Гибель президента Польши под Катынью в авиакатастрофе. Подробности (обновлено)

Правительственный самолет ТУ-154 из Польши, разбился в Смоленске. На борту находились 132 человека, все погибли. На борту самолета находился президент Польши Лех Качиньский — он вместе с официальной польской делегацией летел в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях.
 

Самолет пытался совершить посадку в условиях плохой видимости на аэродроме Северный. Польская делегация летела в Россию для участия в мемориальных мероприятиях, посвященных 70-летию трагических событий в Катыни.

 По предварительной информации, погибли все пассажиры, включая президента Леха Качиньского и его супругу. 

Об этом  сказали в администрации Смоленской области. Данные о числе пассажиров на борту различаются. По информации МЧС Смоленской области, на борту самолета находились 132 человека. Эту информацию подтверждает и Межгосударственный авиационный комитет. МЧС России сначала сообщило о 87 погибших, затем – о том, что на борту было 96 человек, 88 из них — члены официальной делегации.

Катастрофа Ту-154 произошла рядом с военным аэродромом Северный, в трех километрах от Смоленска, на окраине города Печерск. Самолет вылетел из аэропорта Варшавы в 07.00 по местному времени (09.00 мск). По информации МЧС и администрации губернатора Смоленской области, около 10.30, когда самолет заходил на посадку, на аэродроме были плохие погодные условия, в частности поднялся густой туман.

Пресс-секретарь смоленского губернатора Сергея Антуфьева Андрей Евсеенко сообщил «Газете.Ru», что Ту-154 пытался зайти на посадку 3 или 4 раза. Диспетчеры предлагали экипажу совершить посадку в аэропорту Минска, в 200 километрах от Смоленска, или в Москве. Но экипаж, по словам Евсеенко, принял самостоятельное решение приземляться в Северном.

Источник «Газеты.Ru», близкий к расследованию, добавляет, что при этом пилоты не стали информировать о своем решении президента Качиньского и остальных высокопоставленных пассажиров. В очередной раз заходя на посадку, самолет зацепился за верхушки деревьев, потерял высоту и упал в лесу, не долетев до взлетно-посадочной полосы двух километров. На борту вспыхнул пожар. По свидетельству очевидцев, при падении у Ту-154 отвалилась хвостовая часть.

Что такое Ту-154М

Первый полет пассажирского авиалайнера модификации Ту-154М состоялся в 1982, коммерческая эксплуатация самолета началась с 1984 года. На Ту-154М были установлены более экономичные двигатели ТРДД Соловьёва Д-30КУ-154-II. Вкупе с усовершенствованием аэродинамических свойств крыла и фюзеляжа это давало значительное повышение топливной эффективности (на 30 процентов) и позволило значительно увеличить дальность полёта. Трёхщелевые закрылки были заменены на двухщелевые, но более эффективные. Добавлена новая, 36-градусная позиция выпущенного положения закрылок, что позволило снизить шум на посадке. Максимальный взлётный вес составил 102—104 тонны,в зависимости от марки тормозов. Производство этой модификации продолжалось до 2006. Максимальная коммерческая нагрузка самолета – 18 тыс. кг., в нем может поместиться до 175 пассажиров. Крейсерская скорость лайнера составляет 935 км/ч.

Ресурс самолета составляет 30 тыс. летных часов или 20 лет эксплуатации. Приблизительная цена самолета в летном состоянии – от $0,5 до 12 млн в зависимости от года выпуска. В общей сложности произведено 320 самолётов. По данным на май 2009 года, на стапелях завода «Авиакор» еще было два самолета, которые будут поставлены ВВС России. В ноябре 2008 авиакомпания «Сибирь» (S7) ранее бывшая крупнейшим в РФ оператором воздушных судов этого типа, вывела из эксплуатации 26 своих Ту-154М. Причина – в экономической неэффективности использования.
 

Диспетчер предлагал командиру экипажа приземлиться в аэропорту Минска, в 200 км от Смоленска. Но первый пилот принял решение, несмотря на плохие погодные условия, приземляться в Смоленской области. 

По предварительной информации, в тумане самолет зацепился за верхушки деревьев и упал в лесу, не долетев до взлетно-посадочной полосы 2 километра. Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе областного МЧС, на борту уже упавшего самолета вспыхнул пожар (в администрации области эту информацию не подтверждают).

Очевидец рассказал каналу «Вести-24», что у самолета отвалилась хвостовая часть. «Я ехал на дачу и в пригороде города увидел густые клубы дыма, – сказал он. – Подъехав поближе, я увидел хвост самолета, лежащий отдельно. Видимо, его оторвало от сильного удара о землю». По информации польских СМИ, пилоты президентского Ту-154 были поляками.

На борту самолета президента Польши были многие высокопоставленные чиновники правительства страны.

Как сообщает польская газета Wiadomosci, в Россию летел экс-министр обороны и кандидат в президенты Польши Ежи Шмайдзиньски, последний президент республики в изгнании Рышард Кочаровский, начальник президентской канцелярии Владислав Стасяк, начальник генерального штаба Франтишек Гонгор, директор совета охраны памяти борьбы и мученичества Анджей Пшевозник. Также на борту находились члены организации «Катыньские семьи» – дети и внуки расстрелянных польских офицеров.

