Торговля людьми на постсоветском пространстве: Кавказ и Закавказье
Доклад Госдепартамента США о торговле людьми (2006-й год; выдержки по странам Евразии): «Торговцы людьми охотятся за самыми уязвимыми и извлекают коммерческую выгоду из страданий невинных людей». АРМЕНИЯ
Армения является значительным страной-источником и, хотя и в меньшей степени, страной транзита и назначения для женщин, девушек и девочек, вывозимых для сексуальной эксплуатации в основном в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Турцию. Торговцы людьми доставляют жертв непосредственно в эмират Дубай или через Москву. Торговцы людьми также на автобусах перевозят жертв в Турцию через Грузию. По некоторым данным, прибыль от торговли армянскими жертвами резко выросла по сравнению с предыдущим годом.
Правительство Армении не полностью соблюдает минимальные стандарты ликвидации торговли людьми, однако оно прилагает для этого значительные усилия.
Армения уже второй год подряд попадает в список стран второй категории вследствие того, что в течение последнего года не демонстрирует наращивания усилий – в частности, в областях правоприменения, борьбы с коррупцией, связанной с торговлей людьми, и защиты жертв. Хотя власти активизировали деятельность по приведению в исполнение своего закона о борьбе с торговлей людьми, они не ввели серьезных наказаний для признанных виновными торговцев людьми. Власти также не проводили энергичных расследований широко распространенных утверждений о причастности государственных чиновников к торговле людьми и не преследовали таких людей по закону. Усилия по защите жертв оставались на ранних стадиях развития.
Преследование преступников по закону
В 2005 году правительство Армении стало активнее использовать Статью 132 Уголовного кодекса 2003 года, которая запрещает торговлю людьми для принудительного труда и сексуальной эксплуатации. Однако многие суды отменяли обвинительные приговоры, вынесенные на основании Статьи 132, и смягчали меру наказания, заменяя обвинение в торговле людьми обвинениями в совершении менее серьезных преступлений. Власти продолжали применять другие статьи Уголовного кодекса к приблизительно половине всех расследованных ими дел о торговле людьми в 2005 году. За отчетный период власти возбудили 30 дел о торговле людьми, 14 из которых были доведены до суда, а по 17 вынесены обвинительные приговоры. Лишь некоторые из возбужденных уголовных дел завершились фактическим заключением преступников в тюрьму; остальные правонарушители были осуждены условно или приговорены к исправительно-трудовым работам и штрафам. Недоверие общественности к властям и утверждения о причастности к торговле людьми государственных чиновников продолжали снижать доверие к усилиям властей по борьбе с торговлей людьми.
Защита жертв
В вопросах защиты жертв торговли людьми и оказания им помощи правительство Армении продолжало полагаться на международные и неправительственные организации; эти неправительственные организации заявляли о своем успешном сотрудничестве с государственными чиновниками. Однако работникам правоохранительных органов еще только предстоит создать или реализовать официальный механизм выявления жертв и направления их в учреждения, где им смогут оказать квалифицированную помощь. Некоторые жертвы продолжают подвергаться некорректному обращению во время подготовки судебных процессов, что снижает вероятность того, что будущие жертвы захотят давать показания против торговцев людьми.
Предотвращение преступлений</b>
В 2005 году официальное признание наличия в Армении проблемы торговли людьми улучшились, и власти приступили к осуществлению своего Национального плана действий от января 2004 года. Правительственные чиновники сделали ряд публичных заявлений с целью содействия повышению осведомленности о проблеме торговли людьми. Управление миграции и беженцев (УМБ) включало информацию о торговле людьми в свою разъяснительную работу посредством распространения брошюр и посещения сельских районов Армении. УМБ также разработало проект закона о регулировании трудовой миграции, включая лицензирование деятельности бюро по трудоустройству, которые набирают людей для работы за рубежом. Власти продолжали предоставлять жилье уязвимым детям, выпущенным из армянских детских домов.
