Анжуан: оффшор, которого нет

Анжуан — один из островов Коморского архипелага. В Интернете активно рекламируется регистрация банков, разных компаний и финансовых услуг на этом острове. Но правда в том, что правительство острова ничего не знает об этом, а лицензиирегистрируемым банкам выдает несуществующий в природе Банк Анжуана. Да и другие разрешения, лицензии и всякие иные красивые документы «рисует» некий Фабьен Леклер, гражданин Франции. Представляющий также несуществующую компанию Anjouan Services. Известно, что сегодня в мире всё более ужесточается режим работы офшорных зон. Перечень их сокращается. Поэтому появляющиеся новые офшорные юрисдикции быстро привлекают к себе внимание и вызывают повышенный интерес у предпринимателей.

И, конечно же, в такой ситуации, как всегда, пышным цветом расцветает мошенничество. Кому-то нужен новый удобный офшор? Будет, даже если его нет.

Что же известно об этом экзотическом Анжуане? И, самое главное, добрался ли кто-нибудь из представителей юридических компаний до почти сказочного Коморского архипелага, в состав которого входит остров Анжуан, чтобы проверить легитимность продаваемого продукта?

Коморские острова находятся в Мозамбикском проливе между Восточной Африкой и Мадагаскаром. Один из основных в прошлом центров работорговли сегодня известен во всем мире благодаря производству эссенций, масел и ванили. Очень часто Коморы называют «парфюмерными островами».

Вот уже три десятилетия молодому афро-арабскому государству Федеральная Исламская Республика Коморские Острова не удается выбраться из «чёрной полосы» государственных переворотов. С момента обретения государственности их было около двадцати. Причем только последний из них был совершен самими коморцами. В 1997 г. одна из самых беднейших в мире стран столкнулась с проблемой сепаратизма. Один из трех островов — Анжуан — в одностороннем порядке объявил о своей независимости.

Но эта «революция» закончилась гражданской войной уже между самими анжуанцами: бывшие рабы не поделили власть с бывшими хозяевами. Надо ли говорить, что независимое государство Анжуан никто не признал?

В 1999 г. власть на Коморском архипелаге захватил полковник Азали Ассумани, годом позже подписавший с сепаратистами миротворческую «Совместную декларацию Фомбони». Начались переговоры, которые закончились в декабре 2002 г. принятием на всенародном референдуме общей Конституции. Отныне речь идет уже о Союзе Коморских Островов. Азали был избран президентом на неопределенный срок.

Что касается банковской системы архипелага, то она представлена Центральным банком Коморских Островов и единственным коммерческим банком BIC (Banque pour l’Industrie et le Commerce). Но ни тот, ни другой не имеют ни телекса, ни системы SWIFT, интернетовскую версию которой невозможно использовать из-за низкого качества связи.

Как видите, не очень хорошие предпосылки для развития offshore banking. Банковское право островов представлено Законом «О банках» от 1980 г. и инструкциями ЦБ, лицензия которого необходима для ведения банковской деятельности на островах. Офшорные банки, как, впрочем, и торговые офшорные компании, законодательством не предусмотрены.

Государство больше заинтересовано в привлечении реального капитала, нежели в развитии офшорного бизнеса. При инвестициях на сумму больше $10 тыс. и создании минимум трех рабочих мест компания-инвестор на несколько лет освобождается от налога на прибыль и таможенных пошлин на ввозимое оборудование и технику.

Такова реальность. Но нечистые на руку дельцы пытаются «ловить рыбку в мутной воде» и небезуспешно. Информационными первоисточниками о коморских офшорах являются два веб-сайта: www.anjouan.net и www.mwali.org. Второй был создан относительно недавно, после того как популярность первого принесла его создателям коммерческий успех.

Содержание сайта настораживает. На английском языке с ошибками предлагается список офшорных банков и страховых компаний, зарегистрированных на острове Мохели — самом маленьком из Коморских островов. Если вы посетите остров, то вам будет забавно читать о высоком уровне профессиональных услуг, которые предлагаются на сайте. Номер телефона, упомянутый на сайте, на острове не зарегистрирован. А почтовый ящик № 724 вообще не существует, поскольку на острове их всего около сорока.

Но главное, что об офшорной программе на острове никто не слышал, включая и местное министерство Экономики и финансов. Никто ничего не знает здесь и о некоем господине Жаске, якобы директоре Бюро международных услуг острова Мохели (или Мвали на местном наречии). А именно он отвечает на запросы, посланные по указанному на сайте электронному адресу. В ответах этот человек, как правило, путается, а после и вовсе перестает отвечать.

Зато Фабьен Леклер вполне реальный господин и подготовлен лучше. Это гражданин Франции с острова Реюньон. Он может даже показать копии законов. Например, Закон «О Банке Антуана», учреждающий (обратите внимание) частный (!) центральный банк независимого государства, и Закон «Об офшорных компаниях».

Законы были приняты наспех назначенной (а не избранной) палатой депутатов. Депутаты были определены очередным «главой государства», который спустя некоторое время сам же палату и распустил после того, как депутаты отказались продлить его «мандат».

Леклер когда-то был советником очередного «главы государства», полковника Абейда. При нем и была слеплена офшорная программа, а также еще пара экономических проектов, с негативными последствиями которых до сих пор разбирается новая администрация.

Офис Банка Анжуана в период «независимости» государства почему-то основан не был, оказался вымышленным и адрес компании Anjouan Services, единственного агента, зарегистрированного при регистраторе, тоже частной компании Леклера, Bureau des Companies Internationales. Все корпоративные документы и лицензии выпускались по месту жительства Леклера, без участия какого-либо из государственных органов Анжуана.

Новая островная администрация существование Банка Анжуана и самой офшорной программы категорически отрицает и даже не утруждает себя отменой законов, которые не считает легитимными. Мотивация проста — их принимали назначенные, а не избранные депутаты, которые не считаются выразителями народной воли. Да и сама власть считается незаконной.

Тем не менее, анжуанские офшорные компании и банки регистрируются и продаются до сих пор. До сих обманутые банки открывают на них корреспондентские счета, а в Интернете множатся виртуальные казино с лицензиями, якобы выданными на Анжуане. При этом некоторые юридические фирмы до сих пор даже включают Анжуанскую офшорную зону в программы своих семинаров.

И никому в голову не приходит проверить: а существует ли государство Анжуан и кто на самом деле стоит за регистрацией и выдачей банковских офшорных лицензий? А если бы удосужились проверить, то убедились бы, что никакого анжуанского офшора нет, а есть фальшивые банковские, страховые и игорные лицензии, которые выдаются французским гражданином, который живет на острове Реюньон.

Будьте бдительны, иначе то, что вам удалось заработать за долгие годы своего непростого бизнеса, окажется в кармане у ловкого господина Фабьена Леклера.

Стас Тоцкий, “Деньги +”

You may also like...