На месте катастрофы, по словам представителя пресс-службы МЧС Смоленской области, огонь тушат десять пожарных расчетов. Также под Печерском работают врачи, следователи Следственного управления СКП по Смоленской области и межрегионального Следственного управления на транспорте.

На место происшествия выехал министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу. Президент Дмитрий Медведев распорядился создать комиссию по расследованию падения самолета, которую возглавит премьер-министр Владимир Путин. На место вылетел также премьер-министр Польши Дональд Туск.

По информации МИД Польши, Лех Качиньский вместе с официальной польской делегацией летел в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях, посвященных 70-летию трагических событий в этом городе.

Он должен был, в частности, посетить в субботу Катынское кладбище под Смоленском, где расположен первый в России международный мемориальный комплекс жертвам тоталитарных репрессий. Накануне с официальным визитом на мемориале Катынь побывали Туск и российский премьер-министр Владимир Путин.

Полный список пассажиров, погибших при кушении ТУ-154 на 16:26 10/04/2010

 Список пассажиров разбившегося под Смоленском Ту-154 опубликован на сайте «Gazeta Wyborcza». Список возглавляют погибший президент Польши Лех Качиньский и его супруга Мария Качиньска:

 Президент Лех Качиньский (Lech Kaczyński)
Супруга президента Мария Качиньска (Maria Kaczyńska)

Последний президент Польской Республики в изгнании Рышард Качоровский (Ryszard Kaczorowski)
Вице-спикер Сейма Кшиштоф Путра (Krzysztof Putra)
Вице-спикер Сейма Ежи Шмайдзиньский (Jerzy Szmajdziński)
Вице-спикер Сената Польши Кристина Бохенек (Krystyna Bochenek)
Руководитель Канцелярии президента Владислав Стасяк (Władysław Stasiak )
Руководитель Бюро национальной безопасности Александр Щигло (Aleksander Szczygło) Работник канцелярии президента Павел Выпых (Paweł Wypych) Работник канцелярии президента Мариуш Хандзлик (Mariusz Handzlik) Заместитель министра иностранных дел Анджей Кремер (Andrzej Kremer)
Заместитель министра национальной обороны Станислав Коморовский (Stanisław Komorowski)
Заместитель министра культуры Томаш Мерта (Tomasz Merta) Глава Генерального штаба Войска Польского Франчишек Гонгор (Franciszek Gągor) Секретарь Совета охраны памяти борьбы и мученичества Анджей Пшевозник (Andrzej Przewoźnik)
Президент Ассоциации «Польское Сообщество» Мачей Плажиньский (Maciej Płażyński) Директор дипломатического протокола МИД Мариуш Казана (Mariusz Kazana)

Депутаты:
Лешек Дептула (Lepszek Deptuła), партия PSL Гжегож Долняк (Grzegorz Dolniak ,PO
Гражина Генсицка (Grażyna Gęsicka),PiS
Пршемыслав Госевский (Przemysław Gosiewski), PiS
Себастьян Карпинюк (Sebastian Karpiniuk), PO
Изабелла Яруга-Новацка (Izabela Jaruga-Nowacka),Lewica Збигнев Вассерманн (Zbigniew Wassermann), PiS Александра Наталли-Свят (Aleksandra Natalli-Świat), PiS Аркадиуш Рыбицкий (Arkadiusz Rybicki), PO Иоланта Шиманек-Дереш (Jolanta Szymanek-Deresz ),Lewica
Веслав Вода (Wiesław Woda ), PSL
Эдвард Войтас (Edward Wojtas), PSL

Сенаторы:
Янина Фетлинска (Janina Fetlińska), PiS
Станислав Зайонц (Stanisław Zając ), PiS

Сопровождающие лица:
Януш Кохановский (Janusz Kochanowski ), омбудсмен
Славомир Скшипек (Sławomir Skrzypek), глава Польского Национального Банка
Януш Куртыка (Janusz Kurtyka), глава Института Национальной памяти
Януш Крупский (Janusz Krupski) директор Управления по вопросам ветеранов и репрессированных лиц
Иоанна Агатка-Индецка (Joanna Agatka-Indecka), председатель Верховного совета адвокатов
Ян Кшиштоф Ардановский (Jan Krzysztof Ardanowski), советник президента
Роман Инджейчик (Roman Indrzejczyk), капеллан президента
Барбара Маминьска (Barbara Mamińska), Канцелярия президента
Зофья Крушиньска-Густ (Zofia Kruszyńska-Gust), Канцелярия президента
Изабелла Томашевска (Izabela Tomaszewska), Канцелярия президента
Катажина Дорачиньска (Katarzyna Doraczyńska), Канцелярия президента
Дариуш Гвиздала (Dariusz Gwizdała), Канцелярия президента
Якуб Опара (Jakub Opara), Канцелярия президента
Бригадный генерал Станислав Наленч-Коморницкий (Nałęcz-Komornicki), канцлер военного ордена Virtutti Militari
Подполковник Збигнев Дембский (Zbigniew Dębski), член капитула военного ордена Virtutti Militari Чеслав Цивиньский (Czesław Cywiński), председатель Всемирного Союза бойцов Армии Крайовой
Рышард Румянек (Ryszard Rumianek), священник, ректор Университета им. Кардинала Стефана Вышиньского
Петр Нуровский (Piotr Nurowski), председатель Польского Олимпийского комитета Анна Валентинович (Anna Walentynowicz) Янина Натусевич-Миллер (Janina Natusiewicz-Miller) Януш Закшеньский (Janusz Zakrzeński) Адам Квятковский (Adam Kwiatkowski) Марчин Вершховский (Marcin Wierzchowski) Мачей Якубик (Maciej Jakubik) Тадеуш Стахельский (Tadeusz Stachelski) Дариуш Янковский (Dariusz Jankowski) Мажена Павялк (Marzena Pawlak), врач президента
Александр Федорович (Aleksander Fedorowicz), переводчик русского языка

