«Таймшер»: краденое лето
С началом главного – летнего – туристического сезона активизируются мошенники, мечтающие заработать на желании честных тружеников провести недельку-другую у моря. У всех на слуху история с компанией «Лук-тур», которая испортила отпуск 500 россиянам в Анталье: турфирма попросту не смогла обеспечить оплату услуг отелей. Но если эту ситуацию туристы предугадать не могли, то уж об аферистах-таймшерщиках, казалось бы, давно знают все. Тем не менее, обман с пожизненным отдыхом по-прежнему процветает.Несмотря на то что год назад таймшер-компаниям в России даже перестали выдавать лицензии на туристическую деятельность.
Торговцы временем
“Таймшер” (timeshare) дословно переводится как “разделение времени”. Этот вид туризма родился в Европе в конце 1970-х годов и задумывался изначально как владение недвижимостью в курортных местах на правах кондоминиума с возможностью пользоваться ею в течение многих лет, но всего одну-две недели в году. Обычно таймшер-курорт организуется совместно девелоперской и строительной компаниями. Они выкупают гостиницы или дома отдыха на популярных курортах, например на Канарских островах или в Таиланде. Затем создается клуб — некоммерческая организация, объединяющая владельцев таймшер-сертификатов, они же — совладельцы курортной недвижимости. Немалую сумму (до $50 тыс.), которую туристы платят за возможность много лет отдыхать в одном и том же месте, называют паевым взносом — она и дает право владеть кусочком апартаментов.
Но на этом расходы клиента не заканчиваются. Ежегодно владелец таймшера платит членские взносы клубу (в России — ?300-600). Эти деньги идут на оплату коммунальных услуг, уборку, текущий и капитальный ремонт, а также зарплату совету директоров управляющей компании курорта. Платить ($500-1000) придется и на самом курорте: во многих отелях требуют так называемый предварительный взнос за право вселения, имея в виду возможный ущерб от повреждения имущества. Если же при выезде туриста в номере все в порядке, взнос возвращают.
Для минимизации налогов таймшер-компании чаще всего регистрируются в офшорах. Владельцы сертификатов, заключая договор с клубом, отдают свои апартаменты в доверительную собственность трастовой офшорной компании. Последнее звено в этой цепи — фирмы и их агенты-посредники, которые занимаются розничной продажей сертификатов. Рынок таймшера делится на первичный и вторичный. Клиенты “первички” — по большей части те, кого уговорили купить сертификат на презентации, а работающим на “вторичке” длинный доллар приносят желающие избавиться от своего таймшера и вернуть деньги. Чтобы зарегистрировать “первичную ячейку” таймшера — компанию-продавца, достаточно купить готовую фирму за $300-500, нанять штат агентов, которые будут ловить клиентов в торговых центрах, заманивать их на презентации.
Наметанный глаз охотника выхватывает из толпы потенциальную добычу — семейную пару с покупками, и ей вручается лотерейный билетик под предлогом рекламной акции. Приветливый юноша или девушка берет у пары номер для связи и сообщает, что в случае выигрыша перезвонит. Именно так попалась в сети таймшерщиков Наталья Половинкина из города Ковров Владимирской области, когда два года назад вместе с мужем и маленькой дочкой была проездом в Москве.
Наталья Половинкина: На красивой презентации под громкую музыку и с бесплатным шампанским рекой нам сообщили, что мы выиграли путевку на неделю в Испанию. Правда, выиграли только проживание в шикарном отеле на Канарах от Club la Costa, а перелет, страховку и питание придется оплатить самостоятельно. В Коврове мы таким вниманием не были избалованы, к тому же поженились недавно, поэтому согласились. Но у нас не было с собой достаточно денег, чтобы на месте рассчитаться за транспортный пакет ценой около $3 тыс. Каково же было наше удивление, когда агенты прямо с презентации поехали вместе с нами за деньгами во Владимирскую область!
