Это не телефонный разговор или Как можно прослушать ваш «мобильник»

Вы даже не задумываетесь о смысле сказанного, когда произносите в телефонную трубку ставшее устойчивым словосочетание «это не телефонный разговор». Уверен, что вы не сразу сможете объяснить в данной ситуации, чьих ушей вы опасаетесь. Скорее, это словосочетание придает большую весомость сказанному. Ведь, с одной стороны, мы вряд ли произносим что-либо столь секретное, а с другой, – ну, кому интересен наш треп? Но не все так просто. 

Помимо предусмотренных законодательством случаев, когда правоохранительные органы с разрешения суда могут поставить соответствующее прослушивающее и записывающее оборудование на телефон гражданина, в стране успешно работает рынок приватных услуг прослушивания наших домашних и мобильных телефонов.

Да, телефон – вещь достаточно личная и, я бы даже сказал, интимная. Его номер – это как связующая ниточка с вашей личной жизнью, куда не каждого хочется пустить. Думаю, что не ошибусь, если скажу – содержимое вашего мобильного телефона не всегда доступно даже вашим домашним. Закон заботится о приватности ваших телефонных разговоров. Поэтому вы не сможете получить в «Укртелекоме» распечатку о работе домашнего номера, не предъявив паспорт и не подтвердив, что именно вы являетесь владельцем линии.

Но, оказывается, «приватность» нашего общения весьма условна. У каждого оператора мобильной связи ведется компьютерный учет наших бесед и sms-сообщений. Согласно принятым в европейских странах традициям (а мы тоже хотим в Европу), эти записи в виде базы данных хранятся два года. И как оператор сотовой связи распоряжается этим всем – вопрос более, чем риторический.

Полагаю, каждый, кто пользуется Интернетом, уже видел рекламные предложения неких виртуальных фирм за умеренную плату поставить на контроль все sms-сообщения вашей девушки, дабы знать, с кем она еще общается, пока вы куете материальную базу для похода с ней в кафе с цветами и шампанским.

Желающие остаться неизвестными граждане предлагают удовлетворить любопытство и узнать о телефонных разговорах с любого номера за какие-то 20 долларов. И, как говорил известный герой-авантюрист: «Торг здесь не уместен».

Продавец услуг указывает свой электронный адрес и гарантирует, что по факту получения оплаты можно получить базы абонентских номеров, «пробить» номера конкретных абонентов, а также купить детальную распечатку разговоров.

В это невозможно поверить, но подпольные фирмы процветают. Пользователями становятся мужья, обеспокоенные возможным ороговением, частные детективы, конкурирующие фирмы.

Хотя операторы сотовой связи заявляют, что подобные рекламные объявления не более, чем «развод» наивных граждан, и что заказать содержание sms-переписки невозможно, где-то там… в глубине души…

Представители спецслужб, думаю, не станут скрывать, что с начала 90-х годов в стране успешно работает СОРМ – система оперативно-розыскных мероприятий. По сути, это громадный и сложный механизм, созданный для контроля за телефонными линиями, системами мобильной связи и даже Интернетом. Сегодня телефонные станции не получают лицензии, если не устанавливают у себя спецоборудование для прослушивания.

Можно только предполагать, какие именно резонансные дела были раскрыты правоохранительными органами Украины благодаря спецсредствам. Правда, то ли украинские спецслужбы более засекречены, то ли российские журналисты более дотошны, но достоверно известно, что именно звонки по сотовому телефону помогли следствию вычислить подозреваемых в убийстве первого зама центрального банка России Андрея Козлова. С помощью базы переговоров и были получены данные разговоров, которые вели люди в районе нападения в предполагаемое время убийства. Остальное было делом техники.

Не нужно думать, что все телефонные разговоры в стране тотально прослушиваются, а тем более записываются. Для этого даже благополучной в финансовом отношении Америке не хватит денег. Да и нет такой технической возможности. Но уже создана и внедрена техника выборочной «прослушки», которая не требует огромных материальных затрат и человеческих ресурсов. Она в состоянии выделить и отфильтровать в мощных потоках мобильной связи несколько необходимых ключевых слов и отследить абонента, который их произнес.

Говорят, что ЦРУ США таким образом получило информацию о планировавшемся нападении на башни-близнецы задолго до самого события. И лишь по какой-то нелепой случайности информация не была пущена в работу по предотвращению теракта.

С одной стороны, как-то успокаивает, что для раскрытия преступления или спасения чьей-то жизни операторы мобильной связи круглосуточно оказывают помощь правоохранительным органам. С другой стороны, где гарантии, что приличный мальчик-программист, сотрудник сотового оператора, за умеренную плату не сдаст бандитам что-то полезное о вашей личной жизни, что приведет преступников в ваш дом в самый неподходящий момент? Раз база есть, ею могут воспользоваться и в других целях. Жизнь показывает, что с бесценными данными перебегали на сторону врага даже проверенные до девятого колена сотрудники разведки.

Вероятно, вам будет небезынтересно узнать, что прослушивать телефонные переговоры в сетях стандарта GSM можно и без помощи операторов. Несколько лет назад израильские специалисты в области сотовой связи обнаружили серьезную ошибку в коде, который используют практически все современные операторы мобильной связи. Вывод напрашивается самый простой: при наличии необходимого оборудования можно подслушивать любой мобильный телефон. Устройство помещается в портфеле-дипломате. Правда, по цене доступно лишь тем, кто действительно решает дорогостоящие вопросы.

Владельцы сотовой связи, работающей в стандарте GSM Association, заверили, что проблема не касается телефонов нового поколения, и что внесены необходимые изменения в компьютерную программу. Но где гарантия, что наши хакеры уже не взломали новый код? Тем более, как утверждают знатоки, «самопальную» аппаратуру (достаточно недорогую), способную подключиться к сотовым и радиотелефонам, можно купить даже на радиорынке.

Что тут сказать? Видимо, не зря снова появились в продаже плакаты сталинской поры с комсомолкой в красной косынке и грозной надписью: «Не болтай!» Да и в частных беседах сотрудники сотовых компаний настойчиво предлагают не болтать лишнего по мобильному. Почему? На этот вопрос пока нет ответа.

Геннадий Николаев, Главное

 

*****

Большой Брат и Маленький Братишка

Если вы параноик… Да даже если и нет – это ещё совершенно не означает, будто за вами не следят.

В советское время интеллигенция, рассказывающая на кухне политические анекдоты, прикрывала подушкой телефонный аппарат, на всякий случай отключённый от линии, – чтобы вездесущее КГБ не сумело подслушать. Ходила также апокрифическая легенда, будто в советской телефонной розетке стандартной конструкции была впаяна некая специальная деталька, наличие которой позволяло прослушивать разговоры в помещении и при положенной на рычаг трубке, – и если эту детальку выпаять, то телефон уже не мог служить средством прослушки.

О том, чтобы обсуждать что-либо значимое по телефону, и речи не было. Фраза «Это не телефонный разговор» стала расхожей во многих языках мира. Спецслужбы всех стран, вездесущие СОРМ и «Эшелон» стали городскими легендами, питающими воображение параноиков (чего стоит хотя бы история о том, будто всемогущий «Эшелон» позволяет при помощи спутников перехватывать информацию, передаваемую по оптоволоконному кабелю).

Когда российские операторы связи ополчились на «Скайп», отъедающий у них изрядный кусок пирога, основным аргументом явились не финансовые потери, а – патриотичненько – тот факт, что разговор по «Скайпу» с трудом (если вообще) поддается перехвату и расшифровке правоохранительными органами. И террористы, плетущие заговоры по «Скайпу», стали кошмаром для спецслужб, – по крайней мере, если верить голливудским сценаристам.

В любой системе, однако, найдется слабое звено. Зачем вылавливать данные, передаваемые «Скайпом», в общем мутном потоке трафика, а после натужно пытаться их расшифровать, если можно поступить проще? И вот уже появляется троян Trojan.Peskyspy, который вклинивается между «Скайпом» и звуковым трактом компьютера-жертвы, а после сбрасывает сделанные записи в формате mp3 Тому, Кому Следует. Благо, mp3 – формат экономный, каналы нынче широки и недороги, и бродит по ним столько мусора, что отследить непрошенную активность может оказаться и довольно непростым делом.

И вот тут возникает один забавный вопрос. Окиньте непредвзятым взором свой стол. Что вы на нём видите? Небрежно брошенную гарнитуру? Постоянно воткнутую в USB-разъём веб-камеру? Ноутбук со встроенным микрофоном и встроенным же глазком камеры? Что они делают в данный момент? Тихо «спят» или передают кому-то по широкому безлимитному каналу ваше изображение? А вы уверены? Почему? Только потому, что поставили галочку в чекбоксе «отключить микрофон» и закрыли окно программы, управляющей камерой?..

С тем же усердием, с каким наши предки укутывали одеялами и накрывали подушками отключенные от линии телефонные аппараты, мы окружаем себя полчищами сенсоров, постоянно подключённых к коммуникационной сети, наивно полагая, будто мы их контролируем. Внешние и встроенные камеры, работающие при самой слабой освещенности и умеющие самостоятельно ловить в кадр всякое движение. Микрофоны, без напряжения улавливающие нормальной громкости разговор через всю комнату. Кому они служат?

Тут ведь дело даже не в том, что компьютер позволяет незаметно для вас перехватить ваш разговор по «Скайпу», а после слить его запись третьим лицам. Он может быть использован как подслушивающее и подглядывающее устройство, в любой момент ведущее за вами наблюдение. Всё, что для этого требуется, – небольшая троянская программка.

Конечно, спецслужбам с подобным инвентарем возиться было бы западло, по всей видимости, слишком уж мощный поток шума (не только в переносном, но и в прямом смысле) пришлось бы лопатить ежесекундно. А вот конкуренты по бизнесу – совсем другое дело. Или, скажем, не в меру любопытные и ревнивые супруги – не секрет, что разнообразные кейлоггеры получили своё распространение, в первую очередь, благодаря именно этой категории населения. Технически всё это очень и очень несложно. Инвентарь в виде микрофонов и камер – буквально в каждом доме. Интересно, как скоро в репортах антивирусных компаний пойдут косяками аудио- и видеологгеры?

Если вы параноик… Да даже если и нет – это ещё совершенно не означает, будто за вами не следят.

Александр Милицкий, Компьютерра

You may also like...