Религиозные деятели:
Тадеуш Плоский (Tadeusz Płoski), генерал, полевой епископ Войска Польского
Мирон Ходаковский (Miron Chodakowski), православный архиепископ Войска Польского
Адам Пилх (Adam Pilch), полковник, евангелический капеллан
Ян Осиньский (Jan Osiński), подполковник, полевой капеллан Войска Польского
Эдвард Духновский (Edward Duchnowski), генеральный секретарь Ассоциации сибирских ссыльных
Юзеф Йонец (Józef Joniec), председатель Общества "Parafiada"
Здзислав Крул (Zdzisław Król), капеллан варшавского отделения Объединения Катынских семей
Анджей Квасник (Andrzej Kwaśnik),капеллан Федерации Катынских семей

Ветераны и сотрудники общественных организаций :
Тадеуш Лютоборский (Tadeusz Lutoborski) Зенона Мамонтович-Лоек (Zenona Mamontowicz-Łojek), председатель Польского катынского фонда
Стефан Меляк (Stefan Melak), председатель Катынского комитета
Станислав Микке (Stanisław Mikke), заместитель председателя Совета Охраны Памяти борьбы и Мученичества Бронислава Оравец-Реслер (Bronisława Orawiec-Rössler) Катажина Пискорска (Katarzyna Piskorska) Анджей Сариуш-Скомпский (Andrzej Sariusz-Skąpski), председатель Федерации Катынских семей Войчех Северин (Wojciech Seweryn) Лешек Сольский (Leszek Solski) Тереса Валевска-Приялковска (Teresa Walewska-Przyjałkowska), Фонд Голгофа Востока Габриель Зых (Gabriela Zych) Эва Бонковска (Ewa Bąkowska) Анна Боровска (Anna Borowska) Бартош Боровский (Bartosz Borowski) Дариуш Малиновский (Dariusz Malinowski) Представители вооруженных сил:
Оперативный командующий польских вооруженных сил, генерал Бронислав Квятковский (Bronisław Kwiatkowski)
Командующий ВВС, генерал Анджей Бласик (Andrzej Błasik)
Командующий сухопутных войск, дивизионный генерал Тадеуш Бук (Tadeusz Buk)
Командующий войсками специального назначения Влодзимеж Потасиньский (Włodzimierz Potasiński)
Командующий ВМФ, вице-адмирал Анджей Карвета (Andrzej Karweta)

Командующий гарнизоном Варшавы, бригадный генерал Казимеж Гиларский (Kazimierz Gilarski)

Сотрудники Бюро Национальной обороны: Ярослав Лорчак (Jarosław Lorczak) Павел Янечек (Paweł Janeczek) Дариуш Михаловский (Dariusz Michałowski) Петр Носек (Piotr Nosek) Яцек Сурувка (Jacek Surówka) Павел Краевский (Paweł Krajewski) Артур Француз (Artur Francuz) Марек Улерик (Marek Uleryk) 

 

В Польше в связи с крушением самолета президента страны объявлен общенациональный недельный траур, сообщает газета Wiadomosci со ссылкой на заявление и.о. президента страны главы сейма Бронислава Коморовского.

 

Как пишет сайт Эхо москвы, дискуссия о покупке новых самолётов для руководства страны шла в Польше уже давно. Всем было известно, в каком плачевном состоянии находится устаревший если не по всем, то по многим статьям парк машин, которыми располагают высший должностные лица Речипосполитой. Однако никто не решался на покупку новой техники, опасаясь (как ни дико это для нас звучит) реакции общества, которое считает каждый рубль (а точнее, злотый), потраченный правительством и администрацией президента на обеспечение собственных нужд. Особенно во времена правления в «левых» (партия SLD), большинство поляков считало, что власти злоупотребляют в использовании государственных самолётов. Руководствуясь опросами общественного мнения, каждый откладывал решение этой проблемы до следующих выборов. 

