«Майор Вихрь»: реальные имена и события. Часть 1
В 1944 году группа разведчиков 1-го Украинского фронта была заброшена в польский город Краков, в котором находился крупный немецкий гарнизон. Действуя в исключительно трудных условиях, разведчики сорвали план немцев по уничтожению древней польской столицы. Писатель Владимир Лота в новом исследовании восстанавливает реальные имена разведчиков, их действия в тылу противника и рассказывает о том, как сложились судьбы этих героев после войны. «Майор Вихрь» Юлиана Семенова
Писатель Юлиан Семенов в начале шестидесятых годов обратился к начальнику Главного разведывательного управления генерал-полковнику П.И. Ивашутину с просьбой дать ему возможность ознакомиться с делом разведывательной группы «Голос». О действиях этой группы в Польше в 1963 году сообщала газета «Красная звезда». В том же, 1963 году правительство Польской Народной Республики наградило советского военного разведчика Евгения Березняка высшим польским орденом «Виртути Милитари» и Золотым Крестом партизанской славы. Эти сведения заинтересовали Юлиана Семенова. Собирая материал для своего очередного романа, он побывал в Кракове, где встречался с поляками, рассказавшими ему кое-что о действиях сове
тских военных разведчиков, благодаря которым б0ыл спасен древний польский город Краков. Но деталей толком никто не знал. Поэтому, возвратившись в Москву, Семенов и обратился к начальнику ГРУ. Ивашутин пригласил писателя и разрешил ему прочитать дело разведгруппы «Голос».
Через год Юлиан Семенов завершил работу над рукописью. Роман получил название «Майор Вихрь». Рукопись была передана и в Военное издательство Министерства обороны СССР.
начале апреля 1967 года гранки книги были сданы в набор. В середине июня того же года книга была подписана к печати. Через некоторое время роман Юлиана Семенова появился на прилавках московских книжных магазинов. Автор, как говорилось в сообщении Военного издательства, воскресил «одну из неизвестных страниц героизма советских военных разведчиков, действовавших в тылу врага в конце Великой Отечественной войны. В орбиту действия втянута и группа советских разведчиков, работавших в Кракове…»
Сюжет романа был действительно захватывающим, подлинность исторических прототипов не вызывала сомнения, сложность задач, которые решали разведчики, и условия, в которых они действовали, были правдоподобными. Все это делало роман остросюжетным, динамичным и достоверным. Книга стала одной из самых популярных и среди военных разведчиков, и среди ветеранов войны, и среди молодых читателей не только в Москве, но и по всей стране.
Работа Юлиана Семенова в ГРУ с документами военной разведки завершилась успешно. По мотивам романа в 1967 году был снят одноименный кинофильм. Киноартист Вадим Бероев великолепно сыграл роль главного героя – разведчика Андрея Федоровича Бурлакова. Кинофильм с большим интересом смотрели и стар и млад…
С тех уже, можно сказать, давних пор прошло около сорока лет. При работе над книгой «Информаторы Верховного Главнокомандующего» мне неожиданно посчастливилось увидеть те же секретные материалы военной разведки, которые изучал Юлиан Семенов. О том, что это было на самом деле, говорила запись, сделанная рукой писателя в одном из документов: «25.II.65. Ознакомился. Писатель Ю. Семенов». Читая эти документы, Ю. Семенов нашел основные детали для создания образа смелого и находчивого советского военного разведчика майора Вихря, его заместителя по разведывательной работе Коли и радиста-шифровальщика Анны.
Через два года эти документы изучал и резидент «Голоса» – Евгений Степанович Березняк, который в 1971 году написал книгу «Я – «Голос».
О деятельности разведывательной группы «Голос» после этого были написаны десятки статей, снято несколько художественных и документальных фильмов. В международном издании для библиотек «Солдаты ХХ века» среди 200 выдающихся фронтовиков названо имя и Е. Березняка.
Среди публикаций о деятельности разведгруппы «Голос» есть художественные произведения, есть материалы, близкие к реальным фактам, есть и мифы. В мифах некоторые авторы пытаются приписать участие в деятельности группы «Голос» лицам, которые никогда в этой разведывательной группе не состояли, хотя, вполне вероятно, были на территории Польши, оккупированной в годы Великой Отечественной войны. Все это заставило меня написать документальный очерк о Е.С. Березняке и его боевых товарищах, об их деятельности в тылу противника и их жизни после окончания войны.
Начальник ГРУ докладывает маршалу Малиновскому
16 апреля 1965 года генерал-полковник направил министру обороны докладную записку. В ней говорилось: «19 августа 1944 года по заданию разведывательного отдела штаба 1-го Украинского фронта была выброшена в тыл противника в район г. Краков (Польша) и активно действовала по 23 января 1945 года разведывательная группа «Голос» в составе командира группы рядового (ныне капитана запаса) Березняка Евгения Степановича, помощника командира группы лейтенанта (ныне капитана запаса) Шаповалова Алексея Трофимовича и радистки младшего сержанта Жуковой Аси Федоровны (ныне старший лейтенант медицинской службы Церетели А.Ф.).
Справка. Березняк Евгений Степанович родился 25 февраля 1914 г., украинец, член КПСС с 1939 года. В 1938 г. окончил Педагогический институт в г. Осипенко. В 1939 г. награжден медалью «За трудовую доблесть». Работал инспектором и заведующим районного отдела народного образования.
В 1941—1943 гг. по заданию Днепропетровского обкома Компартии Украины работал на временно оккупированной территории. С 26 октября 1943 г. после освобождения Днепропетровска работал до 25 января 1944 г. заведующим сектором информации Днепропетровского обкома Компартии Украины. В январе 1944 г. привлечен военной разведкой для выполнения специального задания в тылу противника…
Прежде чем поручить Березняку выполнение особого задания, военная разведка направила его на обучение в Специальную школу Разведывательного управления Генштаба Красной Армии. Курсант Евгений Березняк учился прилежно. Впрочем, к любому серьезному делу, за которое когда-либо брался этот человек сам или которое ему поручалось, он всегда относился серьезно и стремился добиться максимальных положительных результатов. В разведывательной школе Березняка научили стрелять без промаха из пистолетов и автоматов разных систем, ходить в лесах по азимуту, прыгать с парашютом, выявлять слежку и «отрываться» от агентов контрразведки. Будущий резидент освоил шифровку радиограмм, передачу информации через тайники, изучил германскую армию, организацию ее частей и подразделений, вооружение, знаки отличия рядового и офицерского состава.
По заданию инструктора он по поддельным документам должен был легализоваться в Москве, устроиться на работу на одно из предприятий и добыть сведения, которые имели бы военный характер и представляли интерес для разведки.
Березняк устроился на папиросную фабрику «Дукат», проработал там две недели, узнал, в какие воинские части и в каком количестве отгружали папиросы и табак. Выпускные экзамены Березняк сдал на «отлично». В документах разведшколы сохранились положительные отзывы о результатах учебы Евгения Березняка.
В июле 1944 года Березняк оказался в распоряжении разведывательного отдела штаба 1-го Украинского фронта, который находился в городе Проскуров, ныне – Хмельницкий.
Березняк прошел дополнительную специальную подготовку и готовился к выполнению задания в качестве руководителя разведывательной группы в оккупированном Львове, где он работал до войны. Для Березняка было разработано специальное задание, подобраны заместитель командира и радистка.
Группа должна была вскрыть систему обороны противника на подступах к Львову. Весной 1944 года войска 1-го Украинского фронта готовились к разгрому врага на территории Западной Украины. Накануне решительных боев по освобождению летом 1944 года территорий Западной Украины и Белоруссии Ставка Верховного Главнокомандования назначила новым командующим фронтом маршала И.С. Конева.
Новый командующий незамедлительно приступил к изучению возможностей подчиненных ему сил и средств, противостоявшего им противника и опыта операций, проведенных фронтом. С этой целью Конев собрал командующих армиями и членов военных советов на командном пункте 38-й армии, которая находилась в центре полосы фронта. Были заслушаны и обсуждены доклады командующих войсками 13-й армии генерал-лейтенанта Н.П. Пухова и 38-й армии генерал-полковника К.С. Москаленко о проведенных этими армиями последних операциях.
На совещании выступил и И.С. Конев. Он положительно оценил операции фронта, проведенные весной 1944 года, однако сказал, что, по его мнению, в ряде случаев «командиры и штабы опаздывали с принятием решений, разведка, обеспечение флангов и стыков являлись слабым местом…»
После этого совещания офицеры разведывательного отдела штаба фронта внесли в планы разведки противника серьезные коррективы. Было принято решение подготовить и забросить несколько разведывательных групп в глубокий тыл противника с целью заблаговременного вскрытия особенностей построения его обороны. С этой же целью ранее в Краков была заброшена разведывательная группа «Львов». Но она свои задачи не выполнила. Командир группы, оказавшись на территории противника, не смог организовать добывание разведсведений.
В Кракове по заданию разведотдела штаба фронта действовала радистка «Комар», которая занималась сбором сведений о противнике и передавала их в Центр. Но этого было недостаточно. Поэтому группа Березняка была ориентирована на выполнение задания в районе Кракова. Начальник разведотдела фронта генерал-майор И.Г. Ленчик требовал от своих подчиненных организации разведки сил противника, которые бы опережали действия войск фронта.
Летом 1944 года войска Конева успешно завершали Львовско-Сандомирскую операцию. Вспоминая период подготовки войск фронта к этим боевым действиям, И.С. Конев писал: «…немаловажное значение в подготовке операции имела разведка, возглавляемая генералом И.Г. Ленчиком. Внимание разведки сосредоточивалось на вскрытии всех мероприятий противника по устройству и совершенствованию его обороны, а также перегруппировке войск. Разведка велась непрерывно, в том числе и боевая. В результате удавалось вскрыть изменения, которые происходили у противника…»
Благодаря активным и целенаправленным действиям военных разведчиков, которыми руководил генерал-майор И.Г. Ленчик, было своевременно установлено, что противник в течение июня перебросил на другие участки фронта три танковые дивизии. Также удалось выяснить переброску 16-й и 17-й танковых дивизий со станиславского на рава-русское направление…
К исходу 18 июля на львовском направлении сложилась благоприятная для войск маршала Конева обстановка. Разведка вскрыла группировку противника на всю ее глубину. Тем не менее бои за Львов были тяжелыми. Противник ожесточенно сопротивлялся. Однако утром 27 июля город был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Разгромленные немецкие войска отходили на запад, на территорию Польши. Создавалась выгодная обстановка для стремительного наступления армий правого крыла фронта к Висле и на Сандомир, а также для развития успеха армиями левого крыла в направлении Дрогобыча и разгрома 1-й танковой армии немцев и 1-й венгерской армии в предгорьях Карпат. В этих условиях разведывательный отдел фронта получил задачу выявить укрепления противника на берегах Вислы и в глубине его обороны в районе Кракова.
Группа разведчиков, командиром которой был назначен Березняк, получила новое задание.
Кроме Березняка, которому в разведотделе был присвоен оперативный псевдоним «Голос», в состав группы входил лейтенант Алексей Шаповалов. Он был назначен заместителем командира разведгруппы. Учитывая богатый опыт действий Шаповалова в тылу противника, его храбрость и мужество при проведении операций ему был присвоен псевдоним «Гроза».
Справка. Шаповалов Алексей Трофимович родился 20 августа 1921 г., украинец. Уроженец села Марто-Ивановка Александровского района Кировоградской области. В Красной Армии с 22 октября 1940 г. Окончил школу младших командиров. В период с 25 июня по 31 августа 1941 г. был политруком взвода связи 138-го отдельного батальона связи 12-го укрепленного района Южного фронта. Во время одного из боев попал в плен. Бежал. Оказался в партизанском отряде им. К.Е. Ворошилова. После освобождения Кировограда от немцев с 19 декабря 1943 г. по 22 января 1944 г. работал секретарем Новокрашевского райкома комсомола. В январе 1944 г. привлечен к сотрудничеству с военной разведкой…
Лейтенант Шаповалов, как и Березняк, весной 1944 года прошел подготовку в агентурном отделении Спецшколы Разведывательного управления Генштаба Красной Армии.
Третьим членом разведывательной группы была ефрейтор Ася Жукова, радистка. Она впервые готовилась к действиям в тылу противника. В разведотделе ей был присвоен редкий по тем временам псевдоним – «Груша».
Справка. Жукова Ася Федоровна родилась 21 декабря 1924 года, украинка, уроженка Днепропетровской области, образование среднее. До войны работала учительницей, проживала на оккупированной немцами территории.
С 20 октября 1943 г. по 4 апреля 1944 г. – курсант школы радистов в г. Горьком. С апреля по июнь 1944 г. находилась в распоряжении разведывательного отдела штаба 1-го Украинского фронта.
«Голос» и его товарищи «Гроза» и «Груша» должны были разведать краковский гарнизон противника, установить количество и нумерацию немецких войск, сосредоточенных в районе этого города; вести наблюдение за воинскими перевозками по железным и шоссейным дорогам, проходящим через Краков; установить, какую и в каком количестве боевую технику противник сосредоточивает на западном берегу Вислы. В числе главных задач группы были выявление и установление точного расположения штабов, узлов связи, аэродромов и складов противника в городе Краков и его окрестностях.
Заместитель командира разведгруппы лейтенант Шаповалов должен был добыть сведения о характере обороны противника по рубежу реки Висла в районе древней польской столицы.
(Продолжение следует)
Владимир ЛОТА, кандидат исторических наук, Красная Звезда