Как правильно защищать свои права

Мы часто оказываемся в ситуации, когда наглые чиновники или мошенники пользуются нашей юридической безграмотностью. Где искать на них управу? До личных адвокатов, как на Западе, мы еще не доросли. Зато слова «обращайтесь в суд» уже не режут слух. Но всегда ли нужно доводить дело до суда и с какой стороны подступиться к этой инстанции? С чего начинать?

Если против вас совершены действия, предусмотренные Уголовным или Административным кодексом – к примеру, поцарапали машину, обманули или обокрали, напали в подъезде – можете смело обращаться в ближайшее отделение милиции с заявлением. Заявление всегда пишется по месту совершения преступления (если жителю Цюрупинска на площади Независимости отдавил ногу житель Лобковой балки, то судиться они будут в Киеве).

Если же вы попали в спорную ситуацию (когда виновными можно признать обе стороны) – например, не можете с соседом поделить земельный участок, начальство не платит зарплату, авиаперевозчик клянется, что не терял ваш багаж,- не теряйте силы и время на участкового. Все равно получите стандартную отписку. Эти вопросы относятся к так называемым гражданским спорам, а ими занимается только суд.

Заметьте, чтобы выиграть процесс, не помешает накопить побольше «козырей» и свидетелей еще на этапе досудебного разбирательства.

Как защититься?

Иск к частному лицу предъявляется в суде по месту жительства, а к юридическому – по его юридическому адресу.

Иск к нескольким ответчикам, которые живут или находятся в разных местах, можно предъявлять по месту жительства одного из них.

Иск о праве собственности на недвижимость и землю предъявляется в суде по месту нахождения имущества, независимо от места проживания или места нахождения истца и ответчика.

Можно использовать один из вариантов: отправить иск по почте (заказным или ценным письмом с описанием вложений и уведомлением о доставке) или вручить судье на приеме.

По Закону об обращениях граждан, ваш иск должен быть рассмотрен в 30-дневный срок. Чтобы контролировать судьбу своего обращения, обязательно запомните входящий номер вашего документа. Затем не ленитесь регулярно звонить и напоминать о себе. Если вы отправляли иск по почте, сохраняйте уведомление.

Готовясь к тяжбе, запаситесь деньгами, даже если вы уверены в полной и быстрой победе. Как правило, даже самые скоротечные суды затягиваются на недели, а то и месяцы. Кроме госпошлины вам придется оплатить канцелярский сбор за приглашение свидетелей, а также издержки, связанные с рассмотрением дела (то есть суммы, которые оплачивают свидетелям и экспертам: билеты, проживание, суточные, средняя заработная плата за время, которое потерял свидетель или эксперт в суде).

Как правило, сначала за все платит истец. Если ответчик проиграл, то эти затраты он возмещает. Если суд отклоняет иск, истцу судебные расходы не возвращаются.

Куда и как писать?

Хорошо подготовленное исковое заявление увеличивает шансы на успех. Желательно, чтобы его готовил юрист.

На бесплатного адвоката могут рассчитывать льготники (ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним участники боевых действий), участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, а также малообеспеченные граждане – пенсионеры, матери-одиночки, дети-сироты и т.д. Эти категории граждан как правило состоят на учете в отделах соцобеспечения и получают соцпомощь от государства. При необходимости нужно будет предъявить документы, подтверждающие ваш статус и право на льготы.

Предварительную юридическую консультацию можно получить несколькими способами.

Бесплатные юрконсультации есть во многих общественных организациях, которые, например, занимаются проблемами несовершеннолетних, женщин, притесняемых в семьях, нарко- и алкоголь-зависимых.

Первую информационную консультацию можно получить от студентов-юристов в так называемых юридических клиниках (они есть во многих крупных городах страны). Таким образом студенты под руководством своих преподавателей получают «живую практику». Вы наверняка сможете ознакомиться в общих чертах с тем, как решать волнующую вас проблему. Однако применить на практике полученные рекомендации вряд ли удастся: не состоявшиеся пока юристы не несут ответственности за свои консультации.

Относительно недорого обойдется вам беседа с адвокатом или юристом, если вы обратитесь в муниципальную юрконсультацию. Не исключено, что разговор сведется к общим фразам и выдержкам из законов – и вы мало что выясните по вашему конкретному вопросу. Поэтому, если вы располагаете средствами и нуждаетесь в детальном разговоре, обращайтесь к частному юристу.

С врачами

ПОВОД. Медики в районной поликлинике (больнице) отказываются принимать пациента или ставить его на учет при отсутствии у него местной регистрации.

ДЕЙСТВИЕ. Начиная действовать, учтите, что вы нарушаете закон, который обязывает всех граждан Украины вставать на регистрацию в паспортном столе в течение двух недель пребывания на новом месте жительства, – предупреждает Ксения Проконова. – Это грозит вам административным штрафом. Но этот факт никаким образом не должен влиять на действие сотрудников государственных медицинских учреждений, которые обязаны оказать вам помощь вне зависимости от того, какой адрес регистрации указан в паспорте. Обращайтесь смело к главврачу поликлиники. Если вы не будете услышаны, требуйте письменный отказ и стучитесь в районное или городское управление здравоохранения. Ваша претензия должна быть рассмотрена в положенный законом 30-дневный срок. Если и здесь вас ожидает неудача – можете подавать в суд. Не забудьте при этом приложить все письменные отказы.

ШАНСЫ: 90%.

СРОКИ: от нескольких дней до 2-3 месяцев.

С коммунальщиками

ПОВОД. Организация, предоставляющая коммунальную услугу (в данном случае – поставляющая воду в квартиры), требует от жильцов много-квартирного дома оплаты за воду по данным общедомового счетчика, игнорируя тот факт, что жильцы в подавляющем большинстве установили счетчики в квартирах. Таким образом организация пытается решить вопрос не-плательщиков за счет добросовестных жильцов.

ДЕЙСТВИЕ. Советует юрист Ксения Проконова (руководитель юридического он-лайн проекта «Качай права!»):

– Действие организации противозаконно изначально. Коллизию, скорее всего, удастся разрешить «малой кровью» без участия суда. Жильцы, защищая свои права, могут обратиться вначале в организацию, контролирующую работу их жэка или Водоканала. Нарушителя наверняка обяжут брать с людей плату по данным их квартирных счетчиков. Впрочем, можно пойти еще более простым путем: потребовать от нарушителя письменного запрета на оплату по квартирным счетчикам. Поскольку такой запрет противоречит закону, жэк или Водоканал на это не пойдут и вынуждены будут принимать от жильцов оплату правильно.

ШАНСЫ: 100%

СРОКИ: от одних суток до 30 дней.

С турфирмой

ПОВОД. Допустим, вам испортили отпуск: отель оказался гораздо хуже того, что был обещан менеджером при подписании договора, экскурсии отменили, питание было платным вместо бесплатного и пр.

ДЕЙСТВИЕ. Советует Анна Мошкарук, член Украинской ассоциации потребителей:

– Начинать жаловаться надо сразу после прибытия обратно. Подготовьте претензию в турфирму, опишите ситуацию. В претензии конкретно укажите: в чем нарушен договор, как вела себя принимающая сторона. Четко сформулируйте свои требования: выплатить часть стоимости тура (желательно приложить расчет), возместить моральный ущерб и пр. Получив от туроператора письменный отказ рассмотреть вашу жалобу, готовьте документы в суд и в Общество защиты прав потребителей или в Украинскую ассоциацию потребителей. Важно приложить документы, подтверждающие несоответствие обещаний, данных турфирмой (рекламные буклеты, договора, где указаны классность отеля, уровень сервиса, стоимость пребывания и пр.), и реальных условий, в которых вы оказались (опять-таки, документы из отеля, платежки и чеки).

ШАНСЫ: 80%.

СРОКИ: от 2 недель до 3 лет.

ИНСТРУКЦИЯ ПО БОРЬБЕ С ЧИНОВНИКАМИ

Даже теоретически трудно представить, чтобы эта небольшая книжечка — «Букварь жалобщика» — появилась в странах развитой демократии. Она могла появиться только на постсоветском пространстве, в частности в Украине, как ответ на вызов сегодняшнего дня.

Но как же должно быть (так и есть в цивилизованном мире): главное для публичной администрации, которую представляют чиновники разных уровней, — быть доброжелательной. Доброжелательной к гражданам, которые платят налоги и имеют право ожидать тщательного, вежливого и безотлагательного рассмотрения своих заявлений или жалоб. Доброжелательной к предпринимателям, которые тоже платят налоги и хотят от государства справедливости. К негосударственным организациям, которые аккумулируют общественные интересы и хотят быть равноправными партнерами органов власти. Новая философия государства рассматривает государство как предоставляющее услуги учреждение, а граждан видит не как просителей, посетителей, заинтересованных лиц, а как клиентов. Здесь большую роль играет осознание гражданами своих конституционных прав, которыми они должны руководствоваться, общаясь с органами власти.

Такую замечательную перспективу (аж слезу пустить хочется) мне изобразили в главном управлении Государственной службы Украины в Полтавской области.

А как на самом деле? Нередко чиновник (в пенсионном фонде, райгосадминистрации или суде) относится к заявителю как к надоедливой мухе, демонстрирует свое пренебрежение и вместо того, чтобы выполнить работу, за которую получает зарплату, не скрывает желания нас отфутболить.

Как же действовать в такой ситуации? Как простому человеку противостоять чиновничьей рати, вооруженной десятками способов бюрократической волокиты?

Об этом — в практическом руководстве «Букварь жалобщика», который издала общественная правозащитная организация «Полтавский областной медиаклуб» в рамках проекта «Противодействие коррупции в судах и при исполнении судебных решений в Полтавской области». Книжечка написана довольно остроумно, поскольку без юмора в таком серьезном деле, как борьба с чиновником, не обойтись.

Вот, например, лишь некоторые правила-рекомендации: не бойтесь и не унижайтесь; не давайте чиновнику скучать; не поддавайтесь эмоциям; используйте соперничество чиновников; прочно держитесь за статью закона; не давайте чиновнику забыть о вашем деле; не спешите обращаться в суд…

Полагаю, читателям будет любопытно узнать, чего боится чиновник.

1. «Плохой» статистики. Если вы испортите чиновнику статистику своими жалобами, которые к тому же еще и поддержаны обращениями ваших коллег, искренних защитников, общественности, профессиональных союзов, прессы (каждый пусть пишет отдельное обращение), то это — неопровержимый довод его плохой работы, который невозможно утаить (не зря же вы все регистрировали в двух экземплярах).

2. Умных жалоб «наверх». Поскольку умная жалоба — это неопровержимый компромат в руках начальника, законное основание освободить тепленькое место для племянника жены или свояка тещи. Новый чиновник всегда будет помнить, что предшественника сняли с вашей подачи, и на всякий случай отнесется к вашим жалобам внимательнее — чтобы не влипнуть.

3. Гласности во всех ее проявлениях. Но об этом уже говорилось.

4. «Разборок» между депутатским и административным корпусом. Как правило, между этими ветвями власти наблюдается противостояние.

Есть в этом «учебнике» (поскольку в нем воплощен результат коллективного творчества тех, кто поделился опытом отстаивания законных прав в бюрократических лабиринтах) и такой совет: «Не старайтесь применить к чиновнику свои моральные принципы. Не стоит обговаривать с ним такие категории, как «совесть», «сочувствие ближнему», «патриотизм», «порядочность». Возможно, вы и получите определенное удовлетворение от дискуссии на эти темы, но единственный шанс для вас добиться результата — настаивать на исполнении закона!»

Правозащитники Полтавского медиаклуба уверены, что «Букварь жалобщика» станет настольной книгой для тех, кто, соприкоснувшись с несправедливостью, не опускает рук, а борется с ней до победы правды и законности.

Помните, мы получаем не то, что заслуживаем, а только то, чего добиваемся.

Те, кому крайне необходим «Букварь жалобщика», могут заказать его по почте, отправив письмо и чистый конверт по адресу: Украина, 36013, г. Полтава, ул. Демократическая, 34, Полтавский областной медиаклуб.

Людмила Кучеренко

Использованы материалы «Аиф-Украина» и «Зеркало недели»

You may also like...