АЗЕРБАЙДЖАН
Азербайджан является, прежде всего, страной-источником и страной транзита для мужчин, женщин и детей, становящихся объектами торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации и принудительного труда. Большинство азербайджанских жертв вывозились для сексуальной эксплуатации в Турцию и страны Персидского залива. Среди других стран назначения – Россия, Германия и Греция. Также продолжали поступать сообщения о торговле людьми внутри страны, как и сообщения о вывозе мужчин в Турцию и Россию для принудительного труда.
Правительство Азербайджана не полностью соблюдает минимальные стандарты ликвидации торговли людьми, однако оно прилагает для этого значительные усилия. В 2005 году власти приняли закон о борьбе с торговлей людьми, назначили нового национального координатора по борьбе с торговлей людьми, провели полную аттестацию сотрудников подразделения полиции по борьбе с торговлей людьми, почти завершили ремонтные работы в одном из убежищ для жертв торговли людьми и открыли две новые “горячие линии” для обсуждения торговли людьми. Власти должны принять немедленные и весомые меры для улучшения реабилитации жертв путем открытия, укомплектования кадрами и финансирования убежища для жертв торговли людьми. Они также должны реализовать общенациональный механизм направления жертв в учреждения, где им смогут оказать квалифицированную помощь, для того чтобы работники правоохранительных органов могли улучшить идентификацию и защиту жертв торговли людьми.
Преследование преступников по закону
В 2005 году правительство Азербайджана приняло Закон о борьбе с торговлей людьми и соответствующие поправки к Уголовному кодексу. Закон распространяется как на торговлю людьми для принудительного труда, так и на торговлю людьми для сексуальной эксплуатации и предусматривает максимальную меру наказания в виде лишения свободы на срок 10-12 лет. За отчетный период власти возбудили 160 уголовных дел о торговле людьми и довели до суда 153 дел, по 93 из которых были вынесены обвинительные приговоры. К концу отчетного периода 37 торговцев людьми находились в тюрьме. В 2005 году власти приговорили к штрафам 26 признанных виновными торговцев людьми и вынесли приговоры с отсрочкой исполнения 10 признанным виновным торговцам людьми.
За отчетный период власти завершили тщательную аттестацию сотрудников подразделения полиции по борьбе с торговлей людьми. Министерство внутренних дел в сотрудничестве с таможней и пограничниками осуществляло мониторинг и идентифицировало потенциальных жертв торговли людьми в аэропортах, морских портах и сухопутных пограничных переходах и в январе 2006 года объявило о ликвидации транснациональной сети торговцев людьми. В 2005 году власти Азербайджана сотрудничали с американскими коллегами в расследовании дела о торговле людьми в США, в котором фигурировали азербайджанские жертвы. Продолжали поступать сообщения о том, что пограничники и работники правоохранительных органов берут взятки от торговцев людьми. В прошлом году власти создали комиссию по борьбе с коррупцией.
Защита жертв
В 2005 году власти Азербайджана продолжали оказывать недостаточную помощь и поддержку жертвам. За отчетный период власти не разработали или не реализовали официального механизма выявления жертв и направления их в учреждения, где им смогут оказать квалифицированную помощь. За отчетный период власти достигли значительных успехов в строительстве и ремонте нового убежища для жертв торговли людьми; ожидается, что это убежище откроется весной 2006 года.
Предотвращение преступлений
В 2005 году власти Азербайджана открыли две общенациональные “горячие линии” для обсуждения торговли людьми. За отчетный период власти провели совместные семинары с неправительственными организациями по проблеме торговле людьми всюду в различных районах Азербайджана. Государственный комитет по делам женщин, детей и семей включил предотвращение торговли людьми в свою деятельность по образованию и обучению женщин из всех слоев общества.
