Экспертиза: когда тайное становится явным

К научно-исследовательскому криминалистическому центру ГУМВД Украины в Одесской области то и дело подъезжали машины. Люди, с виду не похожие на сотрудников милиции, доставали из багажников, из салонов авто ящики со спиртным, заносили их в здание. Около двери на первом этаже они останавливались (за порог здесь не пускают), расписывались в каком-то журнале, оставляли свою ношу и уходили… После этого за дело брались эксперты отдела материалов, веществ и изделий, медико-биологических экспертиз (сокращенно — отдел специсследований). Они выясняли, фальсифицирована алкогольная продукция или нет.

Губит людей не водка…

Начальник отдела подполковник милиции Татьяна Евгеньевна Пошолок продемонстрировала, как это делается. В большой сосуд, похожий на стеклянную трубу, из пластмассовой бутылки она перелила жидкость орехового цвета и поместила внутрь трубочку с чем-то сыпучим. Аппарат, внешне напоминающий термометр, работал по такому же принципу, определяя, правда, не температуру, а уровень алкоголя.

— Если жидкость подогреть, изменится ее крепость. Истинные показания получают при двадцати градусах Цельсия, — посвятила нас в профессиональные тонкости Татьяна Евгеньевна.

Сотрудникам отдела приходится проверять и гостовские алкогольные напитки, они изымаются в ходе контрольных закупок. Но основная масса спиртного, с которым имеют дело эксперты, фальсифицированные водка и коньяк.

— Это окрашенная спиртовая смесь, которая делается не из коньячных спиртов, а из спирта, воды, подкрашенной красителями, с добавлением ароматизаторов. Нередко встречается «смертельная водка», сделанная из технического спирта или же денатурата.

Татьяна Евгеньевна работает в этом направлении исследований всего год, но рассказать о чем-то, что произвело на нее особое впечатление, затрудняется:

— Честно говоря, весь «левый» коньяк и водка — просто ужас. Это зелье производится в антисанитарных условиях, зачастую спирт используется некачественный, технический.

В отделе специальных исследований исследуют и специальные химические вещества, лакокрасочные покрытия. Специалисты отдела без труда определят все цвета, в которые когда-либо был выкрашен автомобиль, установят качество горюче-смазочных материалов, назовут цвет и состав одежды подозреваемого, оставившего на месте преступления мельчайшие микроволокна от свитера или брюк.

Марихуана или чай?

Эксперты отдела наркотических средств и психотропных веществ называют свою работу обычной. Разнообразие в нее вносят новые препараты. Химики «играют» с ними, стараясь понять их состав.

— В последнее время наши экспертизы по видам стали более разноплановыми. Мы начали исследовать наркотики синтетического происхождения, изготавливаемые в подпольных лабораториях. Из наркотиков растительного происхождения в Одесской области встречаются конопля и маковая соломка, — рассказывает начальник отделения экспертизы наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров подполковник милиции Юрий Васильевич Ковра. — Сейчас нашим сотрудникам требуются более глубокие знания. Для этого используется специальная литература, проводятся стажировки, во время которых мы знакомимся с методами современных исследований. Если раньше исследования наркотических средств были малообъемные и более простые, то сейчас список прекурсоров (их составляющих) и вредных для здоровья примесей постоянно увеличивается. К тому же в последнее время появилось такое понятие, как оборудование для производства наркотиков.

Случаются в работе отдела и казусы. Иногда при операции сотрудники милиции конфискуют… зеленый чай. На вид он очень похож на марихуану.

Биологу старшему лейтенанту Оксане Мизюковой тоже приходится «разбираться» с наркотиками. Но в ее основные обязанности входит проведение медико-биологической экспертизы. Дайте Оксане волос, вырванный вместе с луковицей, и она расскажет вам о человеке практически все.

— Помню, я только пришла работать в органы, поступило сообщение об убийстве, и мы выехали на место. Страшно было! Но боялась я не столько увидеть труп, как не справиться с работой. Ничего, все обошлось, — вспоминает она.

Порой без помощи таких специалистов, как Оксана, преступление просто невозможно раскрыть.

— Был случай, — рассказывает девушка. — Мы подозревали, что в одной из квартир совершено убийство, но никаких следов там найти не могли, пока я не обнаружила кровь на краю длинной скатерти. Провели экспертизу, в результате чего преступление было раскрыто. Кровь вообще сложно полностью удалить с места преступления. Она обязательно где-нибудь проявится — под плинтусом, под линолеумом…

Отчаянные парни

С виду они обыкновенные мужчины, а о том, что им нравится ходить «по острию ножа», говорит лишь их профессия — специалисты по взрывотехнике и взрывным устройствам. Если в правоохранительные органы поступает сигнал о заминировании, на место выезжают ребята из взрывотехнической службы. Когда телефонный хулиган (это случилось спустя неделю после Нового года) сообщил о том, что в Выставочно-торговом центре на Среднефонтанской заложено взрывное устройство, обезвреживать его выехали заместитель начальника службы Андрей Ефимович Бондарь с коллегой и кинолог.

— Сразу же были эвакуированы со стоянки машины, помещения торговых павильонов покинули все посетители и сотрудники, осталась лишь охрана, которая отошла на безопасное расстояние, — вспоминает Андрей Ефимович.

Взрывотехники работали почти пять часов, пока не убедились, что сообщение о заминировании ложное. За это время они обследовали около сорока тысяч квадратных метров торговых площадей.

Но к сожалению, далеко не всегда специалисты напрасно выезжают на задание. В научно-исследовательском экспертно-криминалистическом центре ГУМВД Украины в Одесской области есть специальное помещение, в котором хранится информационно-поисковая коллекция.