В Польше нет института вице-президента, поэтому согласно Конституции после смерти Леха Качинского его обязанности будет исполнять маршал Сейма (аналог российского спикера Госдумы) Бронислав Коморовский (Bronisław Komorowski), представитель оппозиционной покойному президенту партии Гражданская Платформа (Platforma Obywatelska). Коморовский до сих пор считался основным кандидатом на победу на президентских выборах, которые должны были состояться в этом году, но уже известно, что пройдут досрочно. 

Как раз на этой неделе Лех Качинский принял решение баллотироваться на второй президентский срок, хотя опросы не давали ему особых шансов на победу. Теперь в связи с авиакатастрофой остаётся открытым вопрос о том, кто будет кандидатом партии Качинских «Право и Справедливость» (Prawo i Sprawiedliwość). Не исключено, что в попытке использовать общественный сентимент и физическое сходство, партия выставит кандидатом брата-близнеца покойного, Ярослава Качинского (Jarosław Kaczyński), который ранее уже исполнял обязанности премьера. Другим вероятным кандидатом является бывший министр юстиции Збигнев Зёбро (Zbigniew Ziobro), оставивший после своей работы в правительстве крайне неоднозначное впечатление, прежде всего как сторонник применения максимально жёстких наказаний к преступникам. 

Сам же Лех Качинский на протяжении всего своего правления оценивался как самый плохой руководитель страны с 1989 года. Будучи правым консерватором, он проводил крайне жёсткую внешнюю политику. При нём резко ухудшились отношения Польши со многими странами, в т.ч. и с Россией. Однако после такой трагической смерти, польское общество скорее всего изменит своё отношение, ибо «о покойном или хорошо, или никак». Это в свою очередь может оказать серьёзное влияние на исход выборов и повысить шансы кандидата PiS.

Катастрофы Ту-154

Свой первый полет самолет этой системы совершил в 1968 году. В коммерческое использование он был запущен в 1972 году. С первого полета и по сегодняшний день произведено около тысячи самолетов, большинство из них до сих пор находятся в эксплуатации. Борт ТУ-154 разработан для средних расстояний, он рассчитан на 169 посадочных мест.

23 мая 1991 года при заходе на посадку в ленинградском аэропорту Пулково потерпел крушение пассажирский авиалайнер Ту-154, следовавший рейсом Сухуми — Ленинград. При посадке самолет резко снизил скорость и ударился о землю. На борту находились 164 пассажира. Погибли 12 человек, из них двое детей, были госпитализированы 34 человека.

20 июля 1992 года в окрестностях тбилисского аэропорта разбился авиалайнер Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Тбилиси — Минеральные воды с коммерческим грузом на борту. В катастрофе погибли 30 человек, среди погибших — семь членов экипажа и шесть человек, сопровождавших груз. Остальные жертвы – жители поселка Алексеевка, на жилые постройки которого упал самолет. Возможная причина катастрофы – перегрузка самолета.

8 февраля 1993 года в районе Тегерана произошло столкновение самолета Ту-154 с самолетом Су-24 иранских ВВС, когда военный пилот производил взлет без разрешения диспетчера. Погибли 132 человека.

3 января 1994 года в Иркутске разбился самолет Ту-154, бортовой номер 85656, выполнявший рейс по маршруту Иркутск — Москва. После взлета, на удалении 30 километров от взлетно-посадочной полосы, командир корабля сначала сообщил о возгорании двигателя, а затем, после принятия решения о возвращении в аэропорт Иркутска, – о потере управления. Ту-154 упал на удалении 11 километров от ВПП, близ села Момоны, на животноводческую ферму. Один работник фермы погиб, другой ранен. Девять человек экипажа (из них четыре бортпроводницы) и 111 пассажиров (в их числе один ребенок и 17 иностранцев, граждан Германии, Китая, Австрии, Индии и Японии) погибли. На борту самолета был запас топлива на пять часов полета, в воздухе самолет находился 12 минут.

В заключении государственной технической комиссии по расследованию катастрофы ее причиной названо сочетание ряда ситуаций и факторов. После запуска двигателя возникла неисправность воздушного стартера среднего двигателя – стартер вышел на опасные обороты, затем произошло его разрушение. Поврежденный диск стартера разрушил топливно-масляные коммуникации двигателя и коммуникации гидросистемы, в результате чего возник пожар и полная разгерметизация (все три гидросистемы в самолетах этой модификации расположены в одной зоне пожароопасного отсека среднего двигателя). В результате произошли потеря управляемости самолетом и его столкновение с землей.

6 июня 1994 года около города Сиань (КНР) потерпел катастрофу китайский пассажирский Ту-154. Погибли 160 человек.

7 декабря 1995 года на Дальнем Востоке разбился самолет Ту-154. Погибли 96 человек. Самолет вылетел в два часа 45 минут из Южносахалинска курсом на Хабаровск. В самолете находились 88 пассажиров, в числе которых пятеро детей, и восемь членов экипажа. В три часа 11 минут связь с самолетом неожиданно прервалась, и он исчез с экранов радаров. В тот же день из дальневосточного регионального центра МЧС пришла информация, что в 75 километрах западнее села Гроссевичи, расположенного на побережье Татарского залива, зафиксировано зарево и шлейф дыма. В эти районы вылетели поисковые группы.

