На вашем горе наживутся: мошенники к безработице готовы!

По данным социологов, около половины россиян признают, что они в ближайшие месяцы могут потерять работу. Тем временем активизировались мошенники, оббирающие безработных. У соискателей вакансий выманивают деньги под предлогом обучения, медосмотра или оформления банковской карты, на которую потом, якобы, будут перечислять зарплату.

 

По данным представленного в конце минувшей недели опроса ВЦИОМ, 55% граждан допускают, что в ближайшие два-три месяца на их предприятии произойдут сокращения работников. При этом 48% опасаются, что работу потеряют именно они. Больше всего напуганы возможными сокращениями молодежь (25–34 года) и люди старшего возраста (45–59 лет).

От образования страх потерять работу не зависит. Сокращений в равной степени боятся и выпускники вузов, и выпускники ПТУ. Подавляющее большинство (56%) намерены в случае увольнения сразу же начать поиск новой работы. Однако в том, что им легко удастся это сделать, убеждены лишь 16% опрошенных.

Когда москвич Виктор С., уволенный из страховой компании в начале осени, разместил в Интернете свое резюме, ему почти сразу же предложили должность менеджера в турфирме с зарплатой в 70 тыс. рублей и зарубежными командировками. То, что молодой человек никогда не работал в туризме и владеет английским лишь на начальном уровне, работодателя не смутило.

Зато Виктора смутило, что одним из условий трудоустройства оказалась покупка в этой фирме тура стоимостью 1,5 тыс. долларов якобы для «ознакомления с курортом, путевки на который вам предстоит реализовывать». «Моим трудоустройством обещали заняться лишь после возвращения. Мне это показалось весьма сомнительным», – рассказал «НИ» Виктор.

Бывший офис-менеджер Марина М. заинтересовалась объявлением о наборе персонала в новую гостиницу международного класса. Требовались все категории работников без ограничений по возрастному и половому принципу, а также без требований к квалификации и опыту работы. На собеседовании женщине сказали, что ее готовы принять, только необходимо пройти платный медосмотр у определенного врача.

Стоил медосмотр 3 тыс. рублей, и на его прохождение в назначенный день выстроилась очередь из нескольких десятков таких же «принятых» на работу, как Марина. Однако когда через несколько дней граждане со справками пришли в офис, где проходило собеседование, оказалось, что исчезли и «владельцы» гостиницы, и «доктор».

По словам кадровиков, распознать мошеннические объявления можно по завышенной зарплате и нечетким требованиям к сотрудникам. «Нормальные объявления о работе очень структурированы, с конкретными требованиями по возрасту, опыту, образованию, что отсекает довольно большое количество претендентов. А если эти границы очень широкие, есть риск, что это не объявление, а западня», – говорит  гендиректор кадрового центра «Эксперт» Андрей Устюжанин.

Гендиректор рекрутингового агентства «Kelly Services Россия и СНГ» Екатерина Горохова рекомендует еще по телефону выяснить, о какой именно работе идет речь, а также собрать информацию о данной фирме в Интернете. «Если зарплата нестабильная, обещают какие-то мнимые проценты по каким-то результатам, непонятно, где находится офис и фирму в Интернете не найдешь, то на интервью можно и не ходить. Скорее всего, это обман», – поясняет «НИ» г-жа Горохова.

Большинство мошеннических технологий заключается в том, чтобы любым путем выманить у соискателя какие-то деньги. Если в сетевом маркетинге человека вынуждают покупать товар, который он затем якобы продаст с прибылью, то в других сферах деньги берут за предварительное обучение (после которого соискателю под каким-нибудь предлогом откажут в трудоустройстве), покупку какой-то особенной спецодежды или даже за оформление банковской карточки, на которую потом якобы будут перечислять зарплату. «С соискателей не берут денег даже серьезные кадровые агентства. А если просит деньги компания, которая представляется как самостоятельный работодатель, то это какой-то бред», – возмущается кадровик Устюжанин.

Еще один способ нажиться на ищущих работу – заставить их поработать бесплатно. Это, прежде всего, касается высококвалифицированных специалистов – переводчиков, дизайнеров, программистов. Соискателю дают тестовое задание, а потом отказывают под предлогом его якобы низкого качества.

«Меня попросили написать две рекламные статьи для журнала. Потом сказали, что статьи не соответствуют статусу издания. А потом я нашел свои статьи опубликованными в Интернете», – пожаловался  специалист по рекламе Сергей Б. Его бывший коллега, также уволенный из рекламного агентства, успел за последний месяц отредактировать целую серию материалов для одного из Интернет-порталов. Однако администрация портала не только не спешит принимать его на работу, но и всячески оттягивает заключение договора об оплате за уже выполненную работу.

РАБОЧИЕ ПОСТРАДАЮТ ОТ КРИЗИСА ПОСЛЕДНИМИ

Зарплата рабочих в столице варьируется от 15 тыс. до 100 тыс. рублей. Таковы результаты представленного на днях исследования портала SuperJob. Больше всего зарабатывают автомаляры, механики, машинисты и крановщики. Средний доход представителя этих специальностей составляет 36–39 тыс. рублей. Самые низкооплачиваемые рабочие – пекари, комплектовщики и слесари. Их заработок в среднем составляет 25–27 тыс. рублей.

Несмотря на рост безработицы, популярность рабочих специальностей у москвичей остается невысокой. Авторы исследования утверждают, что в большинстве сфер деятельности на одну вакансию приходится от двух до четырех резюме. Количество же желающих стать электриками, слесарями или фрезеровщиками и вовсе примерно равно числу открытых вакансий. Для сравнения, на одно свободное место фотографа в Москве претендуют 90 человек, на вакансию няни – 19.

В условиях кризиса рабочие специальности пострадали меньше, чем «белые воротнички», сообщает директор рекрутингового агентства Екатерина Горохова. «Эти люди задействованы в таком жизненно важном производстве, как продукты питания, потребительские товары. Это будет точно востребовано на рынке в том или ином виде. Люди же едят и пользуются мылом и порошком каждый день», – отмечает эксперт.

Не исключено, что финансовый кризис заставит переквалифицироваться в рабочие специалистов с высшим образованием. «Вспомните белую эмиграцию. Бароны пошли в таксисты, графы – в официанты», – говорит «НИ» директор кадрового центра Андрей Устюжанин. Хотя, по словам эксперта, пока что ситуация от этого далека, и подобное произойдет, если кризис продлится не менее года. Однако рабочих сокращения тоже могут коснуться. «По моей информации, в наших сырьевых предприятиях готовятся довольно значительные сокращения в связи с тем, что экспорт сократился, и цены упали», – поясняет Екатерина Горохова. Кроме того, многие предприятия брали кредиты и сейчас испытывают серьезные затруднения с их выплатой.

Сергей Баландин, Евгений Халявко, Новые известия

You may also like...