Коррупция в ГАИ выгодна всем

Коррупция в рядах ГАИ – привычное дело. Образ «сержанта Петренко», просящего взятку, настолько прочно и надолго засел в мозгах автолюбителей, что без него сотрудники ГАИ не воспринимаются как таковые.

Сложно сказать, откуда произошла коррупция. Одни говорят, что на Руси она появилась во времена правления Николая Второго, которому после первой мировой войны нечем было платить жалование своим служащим и он посоветовал им «брать с просителей». Другие предполагают, что это явление такое же древнее как проституция. Но в любом случае коррупция есть и никуда от нее не деется.

Как признается главный гаишник страны, Сергей Коломиец, с начала года зафиксировано всего 44 факта, когда сотрудники ГАИ занимались вымогательством взяток. По его словам, по 15 материалам уже возбуждены уголовные дела.

Главный гаишник уверен, что уровень коррупции в ГАИ зависит в первую очередь от водителей. Он заявил, что с начала года зафиксировано более тысячи фактов дачи взятки работникам ГАИ, и только по 10 из них возбуждены уголовные дела. "Я настаиваю на том, что те, кто дают взятки – также преступники", – говорит господин Коломиец.

Но слова высокопоставленного чиновника далеки от реальной жизни. При нынешних штрафах многим водителям удобнее дать гаишнику 50-150 грн, чем оплачивать 300 грн. через банк, а потом еще и ехать в ГАИ, чтоб предъявить квитанцию об оплате.

Рядовым гаишникам тоже удобнее брать деньги напрямую от водителя. Выполнить план по количеству зафиксированных нарушений всегда поможет «Визирь», показания которого можно подкорректировать, а лишний заработок, особенно в нынешней ситуации не помешает.

По данным Госказначейства, большая половина водителей просто не платит штрафы. Взятка, составляющая половину официальной стоимости нарушения, тоже неплохое наказание для водителя, во всяком случае, нарушать еще раз ему вряд ли захочется.

Получается, что взятки выгодны всем, кроме высших эшелонов власти, которые собственно и сделали это явление незаконным. Естественно им удобнее, когда денежные потоки можно контролировать и использовать по своему усмотрению, в том числе и на предвыборные кампании. Электорату, которым собственно являются и водители и простые гаишники, наполнять бюджеты разных уровней не очень интересно, особенно когда огромные суммы, предназначенные для социальных программ, выплаты зарплат бюджетникам или ремонта дорог, просто исчезают.

Давать взятку или не давать каждый решает для себя сам. Все понимают, что это незаконно, но суровость законов всегда компенсировалась необязательностью их исполнения. Если только по десяти из тысячи уголовных преступлений открываются уголовные дела, (некоторые из которых могут быть закрыты с помощью той же коррупции), и об этом высокопоставленный чиновник говорит на всю страну, не является ли это призывом к использованию коррупционных схем?

Ярослав Новиков, Аutonews

You may also like...