Обломки разбившегося Ту-154 обнаружены 18 декабря 1995 года в нескольких десятках километров от побережья Татарского пролива.

На заседании правительственной комиссии в феврале 1996 года было объявлено, что причиной гибели самолета Ту-154 явилось наличие на правом крыле самолета продольной трещины около двух метров длиной, в связи с чем машина превысила допустимый крен и сорвалась в штопор.

В начале августа 1996 года правительственная комиссия подписала акт о расследовании причин гибели лайнера Ту-154 на Дальнем Востоке. Согласно официальной версии, причиной трагедии стали технические неисправности машины. Ранее этот авиалайнер находился на московском авиаремонтном заводе № 400. После ремонта летчик-испытатель установил у самолета левый крен. Однако, не устранив замечания, самолет все же был выпущен в эксплуатацию. В итоге, в результате стечения обстоятельств, произошел крен, а затем катастрофа.

29 августа 1996 при посадке в норвежском аэропорту Лонгийр на Шпицбергене разбился российский самолет Ту-154, на борту которого находился сводный московский экипаж и 131 пассажир — шахтеры треста «Арктикауголь», возвращавшиеся из отпусков на рудники, которые Россия арендует у Норвегии. 141 пассажир и члены экипажа погибли. Для поиска тел погибших из России в Норвегию прибыла бригада спасателей МЧС.

Расследование катастрофы было закончено в начале декабря 1999 года. Виновными признаны российские летчики.

15 декабря 1997 года при заходе на посадку в аэропорту Шарджа (Объединенные арабские эмираты) взорвался самолет Ту-154 таджикской авиакомпании. Из 86 пассажиров самолета, в основном туристов из Таджикистана, уцелел только один человек.

31 августа 1998 года при взлете из аэропорта столицы Эквадора Кито разбился самолет Ту-154 кубинской авиакомпании «Кубана де ависьон», погибли 70 человек.

24 февраля 1999 года в Китае в результате катастрофы самолета Ту-154, принадлежавшего китайской региональной авиакомпаниии, погибли 64 человека. Самолет взорвался в небе над провинцией Чжэцзян в Восточном Китае. Лайнер Ту-154 совершал внутренний рейс Чунцин-Вэньчжоу. Неожиданно связь с наземными службами оборвалась, и вскоре в диспетчерской раздался сигнал 110, означающий, что произошел взрыв. Обломки самолета упали в 30 километрах от вэньчжоуского аэропорта.

3 июля 2001 года под Иркутском при заходе на посадку в 20 километрах от аэропорта, в пяти километрах от поселка Бурдаковка, разбился пассажирский самолет Ту-154М, выполнявший рейс Екатеринбург-Иркуртск-Владивосток. На борту лайнера находились 136 пассажиров, среди них шестеро детей, и 9 членов экипажа. Сразу после падения самолета взорвались баки с горючим, после чего самолет сгорел практически дотла. По заключению специальной правительственной комиссии 10 июля 2001 года, причиной гибели самолета стала ошибка экипажа — катастрофа произошла вследствие непреднамеренного вывода самолета при посадке на большие углы атаки, что привело к сваливанию самолета и перехода его в штопор с последующим столкновением с землей.

4 октября 2001 года в районе Новороссийска в результате взрыва потерпел катастрофу и упал в Черное море в 185 километрах от Сочи пассажирский самолет Ту-154, следовавший рейсом Тель-Авив — Новосибирск (авиакомпания «Сибирь»). Авиалайнер пропал с экранов радаров в 13 часов 45 минут. Взрыв заметил командир летевшего поблизости самолета Ан-24 армянской авиакомпании. Глубина моря на месте предполагаемого падения лайнера составляет один километр.

В катастрофе самолета авиакомпании «Сибирь», выполнявшего рейс Тель-Авив — Новосибирск, погибли 78 человек, в том числе 51 гражданин Израиля. Согласно выводам государственной комиссии по расследованию причин аварии лайнера, Ту-154 был сбит ракетой С-200, запущенной в ходе учений войск ПВО Украины.

25 октября 2001 года в аэропорту города Норильска совершил аварийную посадку самолет Ту-154 «Башкирских авиалиний». Самолет выполнял рейс № 5793 из Уфы в заполярный город. На борту лайнера находились 8 человек. При заходе на посадку обнаружилось, что закрылки самолета не убираются. Однако экипаж сумел посадить машину. При аварийной посадке никто не пострадал.

12 февраля 2002 года в результате катастрофы самолета Ту-154 в Иране погибли 117 человек — 105 пассажиров и 12 членов экипажа. Самолет, принадлежавший авиакомпании «Иранэйр турз», совершал рейс Тегеран — Хорремабад. Лайнер упал в провинции Лорестан в 400 километрах к юго-западу от Тегерана. В авиакомпании «Иранэйр», в которую входит «Иранэйр турз», не исключают, что возможной причиной падения самолета стала техническая неисправность. Рассматривается также версия столкновения лайнера с горной грядой.

