Запчасти для украинских ракет украдены в России

Белгородский областной суд не удовлетворил кассационную жалобу гражданина Украины Вячеслава Прокопчика, приговоренного к четырем с половиной годам лишения свободы за контрабанду из России комплектующих изделий для зенитно-ракетного комплекса С-300. Их переправляли на Украину.Ищите черные пакеты

30 сентября прошлого года в Белгород прибыл поезд Москва-Николаев.

– Минут за двадцать до прихода этого поезда дежурный по смене передал, что в вагоне N 7 есть запрещенный к перемещению через границу груз, – вспоминает главный инспектор таможни Альберт Кострыкин. – В третьем купе я, как обычно, спросил у пассажиров, не везут ли они запрещенные предметы, все ответили отрицательно. В нише над дверью стояли черные пакеты. Я спросил: «Чьи это вещи?» Пассажир по фамилии Прокопчик сказал: «Проводницы».

Кстати, как только таможенники вошли в вагон, проводница Оксана Сучеван попросила не досматривать третье купе: там, мол, у нее небольшой коммерческий груз. И предложила за эту «услугу» 100 долларов. А когда таможенники обнаружили пакеты, снова начала совать им деньги.

В пакетах оказались два серых деревянных ящика. А в каждом из них – прибор, похожий на толстую книгу в стальной обложке, у которой вместо листов – пластины с микросхемами. Это были ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) для системы управления зенитно-ракетного комплекса С-300 ПТ. То есть изделия военного назначения, экспорт которых жестко регламентирован.

Когда Сучеван и Прокопчика вывели из вагона, мужчина позвонил по мобильнику в Николаев – директору фирмы «Облик» Богдану Лектею:

– Ну, чё, задержали в Белгороде… Сняли с поезда и меня, и Оксану…

– Ну, ты отмазывайся, отбрехивайся, на рынке купил, мол, – посоветовал Лектей. – А Петровича ни в коем случае не упоминай!..

Диалог этот дословный – с 15 мая оперативники управления ФСБ по Москве и Московской области прослушивали телефон Прокопчика.

Многоликий «Облик»

Лектей с Прокопчиком во времена СССР трудились на военном предприятии, работали на космические войска. А когда Украина провозгласила независимость, Лектей организовал в Николаеве фирму «Облик». В управлении ФСБ по Белгородской области ее считают прикрытием для нелегальной торговли военной техникой. Правда, Служба безопасности Украины, куда российские контрразведчики обратились за помощью, фактически отказалась сотрудничать с ними. Прислали ксерокопию лицензии ООО «Облик» – и всё. Судя по документу, николаевская фирма вправе заниматься всем, что связано с электронным оборудованием, а также «иными видами деятельности».

В апреле 2007 года Прокопчик в очередной раз приехал в Москву. При обыске в его гостиничном номере оперативники нашли ксерокопию письма «Облика» с таким текстом: «Уважаемый Олег Петрович! Рассмотри, пожалуйста, возможность срочной поставки нижеперечисленных изделий, для покупки которых мы имеем средства». И список из 106 наименований ценой за каждое от 1,5 до 20 тысяч долларов. Все эти изделия – продукция военного назначения.

На допросе проводница Сучеван, рыдая, созналась:

– В августе Прокопчик передал мне два пакета с такими же ящиками. В Николаеве к поезду подошел неизвестный мужчина, сказал: «Мне посылка от Славы». Я отдала ему пакеты.

Но, судя по записи телефонных разговоров Прокопчика, Сучеван возила «посылки от Славы» не только в августе. Она была его штатным курьером. У Прокопчика даже нашли листок с графиком ее работы.

Один сел, трое сбежали

26 сентября прошлого года Прокопчику позвонили с Украины и приказали срочно доставить ПЗУ: «Ждем тебя в понедельник…». Но контрабандист до Николаева не доехал.

Остальные фигуранты – на свободе. К Лектею претензий со стороны украинских правоохранителей нет. Сучеван, отпущенная как мать несовершеннолетних детей из-под стражи под залог, сбежала на Украину и теперь работает проводницей поезда Николаев-Киев.

Таинственный Олег Петрович после ареста Прокопчика тоже скрылся. Фамилия его, как установили оперативники, Пигарев, ему 54 года, проживал в Москве. Он объявлен в розыск. Пока его не поймают, вряд ли удастся точно установить, откуда воровали «изделия военного назначения».

– Скорее всего они были похищены из воинских частей на территории России в лихие 90-е годы и припрятаны, – считают контрразведчики.

Сколько еще «посредников» гуляет на свободе, исподтишка торгуя краденым «военным дефицитом»?

Виктор Филиппов, Белгород, Известия

You may also like...