От оперативных комбинаций – к преступлениям. Как брали «черную» кассу казино
Бывший сотрудник Управления государственной охраны Украины был уличен в разбое, двое оперативников пытались захватить черную кассу игрового бизнеса столицы, помощник коменданта в аэропорту «Борисполь» вызвался помочь контрабандистам… В большой семье отечественных «силовиков» нет-нет да и встречаются уроды. Причем, с каждым годом их не становится меньше.
ЗАПЛЕЧНЫХ ДЕЛ МАСТЕРА
Однажды мне довелось рассказать в прессе о вопиющем случае — начальник штаба дивизии (!) полковник Н. так избил прапорщика, что бедняга оказался на операционном столе. Не полковник, а садист, заплечных дел мастер. Понятие чести для него — пустой звук.
Вот раньше, в старые времена у служивых была в ходу такая фраза: «Честь имею!». Хорошие слова, красивые. Нередко с ними шли под пули. И, видимо, недаром тогда в народе говорили: чести офицер не кинет, хоть головушка сгинет.
Конечно, нынче новый век на дворе, новые командиры… Жаль, что лексикон некоторых из них определяется такими паскудными словами, как «замочить», стырить, «кинуть», предать… Тем не менее, ни в коем случае не хочу бросить даже малейшую тень на многих и многих офицеров, самоотверженно и честно выполняющих свой долг перед Родиной, каждодневно рискующих своим здоровьем ради мирных граждан.
А вот об уродах давайте поведем разговор без утайки и разных там околичностей. Однажды в Чернигове, на скамье подсудимых нашлось местечко для командира взвода спецназначения внутренних войск МВД Украины старшего лейтенанта Василия Я-ко. Он «прославился» тем, что во время служебной командировки воспитывал подчиненного кулаками, травил его газом, словом применял спецсредства по полной программе. А мы надеемся, что этот майор в лихую годину защитит нас от преступников, придет на помощь. Напрасно надеемся!
Кажется, у Владимира Высоцкого есть такие слова: «Побудьте день вы в милицейской шкуре — вам жизнь покажется наоборот».
Возможно, жалеют, что были «в милицейской шкуре» четверо молодых парней, которые попали на скамью подсудимых в Деснянском районе Киева. Их обвинили в том, что они, будучи на службе, вымогали деньги у наркозависимых граждан, в общем беспредельничали. После нескольких месяцев разбирательства дело «ушло» на доследование.
Но, пожалуй, эту группу перещеголяли крымские коллеги. На полуострове в плохих делах были уличены сразу одиннадцать борцов с наркобизнесом. Они боролись с преступностью во имя своего кармана, и без оглядки на закон. Возможно, свое криминальное поведение мотивировали тем, что государство платит им маленькое жалование, что в социальном плане их семьи не чувствуют надлежащей поддержки.
ДОХОДНОЕ МЕСТО
Спору нет, что касается зарплаты, социальной поддержки, то люди в погонах во многом обижены. Или такая сторона медали. У нас надлежащим образом — на государственном уровне — не чтят многих людей в погонах, пахарей, прославившихся умелыми спецоперациями на ниве борьбы с преступностью. Им не дают орденов, их не приглашают на торжественные приемы и т. д. и т. п. Разве это нормально? Тем не менее такие профи никогда не станут на преступную стезю. Хотя им до глубины души обидно за державу.
Впрочем, перейдем к другим фактам. 9 июня 2007 года был задержан помощник коменданта комендатуры воинских сообщений аэропорта «Борисполь» старший лейтенант Николай Бабич.
Служить бы этому 25-летнему парню, да служить. Но вся карьера, как молвится, коту под хвост. Бабич позарился на легкие доходы — решил помочь контрабандистам. В тот день помощник коменданта незаконно пронес через таможенную границу партию мобильных телефонов «Nokia» общей стоимостью 405 тысяч 818 гривен.
Бабича «взяли» с поличным, он раскаялся и просил строго не наказывать, поскольку переживает материальные трудности. Говорил, что воспитывает дочку, жена не работает… И Фемида учла это, приговорив старлея к четырем годам лишения свободы, условно.
ОПАСНЫЙ ТАНДЕМ
А вот особое дело, о котором автор этих строк узнал из разговора с судьями. Однажды перед военным судом Киевского гарнизона предстали два офицера Службы безопасности Украины — майор Брыль и старший лейтенант Сидоренко. Шутка ли: сразу два оперативника оказались в железной клетке. Да еще какие опера! Сидоренко служил в Главном управлении по борьбе с коррупцией СБУ, а Брыль тянул свой чекистский воз в столичной «управе», то бишь в УСБУ.
Этим парням еще нет и сорока, вряд ли их можно назвать желторотыми птенцами. Наверное, они уже повидали кое-что на своем пути и на зубок выучили все нюансы оперативной службы. Но если бы применяли свой опыт и знания во имя государства, то, гляди, и до полковничьих погон дослужились бы. А так… Офицерские погоны «сорваны» (суд лишил Брыля и Сидоренко званий), сегодня у каждого из них — судимость.
В Военном апелляционном суде Центрального региона Украины корреспонденту «ВЕДОМОСТЕЙ» рассказали, в чем же провинились бывшие оперативники. По словам судей, Сидоренко и Брыль однажды задумали захватить «черную» кассу игрового бизнеса Киева.
Ну и замахнулись ребята! Видать, игра по-крупному намечалась. На кону было, как полагали авторы комбинации, около миллиона гривен. Их и хотели прикарманить.
В суде, ссылаясь на приговор, в общих чертах поведали о фабуле этой истории. Как явствует из вердикта, опер Сидоренко однажды получил ценную информацию о том, что некая киевская квартира служит эдаким теневым банком, куда курьеры свозят нелегальную выручку от игрового бизнеса.
За объектом было установлено наблюдение. Одновременно знатоки оперативной работы стали думать и гадать, каким образом «снять» кассу, разумеется в своих интересах. И поняли, что без силовой поддержки проверенных людей из милиции не обойтись. Вот и стали искать таких «нужных» бойцов.
Сидоренко и Брыль настолько увлеклись разработкой своей доходной суперкомбинации, что даже не заметили, как попали «в сети» сотрудников внутренней безопасности СБУ, утверждают в суде. Сами же эсбэушники, заботясь о чистоте своих рядов, и вывели эту парочку на чистую воду, отдали под суд, избавившись таким образом от «гнилья». В итоге Киевский гарнизонный суд приговорил Сидоренко к шести годам лишения свободы, а Брыля — к пяти.
Диву даешься, что в спецслужбах есть сотрудники, которые способны легко переступить черту за которой — махровый криминал. Те же Брыль, Сидоренко никого ведь не убили, не покалечили. Но для общества серьезную опасность представляет тот факт, что такие как Сидоренко и Брыль материалы оперативных разработок используют в своих корыстных целях. Возможно, эти служивые полагали, что коль они проводят секретные комбинации, то их никто не проверит.
Кстати, недавно в ходе брифинга заместитель генпрокурора Украины Виктор Пшонка заметил, что подчас за завесой таинственности оперативно-розыскных мероприятий, которые проводятся правоохранительными органами, кроются серьезные нарушения. И прокуратура реагирует на такое отклонение от закона.
ПРАПОРЩИК, ОН ЖЕ РАЗБОЙНИК
В моем досье есть и такой факт. Он касается Виталия Кривенко. Знаете, где он проходил службу? В Управлении государственной охраны, которое, как известно, опекается безопасностью высших должностных лиц нашей страны.
Однажды ночью, в свое личное время Кривенко развлекался в ночном клубе города Белая Церковь. И там ему очень уж понравился крутой мобильный телефон, который был в руках некоего изрядно подвыпившего незнакомца. Посему наш «герой» понял, что такую добычу нельзя упускать. Кривенко стал пристально наблюдать за тем, как ведет себя потенциальная жертва (вот где пригодились навыки работы!). Поняв, что хозяин вожделенной мобилки проводит время один, Кривенко решился на спецоперацию.
Около трех часов ночи он настиг свою жертву на пустынной улице и несколькими ударами кулаков сбил наземь. Затем врезал еще пару раз. Поняв, что противник окончательно повержен, Кривенко забрал у него понравившуюся мобилку, сорвал с шеи цепочку с крестиком, снял с пальца перстень. Вскоре за этот разбой довелось отвечать — военный суд Киевского гарнизона приговорил Кривенко к двум годам ограничения свободы, а также лишил его звания «прапорщик».
О чем думается после таких приговоров? Тот же Кривенко перед поступлением на службу проходил проверку — специалисты досконально изучали его биографию, интересовались родственниками, словом изучали и выясняли все, чем живет и дышит этот человек. Как позже выяснилось, плохо изучали. Хотя, биография Кривенко наверняка «чистенькая», а вот душа — с «гнильцой». Попробуй разглядеть такой серьезный дефект! Почти невозможно. А надо. Вот если бы у нас существовала практика личной ответственности начальников за ошибочные кадровые решения, то, гляди, и меньше случайных персон попадало бы на службу в правоохранительные органы.
В 2008 году к административной ответственности за коррупционные деяния судами было наказано 374 должностных лица органов внутренних дел, 264 налоговика, 34 таможенника. А в уголовном порядке перед законом ответили 457 работников всех правоохранительных органов.
Леонид Фросевич, «ВЕДОМОСТИ»
Tweet