На деле стоимость транспортного пакета обычно завышается для того, чтобы еще и окупить путевки, которые бесплатно предоставляются в рекламных целях западными таймшерными компаниями. На курорте, пока клиенты нежатся на солнце, им описывают все радости подобного семейного отдыха каждый год до конца жизни. И продают уже дорогой сертификат стоимостью до $50 тыс. в зависимости от класса апартаментов, количества спален, а также сезона отдыха (самые дорогие недели — “красные”, это высокий сезон). Причем, чтобы отдохнуть в своих апартаментах в уже выкупленное время, нужно заранее уведомить клуб, иначе вашу неделю отдадут другому.
Наталье и ее мужу путевка-сертификат обошлась в $16 тыс., включая взносы за два года. Причем при покупке пару уверяли, что сертификат в любой момент можно будет продать с выгодой для себя. Спустя два года, когда в связи со смертью супруга Наталья решила избавиться от сертификата, она столкнулась с массой проблем. За перепродажу таймшера с нее начали требовать предоплату посредничества, затем — оформить дорогостоящую справку о подлинности сертификата, оплату всех задолженностей по членским взносам, взнос за выставление сертификата на аукцион… Мошенники на таких сделках могут “нагреть” клиента на сумму и в $100 тыс., “счастливчики” отделываются потерей $200-300 в качестве аукционного взноса. Причем взыскать эти деньги бывает не с кого, потому что некоторые клиенты отдают свои кровные даже не в руки мошенникам, а просто отправляют переводом за границу под честное слово — надеясь увидеть потом договор на продажу своего сертификата, а вслед за тем и желанную сумму на банковском счете.
Деньги на жадности
Чтобы проверить, как работает схема перепродажи, корреспондент “Денег” обратилась, назвавшись посредником владельца таймшера, в компанию Multyclub Space Travel (одна из интернет-структур, оказывающих услуги по перепродаже сертификатов). В компании сообщили следующее: посреднические расходы и аукционный взнос в размере 5610 руб. нужно оплатить сразу, кроме того, необходимо предоставить копии сертификата, паспортов владельцев, а также банковские реквизиты для оплаты сертификата; комиссия посредника составит 10%.
Сертификат пообещали реализовать за полтора-два месяца, хотя чаще всего в подобных фирмах вообще не называют сроков, ссылаясь на непредсказуемость рынка. При отсутствии желающих выкупить ваш таймшер сумма аукционного взноса не возвращается. Кстати, возмещение посреднических расходов обычно только первый этап выкачивания средств. Затем, как и в случае с Натальей Половинкиной, требуют справку из клуба, подтверждающую подлинность сертификата и проплату всех членских взносов. Подготовка такой справки через Multyclub Space Travel обойдется в $1200.
Еще один вид бизнеса на таймшерах — предоставление кредита на недвижимость под залог сертификата на клубный отдых. Таймшерщики любят рассказывать, что в Европе, в отличие от России, таймшер уже признается ценной бумагой и даже может служить платежным средством при выкупе недвижимости, к примеру, на побережье Испании. И предлагают при необходимости поменять надоевший таймшер на квартиру или домик на побережье, взяв при их посредничестве кредит в европейском банке, который покроет 50% стоимости недвижимости. Сама фирма выдаст ссуду еще на 15%, а остальное, как утверждается, “почти полностью гасится за счет таймшера”.
Казалось бы, весьма привлекательные условия. Однако действительность не столь радужная. Во-первых, нет гарантии предоставления кредита именно под заявленный менеджером процент. Во-вторых, если вы не погасите вовремя задолженность по кредиту в чужой стране, то можете потерять и свой сертификат, и недвижимость. Поэтому людям, не знающим европейских законов, опасно связываться с подобным проектом.
Автор книги “Таймшер. Сертификат в страну дураков”, скрывающийся под псевдонимом Александр Точка, проработал в таймшерном бизнесе пять лет, пройдя путь от рядового менеджера до правой руки владельца сети компаний. Он утверждает, что первичная таймшер-индустрия в России является на 90% мошеннической, а сегмент перепродажи таймшеров — обман стопроцентный. Александр знает, о чем говорит: его бывший босс сидит в тюрьме по делу о мошенничестве в особо крупных размерах за липовую перепродажу таймшера.
