МОШЕННИЧЕСТВО В ИНТЕРНЕТЕ – НОВАЯ УГРОЗА?

Конец двадцатого и начало двадцать первого века ознаменовались стремительным проникновением информационных технологий в нашу жизнь. Появившиеся в нашем лексиконе и ставшие общеупотребимыми слова ИНТЕРНЕТ, ЕЛЕКТОРОННАЯ ПОЧТА, ВЕБ-САЙТ, стали мостом в виртуальный мир и открыли невиданные доселе возможности. Мгновенный обмен сообщениями, доступ ко многим музеям и библиотекам всего мира, возможность совершения покупок и оплаты услуг не вставая из кресла и многие другие прелести. В то же время и теми же темпами, с таким же успехом, стало бурно развиваться и интернет-мошенничество. Аферисты и жулики стройными рядами уверенно осваивали новые возможности виртуального мира, стремясь к легкой наживе. Сетевой люд стал все чаще употреблять слова ФИШИНГ, ФАРМИНГ, КАРДИНГ, получать НИГЕРИЙСКИЕ ПИСЬМА, предложения увеличить грудь, кое-что пониже груди, бесплатно звонить по мобильному, бесплатно пользоваться Интернетом. И всего лишь взамен – заполнить форму, немного заплатить, правильно и с выгодой вложить деньги и т.д. Это включились в игру наши давние знакомые по реальному миру – современные потомки Остапа Бендера. Интернет – жульничество набрало поистине международный размах.

Попытаемся окинуть взглядом поле битвы, проанализировать и обозначить основные методы и уловки современных сетевых жуликов. Но для начала вернемся на десяток лет назад, чтобы провести некую параллель между прошлым и настоящим.

Канули в лету те времена, когда на улицах и вокзалах больших и малых городов нашей Родины, лихие парни с тремя стаканчиками и поролоновым шариком, легко и непринужденно опустошали кошельки наших сограждан. Заметим, что граждане отдавали деньги добровольно, руководствуясь жаждой легкого заработка, кто-то – побуждаемый спутником любого игрока, азартом. НАПЕРСТОЧНИКИ – так называли этих злых гениев трех стаканчиков (я уверен, что большинство из нас нашли бы более тривиальное применение этим предметам), как правило не обладали повышенным интеллектом , и судя по внешнему виду и словарному запасу, у многих были проблемы даже со средним образованием.

Тем не менее они умудрялись так разыграть свою пьесу, что граждане различного пола, сословия и IQ, сами отдавали свои кровные. И что самое интересное и парадоксальное, спустя некоторое время, когда весть о “народных умельцах” распространилась по всей стране, и все узнали, что “наперсточники” – это “бяка” и играть с ними ни-ни, люди опять подходили к кучке собравшихся зевак, глазеющих на ловкие движения рук. А через некоторое время разочарованно отходили, оставив некоторую сумму, как сейчас говорят, “на развитие бизнеса”.

Для наглядности приведу реальный случай, произошедший с моим другом. Назовем его Ф. Высшее образование, умудренный жизненным опытом, много читающий и увлеченно рассказывавший нам о разных видах афер, летом поехал на дачу. Дело происходило на автовокзале “Дарница” – до отправления автобуса час. В кармане билет, в руке бутылка пива, скучно. В углу зала ожидания кучка народа оживленно жестикулируя, что-то обсуждает. Сквозь частокол ног видно мелькающие руки. Ф. подумал, вот они – ребята из фирмы “кручу верчу, обмануть тебя хочу”. И умудренный опытом, рассказами друзей, прочитанной литературой, знающий, что никакого шарика под стаканчиком в конце концов не окажется – подходит к месту события. Самодовольно улыбаясь и потягивая теплое пиво, он начинает наблюдать за этим цирком. Вот ставку сделал сельского вида дядька и выиграл двадцать гривен. Вот тетка с авоськой поставила – проиграла. Ушла. “Красиво разводят”,- подумал Ф. Допил пиво и …… поставил пятерку, проиграл, опять поставил и опять тот же результат.

Все произошло в течении трех минут, не хватило времени даже на то, чтобы в полной мере почувствовать себя тем самым лохом. Которого развели конкретно и по полной программе. У Ф. хватило ума отойти, хряпнуть из бумажного стаканчика водки, и с чувством оскорбленного достоинства уехать.