24 февраля 2002 года пассажирский самолет ТУ-154 с более чем сотней пассажиров на борту совершил аварийную посадку в аэропорту Красноярска. Во время взлета из аэропорта Южно-Сахалинска самолет потерял на бетонной полосе деталь шасси. Наземные службы аэропорта немедленно сообщили об этом командиру экипажа, который принял решение лететь до Красноярска, где самолет, выпустив шасси, сначала выполнил контрольный пролет на малой высоте над полосой, а затем, после консультации со специалистами наземных служб, совершил благополучную посадку.

1 июля 2002 года в Германии в районе Боденского озера на высоте 12 тысяч метров столкнулись российский пассажирский авиалайнер Ту-154 компании «Башкирские авиалинии» и грузовой самолет Боинг-757 компании международных авиаперевозок «Ди-Эйч-Эл». На борту Ту-154 находились 12 членов экипажа и 57 пассажиров, более половины из них — несовершеннолетние дети. На борту Боинга были два пилота. Все они погибли.

15 июля 2002 года в Сургуте произвел аварийную посадку самолет ТУ-154, выполнявший полет по маршруту Сургут — Донецк. Причиной аварийной посадки стала неисправность правой стойки шасси. На борту самолета находились 55 пассажиров и девять членов экипажа. Жертв и пострадавших нет.

30 июля 2002 года в аэропорту Радужного Ханты-Мансийском автономного округа произвел аварийную посадку самолет ТУ-154 со 150 пассажирами на борту. Авиалайнер совершал полет по маршруту Анадырь — Радужный — Симферополь. При заходе на посадку у самолета отказал один из двигателей. На высоте около 800 метров в двигателе началась сильная вибрация. Экипаж принял решение отключить мотор и совершать посадку в аварийном режиме. Нештатное приземление проведено успешно. Никто из пассажиров 10 членов экипажа не пострадал.

31 июля 2002 года во время взлета с иркутского аэродрома у самолета Ту-154 произошел отказ одного из двигателей. Самолет выполнял рейс Иркутск — Владивосток. Пилоты приняли решение возвратить самолет в аэропорт Иркутска. Аварийная посадка прошла успешно. Никто не пострадал.

16 августа 2002 года самолет Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Анапа — Новокузнецк, совершил аварийную посадку в аэропорту Новосибирска «Толмачево». На борту лайнера, принадлежащего авиакомпании «Сибирь», находились 135 пассажиров и 10 членов экипажа. Незадолго до завершения полета командир воздушного судна сообщил на землю об отказе третьего двигателя и попросил разрешения на аварийную посадку. Приземление прошло благополучно, никто не пострадал.

25 августа 2002 года в Когалыме Ханты-Мансийского автономного округа совершил аварийную посадку самолет Ту-154 авиакомпании ОАО «Когалымавиа», выполнявший рейс Краснодар — Когалым. На борту самолета находились 163 пассажира (из них 29 детей) и восемь членов экипажа. Жертв нет. Причина происшествия — отказ одного из двигателей. Двигатель отказал еще над Екатеринбургом, и самолет завершил рейс на двух двигателях.

4 сентября 2002 года в аэропорту города Сургут совершил вынужденную посадку самолет Ту-154, выполнявший рейс Сургут — Москва. При вылете из аэропорта Сургута у лайнера отказал один из трех двигателей. На борту самолета находились 82 пассажира и 10 членов экипажа. Пострадавших нет.

8 сентября 2002 года в новосибирском аэропорту «Толмачево» совершил аварийную посадку самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс Новосибирск — Санкт-Петербург. После вылета самолета из аэропорта Новосибирска в кабине пилотов сработал датчик, зафиксировавший попадание стружки в масло одного из двигателей. Экипаж лайнера принял решение выработать топливо и возвратиться в аэропорт «Толмачево». Спустя два с половиной часа после взлета самолет благополучно совершил посадку.

16 сентября 2002 года в аэропорту Новосибирска произвел аварийную посадку пассажирский самолет Ту-154, совершавший рейс Екатеринбург — Иркутск. Через полчаса после вылета самолета экипаж получил предупреждение о пожаре правого двигателя. Было решено садится в аварийном режиме в Новосибирске. Посадка прошла в штатном режиме. Никто не пострадал. На борту лайнера находились 160 пассажиров и 10 членов экипажа.

25 ноября 2002 года в Башкирии в аэропорту «Уфа» пассажирский самолет ТУ-154 башкирской авиакомпании, совершавший рейс Уфа — Москва, во время приземления сошел с взлетно-посадочной полосы. Двигаясь параллельно взлетной полосе на расстоянии до 10 метров, самолет получил незначительные повреждения закрылков и шасси. Пилотам удалось благополучно остановить авиалайнер. Благодаря профессионализму и выдержке летчиков, никто из 80 пассажиров и 10 членов экипажа не пострадал.