Книга написана на основе реальных событий. Все названия фирм — выдуманные, однако, опираясь на информацию в прессе и от участников рынка, можно смело предположить, что прототипом стала сеть фирм под общей крышей “Русской туристической биржи”, которая предлагала посреднические услуги при продаже таймшеров. На каждом этапе из клиента выжимали как можно больше денег, а потом его выпроваживали под любым удобным предлогом. При расследовании уголовного дела, по которому проходило девять руководителей “Русской туристической биржи”, официально пострадавшими от их деятельности признано 600 человек. Среди них можно обнаружить людей разного достатка — от бизнесменов до пенсионеров, жертвами таймшерщиков стали десятки тысяч семей. Мошенники были арестованы в 2003 году и осуждены в 2005-м, каждый получил от 8 до 14 лет лишения свободы.
Александр Точка: Продавцы использовали такую черту человеческого характера, как жадность. Обычно на презентациях людей уверяли, что они заплатят за сертификат на право пожизненного отдыха на курорте $15-20 тыс., а отдыхать реально будут на $100 тыс. А если сертификат надоест, на вторичном рынке его можно будет продать раз в десять дороже, поскольку он является ценной бумагой и постоянно растет в цене. В подтверждение своих слов на презентациях менеджеры компании демонстрировали огромные табло, где высвечивались котировки таймшеров на Западе. Мы уверяли клиентов, что акция с такими “бросовыми” ценами продлится только один день, что в 9 часов вечера все закончится, а значит, деньги нужно отдавать немедля. По “первичным” сертификатам людей даже отправляли на отдых, предварительно заставив заплатить за транспортный пакет, куда входила стоимость авиабилетов, страховки и трансфера. На деле цена такого пакета равнялась цене путевки в каком-нибудь обычном турагентстве. Если же обладатель сертификата желал перепродать свою бумагу, он заключал договор с одной из предлагаемых ему брокерских фирм и вносил предоплату (до $50 тыс.) за посреднические услуги, которая обычно составляла 10-20% стоимости таймшера. Когда клиент через несколько дней приходил за деньгами, вырученными от продажи его сертификата, менеджер сообщал, что покупатель уже найден и даже готов перечислить сумму, однако перед сделкой хочет убедиться в подлинности сертификата. Для этого клиента направляли в другие компании, которые якобы занимались проверкой таймшеров. Эти фирмы на деле принадлежали тому же хозяину, что и перепродажные конторы. Здесь владелец сертификата платил $500-1000 за экспертизу и получал справку сроком действия один месяц. Но когда клиент собирал все необходимые бумаги, его ждало новое разочарование. Менеджеры с прискорбием сообщали, что “таймшер больше не котируется”.
По словам автора книги, среди пострадавших было и несколько человек, которые в итоге лишились по $250 тыс. Ходят слухи, что гарантированным пожизненным отдыхом во время таймшерного бума середины 90-х соблазнились, в частности, звезды кино и эстрады, например Игорь Костолевский, Константин Райкин, Валерий Тодоровский, Евгений Меньшов, Алла Пугачева и отец Филиппа Киркорова — Бедрос.
Александр Точка: Особо настойчивых и активных в выбивании собственных денег клиентов в профессиональной среде называли “геморроями”. На моей памяти деньги удалось вернуть всего одному такому “геморрою” — высокопоставленному сотруднику администрации президента.
Чтобы хоть как-то защитить граждан от недобросовестных продавцов таймшеров, с 2005 года таким компаниям перестали выдавать лицензии на туристические услуги.
Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии: Таймшер-бизнес на Западе до сих пор существует, поскольку там действует жесткое законодательство против мошенников. Например, после покупки сертификата действует так называемый период охлаждения, который составляет от 10 до 28 дней. В течение этого времени покупатель имеет право в любой момент вернуть свои деньги. У нас же таймшер абсолютно себя дискредитировал, от его потребителей приходит большое количество жалоб. Особенно возмущает их агрессивный маркетинг. Сделки на многотысячные суммы нельзя проводить в режиме дискотеки, а именно так, под громкую музыку и шампанское, обрабатывают первичных клиентов. По всем этим причинам год назад мы решили прекратить выдавать турлицензии продавцам таймшера.