Впоследствии за дружеским столом мы часто вспоминали этот случай, пытаясь разобраться как такое могло произойти с нашим умным Ф., и пришли к выводу, что контакт афериста и его жертвы – это далеко не шахматная партия, а скорее игра кошки с мышкой. Мошенник, практически никогда не обращает внимания на такой элемент человеческой сущности, как разум, ему это глубоко до “фени”, У него на это нет времени, он просто ведет свою игру. Он не будет вас в чем-то переубеждать, мерятся с вами интеллектом ему ни к чему, да и в большинстве случаев не под силу. Его цель – ваше подсознание. Он, как шаман, применяет для воздействия на жертву смысловые и визуальные образы.

Эти образы создаются с помощью языка жестов, простых, казалось бы ничего не значащих фраз и движений. Поэтому парадоксальность ситуации, когда совсем недалекий в умственном плане “кидала” разводит вполне образованного интеллектуального “лоха”, вполне объяснима. Так как человек понимая, что “наперсточник” – это аферист и шансы выиграть у него равняются нулю, поддается его влиянию на свое подсознание и в результате остается без денег.

Выдающийся американский аферист Чарльз Понци, создавший в далеком 1919 году первую в мире “пирамиду”, когда-то сказал – “There’s a sucker born every minute” , что можно перевести, как “ЛОХ РОЖДАЕТСЯ КАЖДУЮ МИНУТУ”.

Важно то, что мошенники постоянно совершенствуют свой арсенал средств производства, модифицируют старые приемы. Вспомните, как эволюционировали наперсточники. За ними были картежники с тремя картами, затем с появлением ПК, компьютерные лотереи, уличные лохотроны и т.д. По мере вхождения общества в технологическую эпоху, жулики стали использовать всю силу и мощь ИТ индустрии. Ведь в виртуальном мире можно легко замести следы, подискивать и разводить лохов проще. А какой размах, как говорил известный герой -“это вам не мелочь по карманам тырить”.

В наше время аферизм приобретает международный масштаб, и теперь потери доверчивых граждан исчисляются миллиардами долларов.

По данным ЦЕНТРА МОНИТОРИНГА МОШЕННИЧЕСТВА В ИНТЕРНЕТЕ (есть и такая организация), количество зафиксированных жалоб (заметьте – только зафиксированных) на интернет-мошенников с 1 января 2004 по 31 декабря 2004, составило 207 449 в сравнении с 2003 годом прирост 66.6 % (в 2003 году было получено 124 509 жалоб).

Правда в большинстве случаев пострадавшие – американцы. Но стремительное развитие и повсеместное внедрение Интернет – технологий в нашей стране и в странах СНГ рано или поздно столкнет нас с этой бедой. Уже сейчас все чаще и чаше фиксируются случаи развода наших соотечественников во Всемирной сети. Жители СНГ еще не покупаются на фальшивые Интернет магазины и аукционы (ввиду слабого развития системы электронных платежей, легче заплатить наличными курьеру), “фишинг” ( хотя в России уже был прецедент с СИТИБАНКОМ), и откровенно пахнущие мошенничеством “нигерийские письма”. Но на такие уловки, как “FREE-GSM”, “операции с веб-мани”, “взлом за деньги”, желающие клюют с тревожным постоянством. А представьте, что у каждого из нас в кармане будет кредитная карта, и каждый захочет что-нибудь купить не отходя от компьютера, где гарантия что он не попадет со своей кредиткой в лапы ловкачей?

Чтобы успешно бороться с киберпреступностью, мы должны сначала понять и изучить ее. Знать врага в лицо – вот девиз, независимый от типа войны. Первый шаг в борьбе – общее и конкретизированное определение этого понятия. Другой важный элемент в разработке стратегии борьбы с киберпреступностью – сбор статистических данных, пригодных для последующего анализа тенденций. Без надежной статистики трудно выработать эффективную политику предупреждения пресупности.

К участию в борьбе с киберпреступностью должны быть привлечены не только правоохранительные органы. Законодатели должны разработать соответствующие законы. IT-сообщество и общество в целом, должно быть готовым при появлении признаков киберпреступления, сообщать о нем в правоохранительные органы: так же, как и принимать меры для того, чтобы не стать жертвой этих преступлений.

Продолжение следует.

Алексей Федоров, специально для “УК”

You may also like...