— В этой коллекции собраны образцы боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывные и пиротехнические средства, в разное время изъятые из незаконного оборота и представляющие для нас информационную ценность, — рассказывает Андрей Бондарь. — Есть здесь и раритетные предметы, например, одна из первых европейских гранат, произведенных в России. Серийно их начали выпускать в 1917 году. Нам ее подарили археологи. А немецкую мину, судя по клейму, изготовленную в 1915 году, обнаружили рабочие при ремонте кровли одного из городских зданий. Представляет интерес и самодельная граната. Похоже, ее сделали во время обороны Одессы.

В коллекции немало современных самодельных взрывных устройств. Одно из них выглядит так: к чеке лимонки привязана проволока, соединенная с заводом автоматического будильника.

— Этот «агрегат» мы обезвредили 17 июня 2001 года на улице Ланжероновской, 5, в офисе Партии регионов. А это, — взрывотехники показывают на радиотелефон с прикрепленным к трубке небольшим взрывпакетом, — было обнаружено 23 марта 1998 года в резиденции Одесского городского совета на Гагаринском плато.

Каждый специалист взрывотехнической службы владеет двумя специальностями: эксперт-поисковик и эксперт по взрывным устройствам, обстоятельствам и механизмам взрыва. Именно в этом отделе определяют, например, произошел взрыв из-за утечки газа или же вследствие происков злоумышленников.

— От выводов, которые мы сделаем, зависит, будет ли человек осужден и в рамках какого — уголовного или административного дела, — поясняют «спецы» взрывотехнической службы.

Неправильные деньги

«Эх, если бы зарплату начисляли пропорционально тем неправильным денежкам, которыми в рабочем порядке приходится заниматься»… Об этом наверняка хоть раз, но подумал каждый специалист отделения технической экспертизы документов и почерка. Но денежки — гривни достоинством не ниже пятерки, доллары, евро — после проведения экспертизы сдаются на хранение или как образцы вклеиваются в специальный альбом. Несколько листов оттуда — целое состояние — дали подержать и мне.

Но это, как оказалось, было каплей в море по сравнению с тем, какие порой бывают «уловы». Так, несколько лет назад на вокзале из ячейки камеры хранения сотрудники центра изъяли чемодан, доверху набитый фальшивыми долларами. «Неправильные» зеленые пересчитывали тогда пять человек. Насчитали триста тридцать тысяч.

— Фальшивые евро встречаются редко. Если говорить о гривнях, то чаще всего подделывают десятки и двадцатки. Причем эти купюры сделаны достаточно хорошо. Человек, через руки которого проходит много «нормальных» денег, сразу определит, что они фальшивые. А вот бабушка, приехавшая в город за покупками, может пострадать, — говорит начальник отделения подполковник Владимир Орловский.

В отделении исследуют и ценные бумаги. К ценным бумагам относятся все документы, включая водительские права и паспорта. Очень часто подделывают сопроводительные транспортные документы.

— При экспертизе мы пользуемся специальными техническими средствами, микроскопом, специальными приборами с ультрафиолетовым и инфракрасным излучением. Помогает нам и различная справочная литература, — рассказывает Владимир Анатольевич.

Всего в прошлом году в отделении технической экспертизы документов и почерка было проведено четыреста сорок девять экспертиз. Впрочем, некоторые из них показали, что документы, изъятые при проверке, самые что ни на есть настоящие.

«Отпечатки» пальцев, пистолетов и ломиков

И вот подходит к концу экскурсия по научно-исследовательскому экспертно-криминалистическому центру ГУМВД Украины в Одесской области. В последнем отделе, с работой которого знакомит заместитель начальника отдела криминалистических экспертиз и баллистических учетов подполковник Геннадий Александрович Щербаков, огромные микроскопы, компьютеры и стреляные гильзы, сложенные в обычные полиэтиленовые пакеты. Это вещдоки, обнаруженные на месте преступления. В отделе хранится и конфискованное оружие. Его отстреливают, а затем новую пулю сравнивают с той, что была найдена на месте преступления. Для этого и одну, и вторую «заряжают» в микроскоп.

— Каждое огнестрельное оружие оставляет свои «отпечатки» на пулях и гильзах, — поясняет Геннадий Александрович и предлагает убедиться в этом самой. — Обратите внимание на характерные вмятины в центре гильз. Это говорит о том, что обе гильзы выстрелены из одного и того же экземпляра оружия. Так преступления, совершенные в разное время, становятся звеньями одной цепи.

Накануне в отделение поступила большая партия конфискованного оружия — была раскрыта подпольная мастерская по ремонту и переделке оружия.

— У мастера, изготовившего это оружие, — золотые руки, — говорят специалисты по баллистической экспертизе, демонстрируя самопальные маузеры. — Любое орудие взлома тоже оставляет свой индивидуальный след. При задержании бандитских групп, специализирующихся на квартирных кражах, изымаются инструменты, и мы проверяем, фигурировали ли они еще где-то. Так раскрываются ранее совершенные преступления, — рассказывает подполковник Щербаков. — В прошлом году эксперты нашего центра доказали, что пятьдесят девять квартирных краж были совершены одной преступной группировкой на территории Одессы, Ильичевска, Южного.

Помогают специалистам в раскрытии преступлений и отпечатки пальцев. Новая электронная система «Дакто-2000» в считанные секунды в банке данных находит нужные пальчики.

— По отпечаткам можно даже определить, кто «наследил» — мужчина или женщина, — говорит майор Ольга Ткаченко, начальник отделения дактилоскопической экспертизы.

А еще специалисты утверждают, что резиновые перчатки отпечатков не скроют.

Пошутили они или нет, я так и не поняла…

Ирина Вишневецкая, ЮГ

You may also like...