сенсационное заявление: ДнепроГЭС находится на разломе земной коры, а это значит, что в любой момент плотина может быть разрушена, и десятки населенных пунктов окажутся под водой. Однако есть подозрение, что таким образом с государства просто хотят содрать деньги — ведь сотрудники гидроэлектростанции утверждают, что она простоит еще без малого тысячу лет, да и географы не видят причин волноваться.
Слухи о возможном разрушении Днепровской ГЭС ходят уже лет десять. А в конце прошлого года к руководству г. Запорожья и области обратился Днепропетровский общинный фонд — с официальным заявлением. Эта организация объявила о необходимости провести исследования порогов Днепра в районе Запорожья.
Фонду нужны деньги — на исследования
Ученые — сотрудники Фонда, ссылаясь на данные, зафиксированные в лабораториях Национального горного университета в Днепропетровске (большинство членов Фонда — преподаватели этого вуза. — Авт.), заявили о ненадежности скального основания плотины и глубинном разломе земной коры под днепровскими порогами, в результате чего могут произойти ее тектонические изменения. Это чревато разрушением плотины, а ведь на расстоянии 40 км — атомная станция в г. Энергодаре, где шесть ядерных блоков…
Не путать грешное с праведным
Помощник генерального директора ОАО«Укргидроэнерго»Константин Васинский:—Часто путают опасность мостового переезда и саму плотину — начинают сеять панику, что Днепровская ГЭС рухнет. Мы не против, если Кабмин выделит деньги еще и ученым, которые хотят обследовать дно станции на предмет трещин земной коры. Но все гидротехнические сооружения не реже одного раза в пять лет обследуют межведомственные комиссии. В последний раз это было в 2007 году.
— Для более полного исследования дна ДнепроГЭСа мы разработали проект «Днепровские пороги», — рассказал «Новой» председатель правления Фонда Игорь Шпирка. — Но для реализации нужны сотни тысяч гривен, которых у нас нет.
Однако в горсовете Запорожья считают, что Фонд просто намерен выбить деньги. По словам секретаря Запорожского горсовета Юрия Каптюха, ученые государством плохо финансируются, а им нужно проводить разные исследования. «К тому же все специалисты ГЭС в один голос утверждают: поводов для паники нет», — заявил г-н Каптюх.
Директор дает слово: все в порядке
Чтобы разобраться, «Новая» наведалась на гидроэлектростанцию. Директор Виктор Кучер на наш вопрос о возможной катастрофе заявил: здесь все надежно и прочно. Безопасность станции была рассчитана на 1000 лет, а строилась она при Сталине, когда никому не могло прийти в голову украсть стройматериалы либо использовать некачественный бетон.
— Я как директор даю слово: ДнепроГЭС не разрушится еще около 900 лет, — говорит г-н Кучер. — Когда было землетрясение в Румынии (1977 г.) и толчки дошли до нас, сюда приехала специальная экспедиция, провела исследования и никаких изменений в плотине не обнаружила. Поэтому все эти заявления я расцениваю как способ выколотить у государства средства.
В виде исключения «Новой» разрешили пройтись по станции. Во время «путешествия» мы увидели на плотине трещины, но один из старейшин Днепровской ГЭС, начальник гидроцеха Борис Рудык, уверил: это не те трещины, которых нужно бояться, — так «дышит» бетон. А что касается разломов земной коры — они были обнаружены еще в 1928 г., когда проектировалась станция.
— Были выявлены три системы трещин, — говорит специалист. — Они не цельные скальные, а мелкие, разбитые. А чтобы вода не подмывала плотину, бурились перфораторные скважины на 6 м в глубину, в два ряда, вдоль плотины. Все заливалось цементным молоком для заполнения трещины, плюс бурили скважины глубиной 30 м и диаметром 150 мм. Это сделало основание скалы очень прочным.
