Киевлян грабили со скоростью 20 гривен в минуту

Пенсионеры звонили жуликам, хотя проще было обратиться в call-центр. Потерпевших сотни, а аферисты на свободе. Казалось бы, сегодня наш народ уже не проведешь никакими «заманухами» — ни пирамидами, ни акциями, ни баснословными скидками. Сколько об этом уже писано-переписано, показано и предупреждено. И особенно сложно развести всегда осторожных и дотошных пенсионеров. Ан нет! Дело Остапа Бендера живет и процветает. Даже в информированной столице. Очередная «разводиловка» людей преклонного возраста прошла под «эгидой мэрии» не напрасно — процент доверия пенсионеров к занимающему высокий кабинет на Крещатике, 36 еще достаточно высок.

В милицию продолжают поступать заявления от столичных пенсионеров, которым недавно (в сентябре) пообещали «в связи с кризисом» оформить дисконтные карточки для покупки товаров в продуктовых магазинах. Для этого в развешанных на входах в подъезды объявлениях, подписанных якобы в мэрии, граждан призывали звонить по телефону 8-900-139-11-93. О том, что звонок платный и каждая минута стоит 21,5 грн (!), людей, естественно, не предупредили. В результате звонившие остались и без карточек, и без денег — на свои кровные они наслушались долгоиграющих мелодий.

«Не виноватая я!» Мэрия

Поскольку в объявлениях была ссылка на городские власти, «Новая» обратилась за разъяснениями к «подписантам» — в ГУ труда и социальной защиты населения КГГА.

— Конечно же, ничего подобного мы не писали и не развешивали, — заверила «Новую» Ирина Старук, замначальника главка. — Обо всех нововведениях мы сообщаем людям через прессу. Если что-то непонятно, то можно позвонить в районное Управление труда и социальной защиты населения, к нам, в конце концов. Но быстрее и проще всего набрать номер сall-центра — 15-51, там дадут грамотную справку о том, какие льготы вводит КГГА, а что является абсолютной «липой». Сейчас у нас в разработке социальная карточка киевлянина и социальный проездной билет. К примеру, сегодня в столице льготами на транспорт и квартплату пользуются 500 тысяч человек. Думаю, мошенники, зная о проводимой работе и о том, что недавно пенсионерам действительно выдавали карточки на 3-, 5- и 7-процентные скидки в нескольких известных супермаркетах, решили сыграть на доверии людей к КГГА и подсунули им эту «музыку».

Дело затянется

По словам замначальника пресс-службы ГУ МВД столицы Владимира Дмитренко, в милицию поступило около сотни заявлений от обманутых граждан.

— Чем больше людей обратится к нам, тем быстрее мы расследуем это дело, — сообщил «Новой» Владимир Витальевич. — Не исключено, что это были московские преступники, приехавшие в Киев «обкатать» ноу-хау с тем, чтобы потом внедрить его в масштабах всей Украины. Мошенники выманили у каждого потерпевшего в среднем по 100 гривен. Еще не все получили счета за телефон и разобрались с ними, так что количество заявителей будет расти. Если сумма ущерба превысит 10 200 гривен, можно будет говорить о применении статьи 190, части 4 (мошенничество в особо крупных размерах), что влечет за собой наказание до 12 лет лишения свободы.

От «легальных» телефонных жуликов, которые «разводят» зрителей на звонки всякими телевикторинами, новых аферистов отличает не только то, что они прикрылись именем КГГА, но и то, что не предупредили звонящих о платной услуге. Телевикторинщики хоть пишут об этом на экране микроскопическими буквами и через раз предупреждают по телефону, не всегда называя сумму за одну минуту разговора.

Сегодня по делу о телефонных аферистах создана следственная группа из 10 человек. В милиции считают, что расследование может продолжаться несколько месяцев, ведь мошенничество — одно из самых «интеллектуальных», а значит, трудно раскрываемых видов преступления. Жулики играют на человеческой беспечности, любопытстве, бедности.

Помните о сall-центре

Как рассказали «Новой» в ГУ МВД Украины в Киеве, все потерпевшие от сентябрьской телефонной аферы могут обратиться с соответствующими заявлениями в местные отделения милиции. При себе необходимо иметь паспорт и счет за телефон. А на будущее правоохранители советуют спрашивать о льготах в КГГА или заходить на ее сайт прежде, чем хвататься за трубку и звонить по подозрительному номеру. А поскольку не у всех пенсионеров есть доступ к Интернету и не все люди преклонного возраста столь продвинутые, им проще звонить в тот же сall-центр.

— Действительно, документация всех управлений Киевской городской администрации проходит через нашу службу, — поведала «Новой» Альбина Зарудная, замначальника саll-центра. — Как ни странно, людей не насторожило число 900 в номере телефона аферистов (номер платный. — Авт.) К нам позвонили не так уж много людей. Например, из Дарницкого района, где, как говорят, потерпевших выявлено больше всего, в службу обратились четверо человек. Двое из них заподозрили неладное еще до звонка. Один просто не мог дозвониться туда и требовал разъяснений, о каких именно льготах идет речь, а еще один человек возмущался уже после того, как поговорил с жуликами и получил счет. Думаю, дешевле было бы обращаться к нам сразу после прочтения объявления.

Телефонные мошенники совершенствуются

Киевские следователи еще помнят, как в 2000 г. двое студентов-иранцев устраивали на съемных квартирах переговорные пункты: покупали за $150 базу с радиоудлинителем, действовавшим в радиусе 50 км, три телефонных трубки и — милости просим! В течение месяца один такой «пункт» обобрал телефонную станцию на 150 тыс грн, второй — на 180 тыс (при былых ценах — очень солидные деньги). Обоих предпринимателей поймали и посадили на 5 лет. Сегодня такой вид «бизнеса» не актуален — Интернет со скайпом и дешевый роуминг отбивают у жулья хлеб, постоянно приходится придумывать что-нибудь новенькое.

Ирина Несенюк, газета «Новая»

You may also like...