Как поставить авто на учет: новые правила и личный опыт

В 2012-2013 годах процедура регистрации автомобиля многократно менялась. Разбираемся в новых правилах и расценках. Сбор в ПФ, что с налогом на доход, упрощенное переоформление. Оплата регистрации в ГАИ нового автомобиля, оплата регистрации б/у автомобиля, ранее зарегистрированного в Украине.

 Изменений в законодательстве накопилось за последнее время действительно очень много. В данном материале мы решили обратить внимание на наиболее существенные из них.

Правительство неоднократно кормило нас завтраками, обещая сделать жизнь нынешних и будущих автомобилистов немного легче. И вот наконец-то лед тронулся. При этом в Украине сложилась весьма забавная картина: поставить машину на учет или переоформить ее на нового владельца стало действительно гораздо проще, а вот купить, из-за поднятия пошлин и утилизационного сбора — сложней. Но не будем о грустном и обратимся к вопросам оформления.

 

Сбор в ПФ — заплатил и забыл

Если раньше сбор в Пенсионный фонд оплачивался при каждом новом оформлении, то сейчас он берется исключительно при первичной регистрации автомобиля в Украине. Другими словами, при покупке и оформлении любой машины, ранее зарегистрированной на нашей территории, платить сбор в ПФ уже не нужно.

Размер сбора в Пенсионный фонд зависит от суммы, указанной в справке-счете (выдается дилером или комиссионным магазином — размер сбора рассчитывается от цены без НДС) или договоре купли-продажи (актуально для сделок с подержанными автомобилями, заверяется нотариально):

  • 3% для машин стоимостью до или ровно165 прожиточных минимумов для работоспособных лиц. Согласно закону о бюджете на 2013 год этот минимум составляет 1 147 гривен (с 1 декабря 2013 его размер увеличивается до 1 218 гривен). Таким образом, умножаем 165*1 147 грн = 189 225 грн;

  • 4% для автомобилей стоимостью свыше 165 и до 290 прожиточных минимумов (свыше 189 225 и до 332 630 грн);

  • 5% для транспортных средств, стоимость которых превышает 290 прожиточных минимумов (свыше 332 630 грн).

Что с налогом на доход?

Этот вопрос актуален в первую очередь для продавцов и покупателей б/у автомобилей. Для лиц, реализующих не более одного транспортного средства за год, налог попросту отменили. Тем не менее, если проданных машин за отчетный год будет не одна, а две и более, то за второй и каждый следующий автомобиль в казну придется отдать 1% (если автомобиль переходит к родственнику) или 5% от стоимости автомобиля (если автомобиль продается другому лицу), указанной в справке-счете или договоре купли-продажи.

Обратите внимание, что договор купли-продажи должен быть заверен нотариально. В случае с родственниками госпошлина за нотариальное заверение составит 17 гривен (один необлагаемый минимум доходов), а в случае с другими лицами — 85 гривен (пять необлагаемых минимумов). Родственниками в данном случае выступают только родители, дети и супруги. Дедушки, бабушки, дяди, тети и племянники будут считаться «другими лицами».

Необязательное обязательное

Еще несколько приятных изменений — отмена обязательных оценки стоимости и экспертно-криминалистической экспертизы автомобиля. Если в случае с новыми транспортными средствами эти отмены можно трактовать однозначно, то с подержанными машинами есть нюансы. Так, не будут у вас требовать оценочного заключения только лишь в том случае, если указанная цена в справке-счете от комиссионного магазина или нотариально заверенном договоре купли-продажи будет не ниже среднерыночной стоимости конкретной модели, которую ежеквартально определяет Минэкономразвития (ссылка на «калькулятор »министерства). В противном случае при оформлении сделки все-таки придется заручиться заключением сертифицированного оценщика.

В случае с экспертно-криминалистической экспертизой ситуация следующая: в постановлении о Порядке госрегистрации транспортных средств фигурируют два понятия — «осмотр» (огляд) и «экспертиза» (дослідження). Так вот осмотр до сих пор остался обязательным, а экспертиза таковой быть перестала. Тем не менее в случае с б/у автомобилями сотрудники МРЭО рекомендуют не ограничиваться только лишь осмотром и заказывать «экспертизу», написав соответствующее заявление.