Для тех, кто влип
Впрочем, эти продавцы продолжают совершенно спокойно работать и без лицензий — в качестве маркетинговых компаний, как они себя называют. Самая известная из подобных контор, работающая под именем “Клуб Ла Коста”, сегодня заманивает клиентов, раздавая им “лотерейные билетики” в крупных торговых центрах (см. дополнительный материал). Схема стандартная: вам сообщают о выигрыше, приглашают в офис и предлагают для начала оплатить “лишь транспортные расходы”, сумма которых превышает стоимость такого же тура в любой нормальной туристической компании. В общем, в таймшерный капкан можно легко угодить и сегодня. Юристы, имеющие опыт составления судебных исков по претензиям владельцев таймшера, не советуют пользоваться в деле перепродажи таймшеров услугами зарубежных компаний, поскольку в их отношении не действуют нормы российского законодательства и с ними очень тяжело судиться.
Диана Сорк, юрист Конфедерации обществ потребителей: Чтобы подать в суд на европейскую фирму, перепродающую таймшеры, которая не выполнила своих обязательств, следует учитывать, что процедура письменного извещения компании, а также министерства юстиции этой страны через ее посольство в России или же напрямую, может занять очень много времени. Ведь каждый раз придется ждать ответа, ответ может не предоставляться, суд может переноситься. Все документы должны быть представлены на двух языках, один из которых — язык страны, где находится компания. Это потребует расходов на переводчика. В России есть прецеденты положительных судебных решений по таймшерам, особенно много таких судов было в середине 90-х. Договор с таймшер-клубом может быть признан недействительным “в связи с существенным заблуждением по поводу условий его предоставления”. Можно апеллировать к тому, что на презентации оказывалось давление на покупателя.
Андрей Зеленин, старший юрист юридической компании Legas: Я бы посоветовал воздержаться от обмена сертификата таймшера на недвижимость при посредничестве зарубежной компании, а тем более высылать без наличия нотариально заверенного договора свои паспортные данные и банковские реквизиты, ведь эти сведения могут использоваться для совершения нечестных, незаконных сделок. Договор должен быть в наличии, и перед тем, как вступать в отношения купли-продажи, следует выяснить, в каких случаях вам обязаны вернуть вносимый залог, а в каких он не возвращается, каковы прямые обязанности вашего посредника и ваши права. И помните, что для российских потребителей риск довольно велик, ведь защищать свои права придется в иностранных судах.
Некоторые юристы и вовсе полагают, что судиться из-за таймшеров бесполезно, однако предлагают попытаться вернуть деньги своих клиентов, договорившись с первичными компаниями на таймшер-рынке из числа тех, которые все еще дорожат своей репутацией. Ведь клубный отдых на Западе остается популярным и вполне легальным способом провести отпуск. По мнению юристов, проще вычислить честные компании на таймшерном рынке, чем пытаться потом вывести на чистую воду мошенников. Дорожат своей репутацией члены всеевропейской ассоциации таймшерных компаний OTE. Оказывается, популярные таймшер-клубы в одном городе обычно заключают соглашения только с одной компанией, тогда как сертификаты той же “Ла Косты” продают множество фирм. А значит, большая их часть — подделка.
Нелли Марголит, директор компании “Международная линия помощи” (содействие пользователям таймшера): Я не помню ни одного успешного судебного процесса в России или за рубежом, когда бы владельцы таймшеров в итоге возвращали свои деньги. Среди клиентов, которые все-таки решили судиться, я знаю нескольких, которые обивают пороги судов уже больше пяти лет. Суды переносятся, требуется время на сбор документов для европейских судов, время на получение ответов от местных органов власти и т. д. Поэтому наилучшая стратегия возврата денег — это все-таки попытаться договориться с учетом законодательства. Легче всего урегулируются вопросы, пока вы еще не расплатились до конца с компанией. Если вы уже отдали свои деньги мошенникам за сертификат-фальшивку, нужно добыть письменные подтверждения (например, что такого курорта не существует в природе, или что документ составлен на фальшивом бланке) от самого курорта, от управляющей компании и от попечителя (трастовой компании), от обменной компании, а также свидетельства независимого эксперта, подтверждающие факт мошенничества. С собранным материалом нужно срочно бежать в эту мошенническую компанию и требовать возврата денег. Именно таким образом возвращали деньги наши клиенты с липовыми письмами из трастовой компании “Хатчинсон” и управляющей компании “Клуб Ла Коста Менеджмент”.
