Съездить на юг и вернуться живым

Если вы решили отправиться на автомобиле в Крым, не имея опыта езды по горным дорогам, непременно ознакомьтесь с советами профессионалов. Это убережет вас от распространенных ошибок, которые совершают новички. 

От себя отмечу, что самые живописные трассы Крыма (Симферополь — Ялта, Ялта — Феодосия и Ялта — Бахчисарай) являются одновременно и самыми загруженными. Они требуют особого внимания и мастерства, а тяжелые аварии на них уже давно никого не удивляют. Если ваше внимание привлек какой-нибудь пейзаж, сверните на обочину и спокойно созерцайте местные красоты, но ни в коем случае не продолжайте рулить авто, вертя головой налево и направо. Если вам позвонили на мобильный, передайте телефон своим спутникам — пусть они общаются с абонентом, потому что невнимательность на горной дороге — верный путь к аварии.

Спуск

Сколько бы ни писали, что на затяжных спусках нельзя ездить накатом, все равно какой-нибудь автолюбитель, решив сэкономить сто граммов бензина, отключает сцепление и катится вниз, нещадно давя на тормоза. К слову, длина спуска с Ангарского перевала в сторону Алушты превышает 10 км. А ведь в таких случаях тормозные колодки очень быстро перегреваются, коэффициент их трения резко падает, и машина может стать неуправляемой со всеми вытекающими отсюда последствиями. Самое разумное в данном случае — уменьшить скорость и переключиться на более низкую передачу. Как правило, это третья (все зависит от крутизны спуска). Сцепление ни в коем случае не выключайте. Тормозите двигателем, а на тормозную педаль нажимайте время от времени, чтобы колодки успевали охлаждаться.

Обращайте внимание на дорожные знаки, указывающие расстояние до улавливающих тупиков, — благодаря этой информации вы можете спасти свою жизнь, если тормоза все же откажут. Иногда неопытные водители заезжают в улавливающие тупики, чтобы отдохнуть или устроить привал на ночь. Не делайте этого. Представьте, что случится с вами, если сюда на полной скорости влетит неуправляемое авто.

Подъем

Универсальный совет для преодоления подъема — выбирайте ту передачу, которая позволит доехать до его наивысшей точки. Чаще всего это третья, но если имеются крутые повороты, приходится прибегать и ко второй. Если на очень крутом подъеме вы ошибетесь с выбором передачи и начнете переключаться, двигатель может потерять обороты и заглохнуть. К слову, на трассе Ялта — Бахчисарай встречаются участки, где приходится поворачивать на 180 градусов. При приближении к такому месту лучше заранее включить первую передачу, чтобы потом не жать на газ до упора и не жечь резину.

Обгон

Пожалуй, самая неприятная ситуация на затяжном подъеме — это когда впереди на черепашьей скорости тащится тяжеленный грузовик, изрыгая клубы черного дыма. Ну как тут не надавить на газ и не обойти его, пусть даже с пересечением сплошной осевой линии? Лучше этого не делать. Во-первых, такие места — излюбленное место «охоты» Госавтоинспекции. Во-вторых, нет никакой уверенности, что когда вы поравняетесь с грузовиком, навстречу из-за поворота не вылетит легковушка. На узкой дороге обгонять медленно ползущий грузовик (автобус) можно, если этот участок далеко просматривается. При этом следует убедиться в том, что подъем не становится круче и что для завершения маневра не понадобится переходить на более низкую передачу.

Дожди

Летом в Крыму дожди случаются нечасто, и заезжие туристы во время ливня не обращают на него никакого внимания, продолжая жать на газ. А между тем на некоторых участках трасс постоянно оседают мельчайшие частицы глины. Как только с небес начинает литься вода, они намокают и в результате становятся скользкими. У водителя в таких случаях возникает ощущение, будто на асфальт налили масло. Выявить такие участки на глаз непросто, поэтому лучше остановиться на пару часов и подождать, пока трасса подсохнет.

Ночное рандеву

Те, кому приходилось ездить по горным дорогам вечером, наверняка заметили, что далеко внизу в долине еще светло, а на высоте уже приходится включать фары. Основное правило в таких случаях — развивать ту скорость, которую можно без труда погасить в пределах освещенного фарами участка трассы. Не забывайте своевременно переключаться с дальнего света на ближний. Если вас ослепили на обычной дороге, то можно хотя бы съехать на обочину. Но что вы будете делать, если это произошло в горах, где край дороги заканчивается обрывом или скалой?