26 ноября 2002 года в новосибирском аэропорту «Толмачево» произвел вынужденную посадку самолет Ту-154, выполнявший рейс Новосибирск — Якутск. После взлета в самолете сработал датчик, указывающий на неисправность одного из стабилизаторов. Экипаж принял решение вернуться в аэропорт Новосибирска. Перед посадкой самолет больше двух часов кружил вокруг города, вырабатывая топливо. Посадка прошла благополучно. Никто из 69 пассажиров и 11 членов экипажа, находившихся на борту, не пострадал.

2 декабря 2002 года в петербургском аэропорту Пулково совершил вынужденную посадку самолет ТУ-154 «Уральских авиалиний», выполнявший рейс в Екатеринбург. При взлете у самолета не убрались шасси, и было принято решение выработать топливо. Самолет кружил над аэропортом в течение часа, а затем совершил посадку. Жертв и пострадавших нет.

12 февраля 2003 года в петербургском аэропорту «Пулково» совершил посадку самолет Ту-154, у которого в воздухе отказал один из двигателей. Среди пассажиров и членов экипажа пострадавших нет. Всего на борту самолета, выполнявшего рейс по маршруту Новый Уренгой — Санкт-Петербург, находились около 150 человек, в том числе 10 членов экипажа. После отказа двигателя командир экипажа принял решение не совершать аварийную посадку и долететь до петербургского аэропорта.

19 февраля 2003 года в новосибирском аэропорту «Толмачево» совершил вынужденную посадку пассажирский самолет Ту-154, принадлежащий авиакомпании «Сибирь». При взлете лайнера в кабине пилотов сработал датчик, указавший на вибрацию одного из двигателей. Командир самолета принял решение отключить двигатель и произвести посадку на двух двигателях. Выработав топливо, Ту-154 благополучно приземлился. На борту самолета, следовавшего рейсом Новосибирск-Хабаровск-Южно-Сахалинск, находились 110 пассажиров и 12 членов экипажа.

6 марта 2003 года пассажирский самолет Ту-154 авиакомпании «Саха-Якутия», совершавший полет по маршруту Якутск — Владивосток, совершил вынужденную посадку в аэропорту Якутска из-за технической неисправности через 39 минут после взлета. Экипаж принял такое решение из-за технической неисправности. При посадке ни самолет, ни пассажиры не пострадали.

27 марта 2003 года в аэропорту Владивостока совершил аварийную посадку Ту-154 компании «Владивосток Авиа», совершавший рейс по маршруту Москва — Абакан — Владивосток. На подлете к Хабаровску у лайнера началась сильная вибрация одного из двигателей. Экипаж принял решение отключить его и лететь на двух оставшихся двигателях. Движение на двух двигателях является штатной ситуацией. Благодаря высокому профессионализму летчиков самолет благополучно приземлился. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.

5 апреля 2003 года в аэропорту Нижнего Новгорода произвел вынужденную посадку самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь», следовавший рейсом Москва – Барнаул. При посадке воздушное судно выкатилось за пределы взлетно-посадочной полосы на 180 метров. Находившиеся на борту 133 пассажира, в том числе шестеро детей, и 10 членов экипажа не пострадали. В аэропорту не сообщили, по какой причине самолет совершил вынужденную посадку.

27 августа 2003 года в аэропорту Иркутска выкатился передней стойкой шасси за торец посадочной полосы пассажирский самолет Ту-154, следовавший рейсом по маршруту Новосибирск-Иркутск-Владивосток. Предварительная версия – неэффективное торможение в условиях ограниченной длины полосы. На борту самолета находились 9 членов экипажа и 138 пассажиров. Пострадавших нет.

4 сентября 2003 года 22.30 мск в аэропорту Сургута (Ханты-Мансийский АО) совершил аварийную посадку пассажирский самолет Ту-154, принадлежащий авиакомпании «Когалымавиа» и выполнявший рейс Краснодар-Сургут. Причина – техническая неисправность одного из двигателей. На борту находились 9 членов экипажа и 70 пассажиров. Пострадавших нет.

В ночь с 16 на 17 декабря 2003 года в аэропорту Алма-Аты (Казахстан) совершил аварийную посадку пассажирский самолет Ту-154, следовавший рейсом по маршруту Алма-Ата – Шарджа. Причина – неисправность передней стойки шасси. На борту самолета находились 106 пассажиров. Пострадавших нет.

24 августа 2004 года в Ростовской области взорвался в воздухе и упал на землю пассажирский самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь», следовавший рейсом Москва-Сочи. Предположительно, на борту находилось активизированное террористкой-смертницей взрывное устройство (впоследствии на обломках самолета были найдены частицы гексогена), а в предшествующий потере связи с самолетом момент в диспетчерскую службу поступил сигнал о захвате судна. Погибли все находившиеся на борту восемь членов экипажа (четыре летчика из Москвы – командир Михаил Гурьев, второй пилот Юрий Андрущенко, штурман Юрий Король, бортинженер Андрей Ермолаев – и четыре бортпроводника из Барнаула – старший бортпроводник Ольга Быковская, бортпроводники Сергей Иванов, Яна Тарсукова, Марина Худеева) и 44 пассажира.

