Украине грозит «сухой закон»
Проблема пьянства приобрела небывалые размеры: в Украине пьют даже подростки. Государство всячески пытается с этим бороться: повышает акцизы, запрещает продажу алкоголя лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста. Только вот пить украинцы меньше не начинают. В масштабах государства эту проблему решить пока не удается. О законности введения запрета на ночную продажу и употребление алкогольных напитков, а также штрафах за его нарушение
Поэтому за борьбу за здоровый образ жизни взялись органы местного самоуправления. Решили они это сделать особым образом, запретив ночную продажу алкоголя в киосках, магазинах, ресторанах, кафе. В Киеве это пока только идея, инициатором которой является Комиссия по вопросам здравоохранения и социальной защиты КГГА. Первопроходцами в установлении запрета ночной торговли стали Полтава и Ивано-Франковск. Самое интересное, что пить от этого граждане меньше не стали.
Здоровье пьющих соотечественников страдает так же, как и благосостояние хозяев увеселительных заведений. Утраченная прибыль вкупе со штрафами за попытки продажи спиртного после 22.00 существенно бьет по карману. Ряд заведений отказываются от покупки лицензий на розничную продажу, потому что теряется сама «соль» проекта.
От этого в совокупности с потерями от уплаты акцизного сбора страдает бюджет. Да и слепое и неукоснительное выполнение требований о запрете вызывает огромное сомнение. Процветающая в нашем государстве коррупция возьмет свое. Кто выиграет от «ночного» запрета продажи спиртного, и каковы его правовые перспективы, в частности для столицы, решила разобраться «Судебно-юридическая газета».
Согласно инициативе КГГА, после введения сухого закона в столице будет установлен запрет на продажу алкогольных напитков в магазинах, киосках и кафе, которые находятся в жилых домах или непосредственной близости от них после 22.00. Супермаркеты и рестораны, находящиеся вдали от жилых домов, не смогут реализовывать спиртное после 23.00. Продавцов-нарушителей ожидают штрафы. В СМИ ведутся споры о том, каковы будут размеры этого штрафа. Эти дискуссии не несут никакой смысловой нагрузки, поскольку органы местного самоуправления могут устанавливать правила местной торговли и наказывать за их нарушения, но в пределах, установленных законодателем в лице парламента.
Штрафы будут стартовать с 510 гривен
Статьей 92 Конституции установлено, что ответственность, в том числе административная, устанавливается исключительно законами Украины. Основным Законом, регламентирующем вопрос ответственности, является КоАП.
Частью 2 ст. 156 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение работником предприятия торговли или общественного питания правил торговли пивом, алкогольными, слабоалкогольными напитками и табачными изделиями, а именно: торговля пивом, алкогольными, слабоалкогольными напитками или табачными изделиями в помещениях или на территориях, запрещенных законом, или в других местах, определенных решением соответствующего органа местного самоуправления, как таких, где розничная торговля пивом (кроме безалкогольного), алкогольными, слабоалкогольными напитками или табачными изделиями запрещена.
Теоретически местами, где органом местного самоуправления запрещена торговля алкоголем и пивом, станут все кафе и магазины — просто после 10 или 11 вечера. Именно под эту квалификацию попадет нарушение запрета ночной продажи спиртным в случае его установления.
Совершение такого правонарушения влечет за собой наложение штрафа в размере от тридцати до ста необлагаемых минимумов доходов граждан (от 510 до 1700 гривен). Тем, кто решится торговать спиртным из рук (те же таксисты, например) грозит штраф в размере от тридцати до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан (от 510 до 850 гривен) с конфискацией предметов торговли.
За повторное совершение обоих вышеуказанных административных правонарушений грозит штраф от ста пятидесяти до двухсот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан (от 2550 до 3400 гривен) с конфискацией предметов торговли. То есть, для введения запрета Киевсовету необходимо будет внести изменения в нормы, регламентирующие местные правила торговли алкогольной продукцией, чтобы нарушение этих правил повлекло за собой административную ответственность, предусмотренную КоАП.
Как реализовать сухой закон на практике
Просто придумать запрет и выдумать за него штраф ни КГГА, ни Киевсовет не могут. Скорее всего, будут внесены изменения в местные правила торговли алкогольными напитками и пивом, куда будет включена соответствующая норма. Анализ норм Закона «О местном самоуправлении» и КоАП позволяет сделать вывод, что устанавливать особенности торговли спиртным на местах местные советы имеют право. Контроль правил поведения в торговле осуществляет местная власть в лице органов местного самоуправления и местных органов исполнительной власти.