Откажитесь от «лысой» резины

Театр начинается с вешалки, а поездка на юг — с тщательной подготовки автомобиля.

Перед тем как отправиться в путешествие, посетите СТО, чтобы специалисты проверили, насколько изношен двигатель и отрегулированы ли системы питания и зажигания, в каком состоянии тормозные колодки. Проверьте также систему охлаждения, уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке.

Проверьте аккумуляторную батарею: не пора ли долить в нее электролит и подзарядить. Заодно выкрутите свечи и осмотрите их, почистите в случае необходимости. Не помешает прихватить с собой запасной набор свечей. Они вам пригодятся, если по какой-либо причине двигатель начнет «троить». Отправляться в путь с «лысой» резиной — заранее искать приключения на свою голову. Купите новые шины и обкатайте их, чтобы проверить качество. Не будет лишним в ближайшей СТО пройти тест на развал/схождение. Непосредственно перед поездкой подкачайте шины до максимально допустимого давления, чтобы повысить управляемость авто. Уложите в багажник пятилитровую канистру с топливом. Вполне возможно, что она не понадобится, зато будет «греть душу». Добавьте к ней запас масла. После того как сложите в машину все свои вещи, обязательно отрегулируйте фары, чтобы ночью водители встречных авто не принимали ваш ближний свет за дальний. Этот совет касается тех машин, у которых нет автоматической регулировки фар. Набор необходимых ключей лучше уложить под водительское кресло, чтобы при поломке в пути не перетряхивать набитый вещами багажник.

Владимир КОЛЫЧЕВ

****

В объятиях Морфея

Самая большая опасность, подстерегающая водителя во время путешествия на большие расстояния, — сон за рулем. Например, расстояние от Киева до Симферополя — 800 км, а от Днепропетровска до Яремчи — 1000 км. Езда по равнинной местности всегда утомляет однообразием, шофера начинает клонить в сон. Именно поэтому чаще всего случаются тяжелейшие ДТП.

Что же нужно сделать, чтобы избежать этого? Перед поездкой следует хорошенько выспаться — никаких посиделок и долгих возлияний с друзьями, в противном случае приятный во всех отношениях ужин может оказаться прощальным. Отправляться в путь лучше рано утром, когда дорога не перегружена транспортом. Не забудьте прихватить с собой джентльменский набор: минеральную воду, термос с чаем или кофе, бутерброды и фрукты.

По статистике, 60% водителей уже через 3 часа непрерывной езды впадают в сонливое состояние. Теряя ощущение скорости и дистанции, человек продолжает давить на газ, перестает обращать внимание на показания приборов и дорожные знаки, у него появляется общая вялость и хочется хотя бы на пару секунд закрыть глаза. С точки зрения пассажира это выглядит так: шофер время от времени вздрагивает, клюет носом, трет лоб и щеки, пытаясь взбодриться, ерзает на сиденье, меняя позу, то увеличивает скорость, то без причины ее сбрасывает, иногда «цепляет» обочину. Это очень опасное состояние — водитель может на несколько секунд отключиться и выехать на встречную полосу или направить авто в придорожный столб.

Чтобы избежать этого, нужно через каждые 2 — 3 часа пути делать привал минут на 15 — 20. Можно сделать несложную зарядку или просто подремать. Если нет времени, выпейте кофе или крепкого чая. Некоторым помогает лимон — достаточно пожевать дольку, чтобы голова прояснилась. В годы войны это было надежное средство военных летчиков и водителей блокадного Ленинграда. К слову, специалисты не советуют пользоваться модными энергетическими напитками — здоровье важнее. Работающий радиоприемник или магнитофон также помогают не утратить бдительность, только учтите: унылые песни вызывают апатию. Незаменимый помощник в дороге — говорливый пассажир, уж он-то бесконечными рассказами о своей жизни точно не даст уснуть. Но если собеседник утомился и начинает засыпать, отошлите его на заднее сиденье, чтобы не провоцировал на ответную дрему. Почаще открывайте окно: свежий воздух прогонит сонливость.

Лихачи, как правило, со скоростью меньше 160 км/час не ездят, расплачиваясь за это перерасходом топлива и созданием аварийных ситуаций. Разумеется, на трассе Киев — Одесса 150 км в час никаких хлопот не доставит, однако на дорогах классом «пожиже» лучше не превышать сотку — тогда и наименьший расход бензина будет.

Владимир СЕНЧИХИН

Опубликовано в газете 2000 №25 (515)

You may also like...