Это можно сделать в МРЭО или перепоручить ее любому другому эксперту, внесенному в Реестр государственных судебных экспертов. В результате проверки подлинности номерных агрегатов и документов выводы эксперта обязательно вкладываются в дело. Именно эти выводы и являются основным отличием экспертизы от осмотра. Таким образом, экспертиза как бы и необязательна, но в случае с б/у автомобилями и возможными вопросами к ним со стороны гаишников в будущем — лучше перестраховаться.

Упрощенное переоформление

Если раньше оформлять машину нужно было по месту прописки в паспорте, то сейчас все существенно упростилось. Ехать за сотни километров вовсе необязательно. Регистрировать машину можно в любом МРЭО. К слову, если продавец и покупатель зарегистрированы в одном регионе (Киев, Севастополь, АР Крым, область), то машину можно переоформить с сохранением номерных знаков — так будет гораздо быстрее и немного дешевле.

Кроме этого, до недавнего времени сам процесс переоформления машины, по сути, состоял из двух процедур — снятие с учета и затем новая регистрация. Наконец-то эту нелепость устранили. Снимать с учета автомобиль перед его переоформлением отныне не нужно.

Тем не менее, если продавец и покупатель прописаны в разных регионах, сотрудники МРЭО сперва подадут запрос в предыдущее место регистрации автомобиля. Поэтому несмотря на то, что бумажной волокиты стало меньше, процедура может затянуться, поскольку ответить сотрудники другого отделения могут не сразу, а в течение отведенных на это 10 дней.

Еще нескольких важных положений на заметку

  • Если у автомобиля будет не один владелец, то в письменном заявлении владелец вместе с совладельцем транспортного средства должны запросить, чтобы в графе «Особые отметки» в Свидетельстве о регистрации о ТС указали и совладельца: «ФИО имеет право управлять (эксплуатировать) и является совладельцем».

  • Также в графе «Особые отметки» можно указать двух родственников (родители, тесть, теща, свекор, свекруха, муж, жена, зять, невестка, дети, родные брат и сестра, внуки, дедушки, бабушки), которым владелец позволит управлять. В таком случае туда вносится формулировка «имеет право использования ФИО». Можно передать право использования более, чем двум родственникам, но в таком случае им придется получать временные Свидетельства о регистрации ТС. Кстати, не забудьте захватить с собой оригиналы документов, подтверждающие родство (например, свидетельство о браке, рождении), а также копии паспортов счастливых родственников.

  • Для индивидуально переоборудованных ТС и переоборудованных для работы на газовом топливе, при регистрации понадобится акт технической экспертизы или сертификат соответствия, выданный испытательной лабораторией, имеющей аттестат аккредитации соответствующей отрасли и полномочия по проведению проверки технического состояния транспортных средств, или органом по оценке соответствия, или предприятием, имеющим сертификат соответствия государственной системы сертификации УкрСЕПРО.

  • Регистрировать автомобили отныне могут и должники, имеющие непогашенные штрафы за нарушение ПДД.

  • Если автомобиль ранее был зарегистрирован в другом государстве, то отметка о снятии с учета в документах, выданных другой страной, теперь необязательна.

Какие документы нужны для постановки машины на учет?

Итак, разобравшись в общем и целом с теорией, переходим к практике. Сразу хочется отметить, что летом 2013 сам регистрировал автомобиль, поэтому увидел сей процесс изнутри. Оформление проходил в киевском МРЭО №1 (отныне именуется Центром №1 оказания услуг, связанных с оформлением автотранспортных средств).

От себя скажу, что действительно был приятно удивлен компетентностью сотрудников и оперативностью их работы. Пожалуй, тогда я впервые увидел собственными глазами то самое «покращення» — процедуры регистрации и перерегистрации ускорились и центры сейчас способны обслуживать гораздо больше людей, чем прежде.