Реализация государственной политики в сфере охраны здоровья лежит на плечах местных администраций. Запретить продажу алкоголя с целью охраны здоровья и обеспечения общественного правопорядка в ночное время местная власть может в рамках борьбы за здоровье граждан и обеспечение правопорядка. Ведь согласно п. 6 ст. 13 Закона «О местных государственных администрациях», к полномочиям исполнительных органов на местах относится решение вопросов, связанных том числе с охраной здоровья.
Кроме того, Киевсовет должен определиться, что значит «вблизи» и «вдали» от жилых домов. Решение вопроса о близости и дальности расположения кафе либо киоска носит на данном этапе глубоко философский смысл, пока Киевсоветом по предложению КГГА не будет четко регламентировано, какое количество метров должно отделять «рюмочную» от жилого дома, чтобы заведение имело право на лишний час торговли.
Алкоголизм не пострадает?
С целью установления общественного мнения о целесообразности и эффективности запрета ночной продажи алкоголя на сайте «Судебно-юридической газеты» был организован опрос. Лидирует мнение, что пить люди меньше не будут, а вот продажа алкоголя уйдет в тень. От этого существенно пострадают легальные торговцы спиртным. Судите сами, стоимость лицензии велика.
Согласно ст. 15 Закона «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», стоимость лицензии на оптовую торговлю алкоголем составляет ни много ни мало 500 000 гривен на 5 лет. Что касается розничных торговцев спиртным, то стоимость лицензии для них составляет 8000 гривен на каждый кассовый аппарат, где отпускается алкоголь. Не стоит забывать и об уплате немалой суммы акцизного сбора.
Скорее всего, страдать от запрета ночной реализации спиртного будут кафе и рестораны. Также утратит смысл ночная работа специальных магазинов, реализующих только спиртное и табак. От этого может сильно пострадать бюджет. Запретить таким ночным магазинам работать не может ни КГГА, ни Киевсовет.
Согласно пп. 9 «а» ст. 30 Закона «О местном самоуправлении в Украине», местный совет имеет право лишь устанавливать режим рабочего времени на коммунальных предприятиях – предприятиях, являющихся собственностью территориальных общин. Но если эти магазины, конечно, будут расположены вблизи от жилых домов, а запрет на ночную торговлю будет введен, то держать подобные заведения станет просто неинтересно.
Что касается наших граждан, то способ выпить после 23.00 они изыщут. Ведь, как говорится, тем, кто пьет до дна, море по колено. Борьба с алкоголизмом, скорее, должна иметь более системный характер. Кроме того, никто не ведет речь о запрете продажи спиртного в ночных клубах, которые с ума сойдут от свалившегося на их голову счастья. Цена на алкоголь в таких заведениях и без того велика. Повышать ее дальше повод у владельцев появится. Может, это изначально была их затея?
Как бы там ни было, необходимо четко осознавать, что очень часто ужесточение любых мер наказания приводит к еще более изощренным преступлениям. Так что с введением сухого закона в Украине следует быть крайне осторожным.
Анна Воеводина, «Судебно-юридическая газета»
Зарубежный опыт и исторические параллели
О последствиях введения сухого закона
Как ни парадоксально, но исторически так сложилось, что проявлению каких-либо социальных катаклизмов предшествовало введение полного или частичного сухого закона. К примеру, в 1914 году в Российской империи был издан царский указ о запрещении производства и продажи всех видов алкогольной продукции на всей территории России. В том же году Россия оказалась втянута в Первую мировую войну, а о событиях 1917 года и так все знают.
16 мая 1985 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом», прозванный в народе «Полусухой Закон». Нельзя сказать, что существует какая-либо прямая связь, однако уже в 1989 году начались политические процессы приведшие к развалу СССР.
Что касается нынешнего состояния дел, то наиболее близкое нам по духу государство – РФ – идет параллельным курсом, и даже слегка опережает нас в принятии схожих мер воздействия на население. Так, с 1 сентября 2010 г. в Москве уже введен запрет на торговлю алкогольной продукцией в ночное время. Еще раньше, с 1 августа сразу в нескольких областях РФ было введено ограничение на продажу крепкого алкоголя. В Иваново купить спиртное можно с 9.00 и до 21.00, в Екатеринбурге – с 7.00 до 00.00. В Мурманской и Московской областях на продажу алкоголя отводится меньше всего времени – комендантский час действует с 21.00 до 11.00. Но все эти запреты не касаются предприятий общественного питания. В кафе или ресторанах алкоголь можно заказывать и после часа Х. Сказать, что это как-то повлияло на уровень алкоголизма в стране пока нельзя.