По закону признать фальшивым можно только сертификат о таймшере. А если попробовать припереть к стенке тех, кто его продает, то они, скорее всего, скажут, что это пробная программа отдыха, которая не является таймшером. Обычно клиенты не читают текст на английском языке мелкий шрифтом, где говорится, что этот документ — временный.
Сложно, но не драматично обстоит дело, если компания-продавец исчезла до получения вожделенных членского сертификата и карточки. Надо искать деньги на счетах курорта — так же связываясь с управляющей, обменной, трастовой компаниями. Всегда есть шанс, что хотя бы часть денег была отправлена по назначению.
Нелли Марголит: В 2004 году по обращению одной семьи мы отыскали на счету курорта ее деньги, выплаченные фирме в России в 1995 году. Правда, не все, а только половину. Но $2 тыс. и десять лет спустя — приличная сумма.
Таким образом, желающим запрограммировать свой отдых на дальнюю перспективу стоит трижды подумать, прежде чем осуществлять это желание через российские компании. По крайней мере, таково мнение экспертов, не доверять которым нет оснований. Спасибо загранице, которая может нам помочь и здесь.
Личный опыт: на крючке
Корреспондент “Денег” Алексей Ходорыч по роду работы сталкивался с аферами всех мастей, однако недавно и он чуть было не доверился мошенникам. Все было разыграно как по нотам. Подозрения, конечно, были, но и надежда на удачу не умирала — до момента, когда было произнесено слово “таймшер”.
В торговом центре “Пятая авеню” у станции метро “Октябрьское поле” к нам с супругой подошел хорошо одетый молодой человек и пригласил поучаствовать в акции маркетинговой компании Abbeystone Limited. Суть акции: записываются данные участников, а потом среди них проводится розыгрыш призов — в результате Abbeystone продвигает товары своих партнеров. “Таким образом,– улыбнулся молодой человек,– товары наших рекламодателей порой попадают к нужным людям, мы же не всем предлагаем принять участие…”
Надо сказать, мысль, что в подобной акции можно выиграть, разум не возмущала: моя жена, к примеру, уже выигрывала подписку Elle, эпилятор Philips, огромный косметический набор L`Oreal. В общем, данные мы предоставили. Позвонили нам через три дня.
– Вы выиграли приз, просьба подойти вдвоем с супругой на Садовническую улицу, 76, строение 3, клуб “Ла Коста”.
– А что мы выиграли?
– Узнаете на месте — либо плазменную панель, либо турпоездку. Только приходите вдвоем!
– Но у нас ребенок. Можно, кто-нибудь один придет?
– Нет, только вдвоем.
Мы поехали на Садовническую в ближайшую субботу – ребенка оставили с тещей. Сразу насторожило то, что нигде не было таблички “Клуб “Ла Коста””, равно как и таблички Abbeystone Limited. Поднялись на второй этаж. В коридоре толпилось человек 15 таких же, как мы, победителей, их по одному впускали в стальную дверь без надписи, а за порядком в очереди наблюдал паренек с характерной внешностью бойца криминальной бригады.
И вот наша очередь. В кабинете за стальной дверью нас встретил утомленный мужчина в мятой рубашке, с лицом профессионального разводчика: бегающие глазки, фальшивая улыбка. Мужчина стал нам рассказывать, что они действуют по поручению всемирного таймшерного клуба “Ла Коста” и проводят рекламную акцию, получив от него некоторое количество ваучеров для бесплатного распространения.
– Все, что от вас потребуется на отдыхе,– сказал он,– послушать их лекцию про покупку таймшера, но покупать необязательно.
И выдал нам ваучер на 400 евро с печатью компании Abbeystone Limited.
– На сумму,– пояснил он,– внимания не обращайте, это условность. На самом деле по этому ваучеру вы можете вывезти еще двух родственников на неделю, то есть это ваучер на четверых. Проживание и отдых — бесплатно, главное, заранее нас предупредите, чтобы мы могли обеспечить номер. Еще нужно будет заплатить по 25 у. е. административного взноса.