Инженеры держат руку на пульсе
Как узнала «Новая», ГЭС два раза взрывали во время Великой Отечественной войны: в первый раз — русские во время отступления, во второй — немцы. После взрывов водохранилище спускали дважды. И в обоих случаях экология не пострадала. Когда восстанавливали, бурили скважины для специальных исследований.
Немного истории
ДнепроГЭС — первая гидроэлектростанция, построенная в СССР по плану ГОЭЛРО (1927—1932 гг.). Восстановлена в 1950 г. после взрывов во время войны. Сегодня станция — филиал ОАО «Укргидроэнерго». Является самой мощной в Европе.
— Даже после взрывов не обнаружили нарушений скального основания — настолько прочно во время строительства все было залито цементным молоком, — объясняет инженер Галина Шевченко. — Сегодня штатными приборами мы ведем постоянные наблюдения за состоянием тела плотины. Для этого установлены 47 пролетов, в каждом по 3 секции.
Это подтверждает и начальник электроцеха Сергей Тертичный — по его словам, на станции уже около 8 лет все компьютеризировано. Если обнаруживается малейшая неисправность, сразу зажигается лампочка и срабатывает сигнализация. В доказательство г-н Тертичный продемонстрировал нам огромную схему ДнепроГЭСа с пультом управления.
Единственная проблема, по словам директора ГЭС, может возникнуть в случае таяния ледников и возникновения паводков — если поднимется уровень воды, окажутся затопленными все дома на побережье. Но только те, которые входят в зону запрещенного строительства. Так что это больше проблема владельцев незаконных «домиков у реки».
«Не переживайте, рухнет только мост»
А вот мост гидроэлектростанции, расположенный на плотине, действительно представляет серьезную опасность — он может рухнуть прямо в Каховское водохранилище. Дело в том, что, согласно проекту станции, на переезде должно быть две полосы. А в 1974 г. мост расширили еще на две, и в опорах, которые держат две дополнительные полосы, появляются трещины — возможно, во время их достройки использовался некачественный бетон.
— Капитальный ремонт достроенной части путепровода ни разу не проводился, — говорит Юрий Каптюх. — Две выносные полосы как бы висят в воздухе над Днепром. Металл этой части пути давно проржавел, и когда идешь по мосту, чувствуешь вибрацию. Поэтому два месяца назад наше Управление по чрезвычайным ситуациям запретило движение транспорта грузоподъемностью более 5 тонн по крайней правой полосе. К концу года, наверное, будет закрыто движение тяжеловесного транспорта уже на двух крайних полосах.
Городские власти уже устали бить тревогу — государство их не слышит. Разве что пять лет назад выделили около миллиона гривен — когда конструкции начали шататься. Но этих денег хватило лишь на «косметический» ремонт. А на серьезные работы в бюджете города денег нет — подсчитано, что для полного ремонта необходимо в течение двух лет выделять по 10 млн грн в год. Одна надежда — что деньги выделят из госбюджета. А пока что куски моста вот-вот начнут падать в море…
О трагедии говорить рано
Валентина Палиенко, доктор географических наук, зам. директора по науке Института географии Академии наук Украины:— Разломы земной коры влияют на положение рек, более того — все водоемы расположены в древних разломах. Днепр находится на склоне и стыке Украинского щита и Днепровско-Донецкой впадины. Здесь происходит движение земной коры со скоростью 2—3 мм в год, причем по синусоиде (вверх-вниз. — Авт.). Я не располагаю выводами наблюдений о серьезном разломе земной коры в районе ДнепроГЭСа. Для того чтобы такое утверждать, необходимо провести измерения и зафиксировать скорость движения на разных углах разломов. Сам по себе разлом коры может представлять опасность для земных сооружений лишь тогда, когда он активный.В таких зонах обычно случаются землетрясения. А в районе Днепровской ГЭС нет таких активных зон.
Людмила Башкирова, газета «Новая»
Tweet