В Киеве «метра» не будет – скажи «спасибо» Черновецкому!

«Поздравляю вас, гражданин соврамши!» – так и хочется адресовать известные булгаковские слова столичному градоначальнику и его замам, обещавшим открыть три станции метро в Голосеево до нового года. Опростоволосился мэр со своими чиновниками по полной программе – никто ведь их за язык не тянул повторять, как мантры, точный срок сдачи участка Куреневско-Красноармейской линии – после «Лыбидской». А они уверяли горожан без тени сомнения: до нового года, и точка! Но за оставшийся месяц тужься не тужься — не успеешь. Даже любимая палочка-выручалочка власть имущих – аврал – не поможет.

Любому школьнику ясно, что прежде чем что-то строить, тем более такой серьезный объект, как метро, нужны деньги. Немалые притом деньги. А наши чиновники то ли «на авось» понадеялись, то ли не до конца представляют себе масштабы работ, то ли не могут эти самые работы согласовать с необходимым для строительства временем. Как бы там ни было, жителям Теремков и Голосеево еще не один месяц придется добираться на маршрутках и троллейбусах на конечную станцию «Лыбидская» через утопающую в заторах Московскую площадь. «Вот проблема! Они и так лет 30 ждали метро, поэтому несколько месяцев для них – сущий пустяк», – наверняка подумают наобещавшие золотые горы отцы города, но для отмазки свалят все проблемы на экономический кризис, банки, которые на грани банкротства, нерасторопность руководителей рангом пониже. И кто бы в этом сомневался?

Тоннели почти построены

Тем не менее нужно отдать должное метростроевцам – «подземка» в сторону Теремков потихоньку, но движется. На 95–97% закончено сооружение основных конструкций станционных комплексов «Демеевской», «Голосеевской» и «Васильковской». На днях тоннелепроходческий щит вышел на последней из трех строящихся станций. Левый перегонный тоннель от «Лыбидской» пройден полностью, а правый будет «проколот» недельки через две – в районе Московской площади двум щитам остается «прогрызть» 140 м подземелья. Но поезда ведь по голым тоннелям не пустишь.

– Построить станции мы успели, нужно еще выполнить монтажные и отделочные работы, благоустройство территорий, – поведал «Новой» Владимир Петренко, гендиректор ОАО «Киевметрострой». – К сожалению, финансирования на сегодня нет, а необходимо еще 300 миллионов гривен. Кроме того, нам задолжали порядка 200 миллионов за уже выполненные работы.

Город, видимо, не спешит раскошеливаться. Деньги не поступают не только на завершение голосеевского участка «подземки», но и на уже выполненные работы по сносу ТРЦ «Троицкий» на Спортивной площади. ОАО «Киевметрострой» из-за недофинансирования был вынужден отправить в отпуск порядка тысячи человек.

Когда зацветут каштаны

До пуска первого поезда, по словам Владимира Петренко, пройдет не менее трех месяцев. Не исключено, что это случится еще позже – когда зацветут каштаны.

– До нового года метро в Голосеево точно не успеют, – заверил «Новую» и Иван Салий, экс-начальник ГУ транспорта КГГА. – Метростроевцы взяли кредитов на 200 миллионов гривен, а город им деньги не дает. Наверное, управятся с этим участком только ко Дню Киева. Но финансы выделять нужно – нельзя проходческие щиты останавливать.

– Я прекрасно понимаю метростроевцев – у них денег нет, – вторит Виктор Яникин, директор проектного института «Укрметротоннельпроект». – А за что купить те же песок и арматуру? Вот им и приходится кланяться поставщикам, чтобы помогли с материалами. Поставщики, которые верят, что строители метро отдадут деньги, еще идут навстречу, а те, которые не верят, в суды подают. Тяжело. Я поражаюсь метростроевцам – другие на их месте давно бы остановились, а они все идут и идут.

Депо будет под Чабанами?

Тем не менее задание строить метро дальше, за Амурской площадью, никто не отменял. После «Васильковской» предусмотрены станции «Выставочный центр», «Ипподром» и «Теремки» – их возведение значится в программе до Евро-2012. Более далекая перспектива – станция возле Кибернетического центра и электродепо в том же районе. Правда, корреспондент «Новой» не обнаружил на окраине столицы свободных площадей – за дорожным знаком с перечеркнутой надписью «Киев» поле плотно застроено коттеджами. Эти земли «сироты казанские» начали осваивать давно. По другую сторону одесской трассы – строительный мегамаркет. Все-таки депо для метро – не троллейбусный разворот, для него потребуется большая территория.

– По Генплану, электродепо заложено на противоположной от Кибцентра стороне, – пояснил Виктор Яникин. – Но сейчас за Генпланом никто не следит, и вполне возможно, что землю могли кому-то отдать. Тогда придется искать место для депо дальше от Киева, ближе к Чабанам.

Не исключено, что пока будут строить метро, «просвет» между Киевом и Чабанами застроят. По словам Яникина, на оборотное депо Куреневско-Красноармейской линии (основное находится на Оболони) потребуется порядка 12 га. Правда, на «Красном хуторе» удалось поместиться на 9 га, но этого слишком мало. Поезда нельзя свалить в одну кучу, они должны отстаиваться параллельно. К каждому составу под определенным радиусом следует подвести путь для разворота. Это так называемый веер, занимающий много места. А еще нужно возвести административные здания, склады, очистные сооружения. Однако тем, кто разбазаривает дорогую столичную землю, эти «заморочки», естественно, до лампочки. Разве они ездят в метро?

Природа тоже против

Проходка тоннеля от Лыбидской площади в сторону жилого массива Теремки осуществлялась в крайне сложных гидрогеологических условиях – в обводненных текущих породах, или попросту плывунах, и под сложной сетью коммуникаций, особенно в районе Московской и Голосеевской площадей. Но благодаря технологии щитового комплекса с почвенной загрузкой удалось преодолевать подземный путь со средней скоростью 5 м в сутки. В целом тоннель проложен меньше чем за два года. Метростроевцы говорят, что при «классическом» методе строительства с обязательным замораживанием грунтов возведение тоннеля затянулось бы на 5–6 лет

Строительство заморозят?

Когда верстался номер, стало известно, что ОАО «Киевметрострой» обратилось в КП «Киевский метрополитен» с просьбой уведомить их о перспективах финансирования строительства метро в сторону Теремков. В случае отсутствия денег и намерений заказчика, утверждают метростроевцы, для предотвращения техногенных аварий объект следует законсервировать и изолировать.

В планах

До сих пор не решен вопрос с владельцами дачных участков на Русановских садах и не начато возведение четвертой линии столичного метрополитена – Подольско-Воскресенской. Тем не менее проектировщики давно запланировали на Троещине, в районе ул. Милославской, основное электродепо на территории порядка 18–19 га. Пока что земля здесь свободная.

Виктор Цвилиховский, Новая

You may also like...