ГРУЗИЯ
Грузия является страной-источником и страной транзита для женщин, детей и мужчин, становящихся объектами торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации и принудительного труда. Многие грузинские жертвы вывозятся в Турцию, что главным образом связано с отсутствием визового режима между этими двумя странами. Жертвы из Украины, Молдовы, России и других бывших советских республик вывозятся через Грузию в Турцию, ОАЭ, Грецию и Западную Европу. По данным Международной организации по миграции, каждый год за рубеж нелегально вывозится не менее 500 грузинских женщин. Продолжали поступать сообщения о торговле людьми внутри страны как для сексуальной эксплуатации, так и для принудительного труда. По некоторым данным, жертвы вывозятся для принудительного труда в сепаратистки настроенный регион Абхазия, а для транспортировки жертв из России в Грузию и обратно торговцы людьми могут использовать Южную Осетию.
Правительство Грузии не полностью соблюдает минимальные стандарты ликвидации торговли людьми, однако оно прилагает для этого значительные усилия. В 2005 году власти увеличили как число арестов торговцев людьми, так и число возбужденных против них уголовных дел. Президент поручил Генеральной прокуратуре возглавить деятельность по борьбе с торговлей людьми. Однако власти не обеспечивали энергичного преследования торговцев людьми по закону и не достигли заметного прогресса в защите и реабилитации жертв. Власти должны реализовать национальный механизм для направления жертвы в учреждения, где им будет оказана квалифицированная помощь, увеличить число обвинительных приговоров торговцам людьми, обеспечить достаточную защиту жертв торговли людьми и свидетелей. Необходимо провести кампанию по повышению осведомленности населения о проблеме торговли людьми для поощрения жертв к обращению за помощью и уменьшения гонений на жертв торговли людьми.
Преследование преступников по закону
Грузинские власти увеличили число арестов и возбужденных уголовных дел, но не продемонстрировали прогресса в том, что касается вынесения обвинительных приговоров торговцам людьми. За отчетный период власти возбудили 27 и довели до суда 9 уголовных дел о торговле людьми. По 3 из этих дел были вынесены обвинительные приговоры 9 торговцам людьми. Только двое из них отбывают наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет. На всей территории Грузии продолжало работать подразделение по борьбе с торговлей людьми, в том числе круглосуточно в аэропорту. Власти добились успехов в разработке проекта закона о борьбе с торговлей людьми, который был принят во втором чтении Парламентом в начале 2006 года. Хотя Международная организация по миграции продолжала сотрудничать с грузинскими пограничниками для распространения информационных брошюр о борьбе с торговлей людьми на границе с Турцией, по состоянию на март 2006 года было роздано лишь несколько сотен экземпляров. Продолжали поступать сообщения о связанной с торговлей людьми коррупции и непосредственной причастности к торговле людьми правоохранительных органов.
Защита жертв
Правительство Грузии в 2005 году не обеспечивало достаточной защиты жертв торговли людьми и оказания им помощи. Это не создало убежища для жертв торговли людьми; большинство жертв возвращаются в Грузию, не получая достаточной реабилитации и помощи. Лишь немногие жертвы выражали готовность дать свидетельские показания против торговцев людьми в полицейских расследованиях или на судебных процессах. Власти не обеспечили официального механизма направления жертв за помощью в неправительственные организации, хотя в 2005 году полиция в Аджарии подписала меморандум о взаимопонимании с местной неправительственной организацией для реализации пилотного проекта идентификации жертв и направления их за помощью. Пограничники при содействии одной из неправительственных организаций открыли на границе с Турцией комнату ожидания для содействия лучшей идентификации потенциальных жертв.
Предотвращение преступлений
В вопросах осуществления программ предотвращения торговли людьми власти продолжали полагаться на неправительственные и международные организации. В декабре 2005 года они поручили возглавить работу по борьбе с торговлей людьми Генеральной прокуратуре и назначили генерального прокуратура председателем Межведомственной комиссии по борьбе с торговлей людьми. Однако Национальный план действий, принятый Правительством в декабре 2004 года, в значительной мере остается неосуществленным.
Владивостокский центр исследования организованной преступности