К слову, при подготовке этого материала приходилось не один раз звонить и в справку МРЭО №1 (044 443 41 40) — трубку поднимают, на вопросы отвечают. При этом для того чтобы разговорить сотрудника, даже не приходилось представляться. Таким образом, соединение между «пересічним» гражданином и госчиновником, вроде как, «пингуется».

Теперь обо всем по порядку. С момента получения транзитных (красных) номеров на регистрацию дается 10 дней. Первое, что нужно сделать перед поездкой в МРЭО — это собрать документы.

Чтобы у вас все было по фэн-шую, перед регистрацией нового транспортного средства позаботьтесь о следующем перечне документов:

  1. Счет-фактура

  2. Акт приема-передачи

  3. Сертификат производителя или справка, подтверждающая признание зарубежного сертификата

  4. Справка о стоимости (в ней должна быть указана стоимость автомобиля с НДС и без него)

  5. Справка об оплате утилизационного сбора (выдает дилер)

  6. Таможенная декларация (для импортируемых ТС)

  7. Договор дилера с поставщиком

  8. Паспорт владельца ТС и его копия

  9. Идентификационный код владельца

  10. Копии паспортов тех лиц, которые будут вписываться в графу «Особые отметки». В случае с родственниками — документы, подтверждающие родство

  11. Транзитные (красные) номера

В случае с новыми автомобилями волноваться владельцу не за что, поскольку документы с 1 по 7 пункт выдаются в салоне — остается лишь складировать их в папку и не забыть перед походом в МРЭО. Транзитные номера также предоставляет дилер.

Пакет документов для регистрации б/у автомобиля:

  1. Счет-фактура или заверенный договор купли-продажи

  2. Старое украинское Свидетельство о регистрации и выписка о снятии ТС с учета, если таковое проводилось

  3. Документы, подтверждающие растаможивание и оплату утилизационного сбора (в случае с машинами, завезенными из-за рубежа)

  4. Паспорт + копия и идентификационный номер

Если автомобиль уже был снят с учета, то помимо транзитных номеров, у вас также должен быть или разрезанный техпаспорт старого образца (ламинированный) с отметкой о снятии на самом документе, или техпаспорт нового образца (пластиковый) с надрезанным уголком, к которому должна прилагаться соответствующая справка с печатью МРЭО, которое снимало ТС с учета.

Полезная информация:

  • Разберитесь, как снимаются номера, поскольку после осмотра ТС «транзиты» нужно будет сдать. Возьмите тряпку или салфетки, чтобы протереть номера агрегатов перед их осмотром экспертом.

  • Для экономии времени заранее напишите Заявку на регистрацию (перерегистрацию) и заполните основную часть пунктов Акта технического осмотра. В принципе последний вы имеете право и не заполнять, но заполнив — отыграете еще немного времени на «круге». Найти их можно в дополнениях к Инструкции о порядке осуществления подразделениями ГАИ МВД государственной регистрации.

  • Обязательно возьмите с собой брошюрку по вашей модели — в ней вы найдете полную массу, объем двигателя в кубических сантиметрах и прочие паспортные данные.

 

Поход в МРЭО и оплата

Зачастую поставить машину на учет предлагают сами дилеры, тем не менее регистрация автомобиля, особенно с учетом новых правил — и в теории, и на практике не такая уж и сложная задача. Тем более, что благодаря всем нововведениям процедура существенно упростилась и проводится довольно быстро. Конечно, придется потратить несколько часов, но экономия порядка 800-1000 гривен, наверное, должна оказаться неплохим мотиватором.

Итак, если людей в МРЭО много, то занимаем очередь в окошко (не забудьте уточнить в какое) и идем оплачивать сборы и налоги в кассах. Для удобства кассы зачастую расположены в помещениях МРЭО. Примечательно, что заполняют квитанции сами кассиры, вам лишь нужно показать документы, объяснить, что нужно оплатить и перепроверить, чтобы в квитанциях все было указано корректно.

Оплата регистрации в ГАИ нового автомобиля:

1. Сбор в Пенсионный фонд (от 3 до 5% в зависимости от стоимости автомобиля).

2. Сбор за первичную регистрацию в ГАИ — ставка зависит от объема двигателя.

Объем цилиндров двигателя, куб. см

 

Ставка сбора за 100 куб. см, грн

от

до

 

до 1 000

 

3,53

1001

1500

5,88

1501

1800

8,22

1801

2500

11,75

2501

3500

29,38

3501

4500

47

4501

5500

52,88

5501

6500

64,63

свыше 6500

 

70

3. Оформление в ГАИ с последующей выдачей техпаспорта и номерных знаков — 485,63 грн (для ТС, изготовленных в Украине и странах СНГ) или 523,15 грн (для ТС иностранного производства).

4. Комиссия банка.

Например?

Для примера рассчитаем стоимость регистрации нового отечественного автомобиля стоимостью 100 тысяч гривен (без НДС) с рабочим объемом двигателя 1,6 литра: 3 000 грн (сбор в ПФ) + 131,52 (сбор за первичную регистрацию) + 485,63 грн (услуги МРЭО) = 3 617,15 грн + комиссия банка при оплате в кассах.

Оплата регистрации в ГАИ б/у автомобиля, ввезенного из-за рубежа:

1. Сбор в Пенсионный фонд (от 3 до 5% в зависимости от стоимости автомобиля).

2. Сбор за первичную регистрацию в ГАИ. В случае с б/у машинами ставка умножается на коэффициент и зависит от срока службы машины.

Объем цилиндров двигателя, куб. см

 

Ставка сбора за 100 куб. см, грн

Коэффициент, на который умножается ставка сбора

 

от

до

 

Срок эксплуатации до 8 лет

Срок эксплуатации свыше 8 лет

до 1 000

 

3,53

2

40

1001

1500

5,88

2

40

1501

1800

8,22

2

40

1801

2500

11,75

2

40

2501

3500

29,38

2

40

3501

4500

47

2

40

4501

5500

52,88

2

40

5501

6500

64,63

2

40

свыше 6500

 

70

2

40

3. Оформление в ГАИ с последующей выдачей техпаспорта и номерных знаков — 485,63 грн (для ТС, изготовленных в Украине и странах СНГ) или 523,15 грн (для ТС иностранного производства).

4. Необязательная, но рекомендуемая экспертиза — около 80 грн + распечатка результатов на бланке (около 50 грн).

5. Комиссия банка.

Оплата регистрации б/у автомобиля, ранее зарегистрированного в Украине:

1. Оформление в ГАИ с последующей выдачей техпаспорта и номерных знаков — 485,63 грн (для ТС, изготовленных в Украине и странах СНГ) или 523,15 грн (для ТС иностранного производства).

2. Необязательная, но рекомендуемая экспертиза — около 80 грн + распечатка результатов на бланке (около 50 грн).

Как уже упоминалось, если старый и новый владелец живут в одном регионе, то при перерегистрации на номерах можно сэкономить — их стоимость составляет 135 грн. Таким образом, при сохранении предыдущих номеров перерегистрация б/у автомобиля с последующей выдачей техпаспорта обойдется в 350,63 (для ТС отечественного производства) или 388,15 грн (для ТС иностранного производства) соответственно.

Отдав часть денег государству, направляемся с заявкой на регистрацию/перерегистрацию в окошко к эксперту. Договариваемся с ним об осмотре либо же экспертизе. После осмотра сдаем в окошко документы и ставим при необходимости подписи на некоторых бланках. По собственному опыту скажу, что само оформление бумаг займет около получаса. Все остальное будет зависеть от очереди, оперативности осмотра ТС и выпуска пластикового Свидетельства о регистрации. У меня, например, на все про все ушло 2,5 часа, а у одного из друзей — около четырех часов. Другими словами, миссия вполне выполнима и причин избегать похода в МРЭО сейчас уже попросту нет. 

Автор: Alek SokolovAUTOUA

 

Все фотоматериалы взяты на сайте управления ГАИ Киева.

Читайте также: