Потеря документов. Как не попасть в руки аферистов если их предлагают вернуть

Ловкие мошенники, проворачивающие многоходовые комбинации, всегда вызывали тайное уважение в обществе. Чего не скажешь об аферистах, спекулирующих на чужой беде. А таковых у нас немало, что во все времена являлось явным симптомом больного общества. Этот материал — предостережение тем, кто попадет в аналогичную автору ситуацию. А ситуация хоть и банальная, но весьма неприятная: потеря сумки с документами. Не вдаваясь в подробности, лишь обозначу, что документов было много, и все очень важные. Впереди маячили мириады проблем, большая потеря времени и финансов. Последовало первое и вполне разумное действие в такой ситуации — размещение объявлений об утере в газетах и на телевидении.

И документы тут же «нашлись». Причем, сразу у десятков «сознательных» граждан. Потому что за возврат утерянного предлагалось солидное вознаграждение. Тут стоит сделать уточнение: в тексте объявления я сознательно не указал точный перечень документов – только фамилию и инициалы владельца. Чего и вам советую, в случае если попадете в подобную историю. Потому что звонков было действительно масса. Практически все они начинались с фразы: «Здравствуйте. Это Вы давали объявление? У меня Ваши документы…»

В принципе, вычислить, говорит ли «найденыш» правду, не составляло труда. Хотя все они неплохие психологи, есть один проверенный способ — взволнованным голосом воскликнуть:

— Самое главное, посмотрите — там сохранился…? Мне остальное не важно! Ну и назвать некую важную бумагу, которой заведомо не существует в утерянной сумке. Сто процентов из ста респондентов не дрогнувшим голосом отвечали: да, есть! А дальше уже диалог шел в зависимости от моего настроения и фантазии. Просто из интереса. С одним из наиболее прожженных аферистов я попытался довести дело до конца: то есть, собственно, узнать, каким образом с меня хотят поиметь деньги при явном отсутствии предмета торга.

Если обобщить весь алгоритм действий мошенников, то он уложился в стандартную для такого рода мошенничества схему, подробности которой излагаю ниже. Итак, звонок на мобильный. «Абонент» быстро говорит, что у него есть искомое, просит перезвонить по определившемуся номеру и тут же сбрасывает. После перезвона начинается следующий диалог,

— А как вы могли потерять такую сумку? Это точно Ваша? А вдруг Вы не владелец документов?

— Там есть такой-то документ?

— Подождите, не перебивайте! Я не хочу, чтобы у меня были проблемы. Может, документы краденые, я вам принесу их, а меня тут же менты повяжут. Тут много всего, вон, вижу, права лежат на — следует фамилия — техпаспорт…

— На какую машину?

— Вы что меня на диктофон записываете? — испуганным голосом говорит товарищ и тут же сбрасывает. Что ж – перезваниваем. В ответ истерически:

— Не надо мне вашего вознаграждения, ничего не надо, я бросаю сумку, пусть другие звонят! Я не хочу оказать доброе дело и попасть в ментовку! Вы сами не знаете, какие документы в сумке — это что, какая-то подстава?

Сбрасывает. После перезвона:

— Послушайте, мне не нужны Ваши деньги. Я вообще через два часа уезжаю. Если хотите, приезжайте на площадь такую-то, станьте рядом с фонтаном, чтобы я видел, что Вы один. Когда приедете — перезвоните.

Как видим, диалог строится так, чтобы увести «клиента» от уточняющих вопросов. Прием неплохой, но что дальше? Приехав, звоню, докладываю, что я на месте. После препирательств, что «меня не видно», «ага, видно, но кто это только что проходил?», «почему в руках диктофон?» и т. д. и т. п., начинается отчитывание, какой я, мол, мутный, и почему нельзя было просто следовать его инструкциям. Далее:

— Вы же обещали вознаграждение. Как его я получу?

— Говорите, как?

— Не знаю, деньгами я брать боюсь, еще пришьете мне что-нибудь? Давайте так: купите где-нибудь карточки на «Киевстар» или «МТС» — пять штук по 100 гривен каждая. После того, как купите, перезвоните мне, мы договоримся, где обменяться.

В принципе, в этот момент уже стало все понятно. А потому я выждал время и перезвонил, соврав, что карточки куплены. В ответ:

— Здесь неподалеку есть магазин, там продавщица — Татьяна Сергеевна. Документы я оставил у нее. Купите ей коробку конфет, назовете свою фамилию, и она отдаст Вам сумку. Я уже не успеваю.

— Так в каком именно магазине?

— Давайте так, Вы диктуете мне коды на карточках, мне этого достаточно, большого вознаграждения мне не надо, но хоть какая-то компенсация за то, что тут время и нервы с Вами потратил. Как продиктуете, я сразу сообщу Вам название магазина.

В общем, все было уже предельно ясно. Для финализации процесса я жестким голосом сказал: я диктую номера карточек только после того, как назовешь или полный перечень документов, или хотя бы марку машины. Аферист еще попытался отвертеться, что документы он оставил в магазине, и никакой возможности взглянуть на них нету. И вообще, достал я его, не хочу сумку обратно — не надо. А на просьбу назвать хоть какую-то примету сумки нервно отключился.

Собственно, и все. Я еще думал, что раз парень работает на этом явно профессионально, сим-карта у него какая-нибудь акционная, потому что она больше не активировалась, сколько я ни проверял, то зачем ему столько денег на телефонном счету — век не выговорить? Но потом вспомнил об услуге перечисления денег с одного номера на другой. Это можно сделать, договорившись с оператором какого-нибудь из пунктов, коих полно на каждом перекрестке, либо самому — знакомым за наличку и со скидкой.

Кстати, подобную форму — изъятие денег через пополнение счета, мошенники используют в самых различных схемах. Самая распространенная — мобильные аферы, когда человеку сообщается о якобы выигранном призе, но нужно продиктовать номер с карточки для активирования услуги. Рассказывали, что аналогичную схему применяют эффектно сфотографированные девушки с сайтов знакомств. Наверняка, есть еще множество способов. Просто не нужно терять бдительность.

Постскриптум: а документы мне потом, слава Богу, вернули.

Газета «Наше время»

You may also like...