В 2008 году сухой закон был введен в столице Монголии Улан Баторе. Такие действия были предприняты правительством страны в связи с массовым отравлением алкоголем людей во время празднования нового 2008 года. В 2009 году парламент Бахрейна принял решение о запрете продавать спиртные напитки во всех общественных местах – отелях, барах, ресторанах, ночных клубах и дискотеках, а также закрытии магазинов алкоголя. Тем временем в Полинезии в 2009 году сухой закон был отменен. Запрет на производство, продажу и потребление всех спиртных напитков действовал в этой стране 200 лет.
Комментарии
О целесообразности введения сухого закона в Украине
Инна Богословская, народный депутат (внефракционный):
– Честно говоря, я бы по всей Украине ввела такой запрет на продажу алкоголя в вечернее время. Мы не должны вести «страусиную политику» и делать вид, что у нас нет проблемы, прежде всего, подросткового алкоголизма. И мы прекрасно понимаем, что другого способа нет. Наверное, Европа при всей своей демократичности и стараниях ни в чем никому не мешать правильно сделала в послевоенные годы, когда практически во всех крупных городах была запрещена продажа алкоголя в ночное время.
У нас сегодня есть большая проблема с алкоголизмом. Более того, кризис обострил множество бытовых проблем, и все больше людей сейчас смотрят на бутылку. И уровень морали достаточно низок, поэтому надо помогать людям не пить.
Сейчас в парламенте есть масштабные планы, касающиеся вообще вопросов морали, культуры, общественного поведения. Необходимо контролировать качество продуктов средств массовой информации, нужно также бороться и с теневым оборотом алкогольных и наркотических средств, это касается и бытовой культуры на улицах. Я надеюсь, что в этот же блок мы включим и вопрос относительно регламентации продажи алкогольных напитков в вечернее время. Кстати, я, например, запретила бы торговлю алкоголем не только ночью. Я до сих пор не пойму, как в XXI веке может быть продажа алкогольных напитков на разлив – это атавизм и позор для нации.
Михаил Чечетов, народный депутат (ПР):
– В отношении этого вопроса во мне борются две позиции: с одной стороны, я сторонник того, чтобы никто не употреблял наркотики, никто не курил и как можно меньше людей употребляло спиртные напитки – и прежде всего молодежь! Это мое самое большое пожелание. Но, с другой стороны, я понимаю одну проблему – может получиться так, что мы административно ужмем возможности приобретения спиртных напитков в открытых точках, но это стимулирует теневой бизнес, когда в подворотнях будут продавать напитки сомнительного качества. Поэтому здесь нужно найти золотую середину.
И есть в этом вопросе еще третий момент. Наверное, мы не должны смотреть в новостях драки, убийства, насилие. У нас же по телевизору никакого позитива не показывают. Средства массовой информации должны формировать культуру, духовность у людей — когда они будут этичны и духовны, они не будут ни заглядывать в рюмку, ни прибегать к наркотикам.
Павел Унгурян, народный депутат (БЮТ):
– Запрет на ночную торговлю алкоголем, конечно, нужно вводить. Но с этой проблемой следует бороться системно. Ведь корень пьянства лежит в культуре человека, в его моральных принципах. Нам в государстве нужно серьезно заняться повышением культуры людей, культуры потребления спиртных напитков, уровня моральных ценностей человека. Я не сторонник жестких административных запретов, но, возможно, они приведут к тому, что какая-то группа людей серьезно отнесется к этому и перестанет покупать алкоголь в вечернее время. Но в целом, конечно, я считаю, что эту ситуацию нужно решать с помощью глубинных изменений в сознании и мировоззрении людей в семье, в школе, в культуре потребления, в СМИ и т.д.
Вместе с тем, я не могу сказать, что это плохое новшество, но совершенно очевидно, что это полумеры. Если мы собираемся реально бороться за трезвость общества, то нужен комплекс мероприятий, связанных, прежде всего, с решением главной проблемы – почему люди пьют. А это исключительно моральные социальные проблемы. Поэтому я бы действовал в направлении воспитания детей, молодежи, ввода штрафных санкций для взрослых, которые прививают привычку потребления алкоголя; введение через СМИ и литературу, рекламу культуры потребления еды и напитков, воспитывая в людях как минимум чувство меры, а как максимум — трезвый, здравый подход к собственной жизни. Это то, что сегодня, к сожалению, абсолютно отсутствует.
Беседовала Алена Михайленко, «Судебно-юридическая газета»
Tweet