Но основной бизнес компании заключался вовсе не в регистрационных взносах. Транспортный пакет нужно было покупать именно здесь, а его цена была ненамного ниже полной стоимости подобного тура в обычной туристической компании. Например, транспортный пакет в Испанию нам бы обошелся в $600 на человека — как раз за эти деньги можно было купить в другом месте неделю отдыха, включая проживание и транспорт.
В красивом буклете, который нам на прощание вручили, наряду с Abbeystone Limited и клубом “Ла Коста” фигурировала некая фирма “Класс Тур”. То есть пожаловаться вроде бы есть на кого. Но на что жаловаться? Ведь кто-то же считает транспортный пакет по цене полноценной путевки нормальным предложением — спрос есть.
Тем не менее у западного Club la Costa должны быть вопросы: подобное сотрудничество предполагает, что компания-партнер действительно раздает ваучеры бесплатно, а не продает втридорога, как это фактически происходит. Также вызывает некоторое смущение позиция торговых центров, которые предоставляют свои площади под такую вот таймшерную охоту.
Язвы туризма: не «таймшером» единым
Кроме таймшера, в России на туристической ниве существует множество “относительно честных способов отъема денег”. Часто аферисты мимикрируют под компании, которые уже давно работают на рынке. Так, пару лет назад “Нико-тур” пострадала от своей почти тезки — фирмы-однодневки “Нико-турс”, которая собрала под обещание корпоративного отдыха высокого класса более $1 млн. Аферисты торговали путевками на футбольные матчи известных команд по $15 тыс. за каждую, а также групповыми турами на острова.
Роман Горохов, директор “Нико Трэвел Групп” (бывшая “Нико-тур”): Безусловно, это был удар по нашей репутации, хотя с формальной точки зрения повода для судебного иска не было — название фиктивной фирмы отличалось от нашего на одну букву. К счастью, никто из наших клиентов не пострадал от этой аферы. В данной ситуации сыграл роль тот факт, что наша компания уже много лет располагается по одному и тому же адресу.
“Нико-тур”, можно сказать, повезло — другие участники рынка теряют на таких инцидентах множество клиентов. А хуже всего приходится известным фирмам, сменившим офис, но по каким-то причинам не сообщившим об этом своим постоянным клиентам заранее. Иногда освобожденное помещение снимают мошенники, которые приходящим по привычному адресу людям объявляют, что являются дочерней структурой прежней фирмы. Доверчивые клиенты даже не пытаются проверять лицензию и оплачивают тур, чтобы в день вылета обнаружить, что остались и без тура, и без денег. Ну а мошенники, понятно, бесследно исчезают.
Бывает, что фирмы, имеющие на рынке хорошую репутацию, ведут себя непрофессионально. Например, компания “Инна-тур” взялась за организацию отпуска для пары москвичей, желавших отправиться в Лондон. Фирма предоставила туристам неправильную информацию о документах, необходимых для получения европейской визы. Но когда клиенты эти документы принесли, приняла их и отправила в посольство. Ошибку скрывали до последнего, а потом просто объявили, что в визе отказано из-за недостаточного количества документов. Возвращать деньги, заплаченные за тур, отказались.
Юристы утверждают, что в таком случае добиться возврата средств проще, чем с таймшером.
Диана Сорк, юрист Конфедерации обществ потребителей: Можно обратиться в суд и на основании невылета вернуть все свои деньги, поскольку уважительной причиной для отказа турфирмы отдать средства добровольно может быть только невыдача визы посольством.
Участившиеся жалобы на качество туробслуживания вызвали реакцию государства в виде крайних законодательных мер. Осенью этого года в Госдуме обещают внести поправку в закон о туристической деятельности, предусматривающую наказание недобросовестных туроператоров. Все, что было прописано в договоре и не было выполнено, будь то “звездность” отеля, его близость к морю или комфортабельность номера, может послужить поводом для обращения в суд.
Если турфирма-нарушитель не сможет решить проблему в досудебном порядке, ей придется выплачивать клиенту неустойку. Сумма, зарезервированная под штрафные санкции, разнится в зависимости от специализации компании. Размеры финансовых гарантий, предусмотренные законопроектом, составляют 10 млн руб. для туроператоров, осуществляющих деятельность в области международного и внутреннего туризма, и 1 млн руб.– для туроператоров, работающих только в сегменте внутреннего туризма.
Tweet