Ограбление по-китайски, расследование по-русски

 Из коллекции Доценко–Баржановой пропало 46 предметов XIX–XX веков

В Одинцовском районе Московской области из дома экс-депутата Госдумы, директора Музея декоративно-прикладного искусства Маргариты Баржановой и ее супруга, китаиста Константина Доценко украдена коллекция китайской бронзы, украшенной эмалью в технике «клуазоне». Коллекция была похищена в середине июля (в ночь с 19 на 20), но информация стала публичной несколько дней назад. Вчера же в Росохранкультуру из типографии привезли срочно напечатанный каталог предметов, находящихся в розыске, куда помимо коллекции Доценко–Баржановой вошли предметы, разыскиваемые Интерполом.

Из коллекции Доценко–Баржановой пропало 46 предметов XIX–XX веков. Часть из них опубликована в каталоге, полный список находится в Следственном управлении по Московской области, занимающемся расследованием похищения.

Все вещи были сфотографированы и описаны – они готовились к экспонированию на выставке, пишет Независимая Газета.

Предметы, созданные в трудоемкой технике с использованием бронзы, позолоты и многослойной эмали, высоко ценятся на рынке. Следователи оценили коллекцию в 7,8 млн. руб. (то есть по ценам 1980-х годов, когда вещи были приобретены коллекционерами). Как рассказала «НГ» Маргарита Баржанова, ее реальная рыночная стоимость гораздо выше: на аукционах такие вещи продаются по цене не ниже 100 тыс. долл. Баржанова отметила, что для России коллекция представляет большую ценность, подобные предметы есть лишь в Музее искусства стран Востока и Эрмитаже.

Следов взлома на месте преступления обнаружено не было, и подозрения сразу пали на охранника и китаянку-репетитора дочери Баржановой. «У нас есть их фотографии, паспортные данные и другая информация о подозреваемых», – сообщила Баржанова. Только близкие к дому люди могли не просто без проблем проникнуть в помещение, но и незаметно вынести столь массивные вещи: вес каждого из предметов от 60 до 100 кг, высота самого маленького из опубликованных в каталоге предметов – 20 см, самого большого – 130 см.

Продать такие вещи легально невозможно. Аукционные дома проверяют предметы в базах розыска, частные антиквары теперь осведомлены благодаря каталогу Росохранкультуры. Вывезти собрание из России непросто – таможенная служба среагировала оперативно, разослав ориентировки по всем пунктам (с большой долей вероятности коллекция все еще находится в России). Коллекция могла быть похищена по чьему-либо заказу (об этом говорит, в частности, то, что преступники отбирали только крупные предметы, сделанные в технике «клуазоне», но не тронули, например, не менее дорогой фарфор). Но, как сообщила Маргарита Баржанова, «я не верю, что у нас есть коллекционеры, которые хранят свои собрания в тайных комнатках и в одиночестве на них любуются. Это художественный вымысел, которым богат кинематограф. Если вещи похищены по заказу, то информация о них через какое-то время выйдет наружу».

Оповещение теперь является главным оружием в борьбе за возвращение вещей, тем более что коллекция не была застрахована. «Институт страхования предметов искусства недостаточно развит в нашей стране, затраты большие, а результат неочевиден», – пояснила Маргарита Баржанова. Возможно, кражу совершили не очень опытные преступники, которые не понимали, что делать с предметами дальше. «Продать вещи невозможно, – продолжила Баржанова. – Думаю, что, не найдя иного выхода, преступники просто вернут нам коллекцию».

You may also like...