9 июля 2006 года в Иркутске при выполнении взлета произошел отказ прибора контроля расхода топлива во втором двигателе у пассажирского Ту-154, принадлежавшего компании «Уральские авиалинии» и следовавшего рейсом Владивосток-Иркутск-Екатеринбург. После выработки топлива самолет произвел аварийную посадку. На борту самолета находились 139 человек (9 членов экипажа и 130 пассажиров). Пострадавших нет.

Версии и расследование

Как передает агентство Интерфакс, сразу после того, как стало известно о происшествии, туда выехали представители всех оперативных служб, а также сотрудники СКП РФ, которые призваны оказать помощь в расследовании. "Начаты первоначальные следственные действия, выясняются обстоятельства происшедшего, сведения о погибших и пострадавших уточняются", — отметил представитель СКП. По указанию президента РФ Дмитрия Медведева на место катастрофы самолета под Смоленском вылетает глава Минтранса Игорь Левитин, сообщила пресс-служба Кремля.

Помимо этого президент РФ распорядился создать специальную госкомиссию по установлению причин катастрофы самолета ТУ-154, произошедшей 10 апреля в Смоленской области, и повлекшей гибель президента Польши Леха Качиньского, его супруги и других сопровождающих лиц. Председателем госкомиссии назначен премьер-министр РФ Владимир Путин. Он определит состав комиссии.

Место авиакатастрофы было Смоленска оцеплено милицией. Сотрудники МВД не пропустили к нему большую группу польских и российских журналистов, которые прибыли ранее на освещение памятных мероприятий, посвященных 70-летию расстрела польских офицеров в Катыни. Для работы с прессой был создан оперативный пресс-центр.

Официальный представитель СКП РФ сообщил, что по факту катастрофы возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

Рассматриваются следующие базовые версии катастрофы: неблагоприятные погодные условия, человеческий фактор, технические неполадки и некоторые другие.

Дело взял под свой контроль генеральный прокурор РФ Юрий Чайка. Официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева заявила: "Расследование данного уголовного дела взял на личный контроль Генпрокурор РФ Ю.Чайка. По его указанию на место происшествия выехал его заместитель Владимир Малиновский, сформирована группа из следователей и криминалистов Следственного комитета при прокуратуре РФ".

Также на место происшествия выехали первый заместитель Генпрокурора РФ — руководитель СКП РФ Александр Бастрыкин, руководитель Главного следственного управления СК РФ Сергей Маркелов, заместитель руководителя Главного управления криминалистики СКП РФ Владимир Федоров.

Между тем уже поступили комментарии экспертов. Так, замглавкома ВВС по ПВО генерал-лейтенант Сергей Разыграев считает, что катастрофа Ту-154, на борту которого находилась польская делегация во главе с президентом страны, не связана с качеством аэродрома "Северный" под Смоленском. "Аэродром "Северный" — первого класса, и я не думаю, что эта катастрофа каким-то образом связана с ним (с аэродромом — "ИФ")", — сказал генерал в субботу в интервью радиостанции "Эхо Москвы". При этом он подчеркнул, что "информация по этому поводу достаточно скудная, и делать какие-то выводы пока рано".

Состояние самолета

Генеральный директор завода "Авиакор" (Самара) Алексей Гусев заявил, что самолет Ту-154, который потерпел катастрофу под Смоленском, в конце прошлого года был капитально отремонтирован. "Капитальный ремонт самолет Ту-154 президента Польши Леха Качиньского проводился в декабре 2009 года", — сообщил он в эфире "Вести-24".

По его данным, 21 декабря 2009 г. был подписан акт сдачи самолета в эксплуатацию. Следующий ремонт планировалось провести через 6 лет. "В марте Ту-154 Качиньского находился в воздухе в общей сложности 124 часа и совершил порядка 50 посадок", — сообщил Гусев.

Самолет Качиньского был сделан 29 июня 1990 г. и использовался 20 лет. Ту-154 последовательно использовался президентами Польши Войцехом Ярузельским, Лехом Валенсой и Александром Квасьневским. В последние годы с бортом произошел ряд инцидентов. Наиболее серьезные были зафиксированы в 2008 году, когда в Улан-Баторе Ту-154М был вынужден задержаться на двое суток из-за поломки механизма рулевой тяги. Вскоре после этого в районе Сеула этот же Ту-154М, когда на его борту находился президент Польши Лех Качиньский, попал в зону крайне опасной турбуленции.

Предыстория

Ранее МИД РФ сообщил, что президент Польши Лех Качиньский планирует посетить 10 апреля Катынь (Смоленская область). Десятого апреля на польском военном кладбище в Катыни планировались ежегодные памятные мероприятия, организуемые Советом охраны памяти борьбы и мученичества. Польскую делегацию на этих мероприятиях должен был возглавить Качиньский. Седьмого апреля Катынь посетили премьер РФ Владимир Путин и премьер Польши Дональд Туск.

Читайте также: