Права потребителя при приобретении товара ненадлежащего качества

Закон «О защите прав потребителей» разграничивает права потребителя при приобретении им товара ненадлежащего качества и права потребителя при приобретении им товара надлежащего качества.

В случае если вы приобрели товар и в течение гарантийного срока не по вашей вине он вышел из строя или он выполняет не все гарантированные продавцом или производителем функции, определенные тех. документацией либо иными техническими характеристиками на товар, закрепленными в документации к товару, то данный товар считается товаром ненадлежащего качества.

Только в случае выявления существенного недостатка товара ненадлежащего качества потребитель может требовать у продавца или производителя замену товара ненадлежащего качества или возврата денег.

Закон определяет, что существенный недостаток – это недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением, возник по вине производителя (продавца, исполнителя), после его устранения появляется снова по независимым от потребителя причинам и при этом наделен одним из следующих признаков:

А) он не может быть устранен вообще;

Б) его устранение требует более 14 календарных дней;

В) он делает товар существенно др., чем предусмотрено договором.

Таким образом, в том случае если вы приобрели товар надлежащего качества, то в соответствии с законом вы можете в течение 14 дней обменять товар на аналогичный, а если же он отсутствует расторгнуть договор и получить деньги обратно, то в случае если вы приобрели товар с браком (ненадлежащего качества) обмен на аналогичный или возврат денег требует наличия существенного недостатка товара и определенных условий. Единственное что в данном случае на руку потребителю, данные требования распространяются на весь срок гарантии.

Рассмотрим случай, к примеру, приобретен холодильник, который на следующий день вышел из строя, перестал морозить. Т.е. после приобретения холодильника, был выявлен недостаток, а именно, как это определяет закон, несоответствие продукции требованиям Н.П.А., условиям договора или требованиям, предъявляемым к продукции, а также информации о продукции предоставленной производителем.

При приобретении продавец говорил будет «морозить», требования к холодильнику говорят должен «морозить», в договоре написано «морозит», а он не работает. В общем, в данном случае холодильник является товаром ненадлежащего качества.

При этом по закону, потребитель, не смотря на то, что еще не прошло 14 календарных дней не может требовать в порядке ст.9 ЗУ «О защите прав потребителя» замену товара или при его отсутствии возврата деньги, т.к. товар соответственно является товаром ненадлежащего качества и ст.9 ЗУ (о товаре надлежащего качества) в данном случае на него не распространяется.

Для того, что бы потребитель смог требовать возврата денег или обмен товара на аналогичный, необходимо, что бы холодильник был на гарантийном ремонте более 14 календарных дней, либо чтобы было наличие обстоятельства невозможности устранения недостатка (брака). При этом произвести обмен товара на аналогичный в случае если гарантийный ремон произешел и был закончен ранее чем 14 дней с момента покупки уже не возможно, т.к. закон требует наличие пломб на товаре (ст. 9 ЗУ).

Таким образом, право на обмен продукции в период 14 календарных дней с момента покупки в случае выявления брака отсутствует, при этом определен гарантийный срок в течении которого в случае наличия существенного недостатка товара и определенных условий покупатель имеет право требовать возврата денег или замены приобретенной продукции на аналогичную.

Автор: Вячеслав Юдин, руководитель юрфирмы «Центр правовой инициативы», Лига-Блоги

Читайте также: