Чем покупка и эксплуатация дизельного авто отличается от более привычного бензинового

 Споры о том, какой двигатель лучше для автомобиля – бензиновый или дизельный – ведутся не один год, приводе железные аргументы. На практике же в Украине продолжают отдавать предпочтение бензиновым авто, в то время как в Европе большой популярностью пользуются дизельные автомобили.

Отличия двигателей

Пожалуй, самое важное отличие дизельных и бензиновых двигателей кроется в реализации процесса сгорания: у бензиновых топливовоздушная смесь поджигается электрической искрой, а в дизельных топливо самовоспламеняется от сжатия.

И для реализации этих разных процессов приходится использовать и различные конструктивные решения: в дизельном двигателе отсутствуют свечи зажигания, он должен выдерживать большие нагрузки (поэтому узлы дизельного двигателя более массивны и прочны).

Дизельный двигатель обладает высокой степенью сжатия — порядка 20-22 единиц против 9-11 единиц у бензинового ДВС.

Соответственно, и КПД «дизеля» на 15-20% (а то и 30%) выше КПД бензинового двигателя (результатом является — топливная экономичность).

«Дизель» экономичнее, а бензиновый двигатель обладает большей мощностью

Зато бензиновый двигатель обладает более высокой мощностью при том же объеме и отменной динамикой (высоким крутящим моментом) на высоких оборотах.

Разумеется, присутствует еще обширный список технических отличий, но, пожалуй, перечисленного вполне достаточно для понимания процессов.

На сегодняшний день объем рынка автопроката аналитики оценивают приблизительно в $15-20 млн., 60% которых делят между собой международные бренды. К первой относятся представительства крупных иностранных компаний, в автопарке которых насчитывается как минимум 150 машин. Вторая категория представлена средними национальными фирмами с пятьюдесятью и больше автомобилями, третья – небольшими агентствами с автопарком менее двадцати машин. Из-за отсутствия статистики сложно назвать точное количество игроков прокатного рынка. Сами его участники говорят, что это более пятидесяти компаний, занимаются автопрокатом в Киеве  и нескольких крупных городах, таких как Одесса, Днепропетровск, Львов и Харьков.

Перспективы автопроката в Украине

Эксплуатация

Как мы уже упоминали, пик крутящего момента в бензиновом двигателе приходится на высокие обороты. Это позволяет авто с таким двигателем более динамично ускоряться на высоких скоростях (и для динамичного разгона «крутить двигатель»).

В свою очередь, у дизельного двигателя высокий крутящий момент реализован на низких и средних оборотах, что дает возможность смело передвигаться по бездорожью. Подробнее об этих характеристиках см. в нашем материале «Зачем автомобилю крутящий момент».

Стоит отметить, что в «городских» режимах (до 70-80 км/ч) преимущество в динамике бензинового двигателя не проявляется. Даже напротив — высокий крутящий момент «дизеля» на низких оборотах дает возможность (при прочих равных условиях) стартовать со светофора быстрее и не слишком перегружать мотор.

В настоящее время все большее распространение получают турбированные двигатели. Не вдаваясь в подробности, — турбина позволяет выровнять «полку крутящего момента» в широком диапазоне оборотов.

Турбина может быть установлена на оба типа двигателей, и для бензинового мотора позволяет улучшить его характеристики на низких оборотах, а для дизельного — на высоких. Таким образом, использование турбины, нагнетателей и пр. — позволяет уровнять динамические характеристики моторов.

Дизельные двигатели более шумные. Это происходит за счет высокого давления при сгорании топлива. Тем не менее, этот шум ощутим только в бюджетных вариантах авто: хорошая шумоизоляция легко решает эту проблему.

Зимой «дизель» плохо заводится. Это утверждение справедливо при низком качестве топлива и в том случае, если в бак залито топливо, не соответствующее сезону. Как известно, дизельное топливо делится на летнее, которое застывает уже при −5° С, и зимнее — до −35°С (есть еще и «арктическое топливо» — оно выдерживает еще более низкие температуры).

Поэтому владельцам «дизелей» нужно внимательно следить за качеством и «сезонностью» заливаемого топлива. Владельцам бензиновых авто в этом смысле проще — им достаточно следить только за качеством. Кроме того, бензиновые двигатели более терпимы к «бодяге».

И самое важное: дизельное топливо дешевле бензина. Хотя в нашей стране был период, когда литр «дизеля» стоил на уровне литра А-95, и даже превышал его. А чувствительность к качеству топлива дизельного мотора подразумевает использование только качественного горючего (т.е. — более дорогого).

Ремонт

Более прочная конструкция, а также то, что само дизельное топливо играет роль смазочного материала, предохраняя узлы от износа, обеспечивает дизельному двигателю большую долговечность и надежность. Но для диагностики, регулировки и ремонта дизельных двигателей требуется дорогостоящая аппаратура и высокая квалификация механика. Поэтому ремонт обходится дороже.

Владелец бензинового авто будет посещать СТО чаще, но обходиться это ему будет дешевле, а владелец «дизеля» — реже, но дороже

Если же взять в расчет длительный период, то картина вырисовывается такая: владелец бензинового авто будет посещать СТО чаще, но обходиться это ему будет дешевле, а владелец «дизеля» — реже, но дороже.

Стоимость ТО у «дизелей» также на 20-30% выше стоимости у оппонента. Кроме того, периодичность ТО у бензиновых автомобилей все чаще приближается к 20 тыс. км, что у дизельных наблюдается гораздо реже.

Стоимость

Теперь обратимся к стоимости самого автомобиля. Дизельные автомобили, как правило, дороже бензиновых. К примеру:

Renault Logan MCV с 1,6-литровым бензиновым двигателем обойдется в $15950, а в аналогичной комплектации с 1,5-литровым «дизелем» — уже в $17413.

Hyundai i30 с 1,6-литровым бензиновым двигателем обойдется в $19763, а в аналогичной комплектации с 1,7-литровым «дизелем» — в $21663.

KIA Sportage с 2,0-литровым бензиновым двигателем обойдется в $24400, а в аналогичной комплектации с 1,7-литровым «дизелем» — в $25900.

BMW 5 Series с 2,0-литровым бензиновым двигателем обойдется в $65822, а в аналогичной комплектации с 2,0-литровым «дизелем» — в $68381.

Toyota Land Cruiser 200 с 4,6-литровым бензиновым двигателем обойдется в $92200, а в аналогичной комплектации с 4,5-литровым «дизелем» — в $93200.

Отметим, что у Mercedes-Benz такой алгоритм не прослеживается — при прочих равных условиях бензиновые версии на $2-3 тыс. дороже. В остальных же случаях — дизельные версии дороже на $1,5-2 тыс. (при чем эта разница практически не зависит от класса авто).

Еще следует сказать, что некоторые производители с неохотой представляют комплектации с дизельным мотором на наш рынок, мотивируя это плохим количеством отечественного топлива.

Экономичность

Еще раз вернемся к топливу, и посчитаем на вышеупомянутых примерах, как более экономный расход топлива отразится на стоимости эксплуатации дизельного авто.

Возьмем среднюю стоимость топлива А95 — 10,82 грн., ДТ — 9,62 грн.

У Renault Logan MCV разница в стоимости между дизельной и бензиновой версией в одинаковой комплектации $1463. Бензиновая версия потребляет 7,8 л на 100 км в смешанном цикле, дизельная — 5,3 л (по данным производителя).

Проведя нехитрый расчет, получим, что 1 км пробега бензиновой версии обходится в 0,844 грн., а дизельной — 0,51 грн. Разница — 0,334 грн. на одном километре.

А вся разница в стоимости обоих версий (11 850 грн.), на «дизеле» окупится за 35 тыс. км.

Hyundai i30: разница в стоимости — $1900 (15 390 грн.). Бензиновая версия потребляет 6,9 л, дизельная — 5,9 л на 100 км. Разница на 1 км составляет 0,18 грн., а разница в стоимости версий окупится за 85,5 тыс. км.

KIA Sportage: разница в стоимости — $1500 (12 150 грн.). Бензиновая версия потребляет 7,5 л, дизельная — 5,3 л на 100 км. Разница на 1 км составляет чуть более 0,3 грн., а разница в стоимости версий окупится за 51 тыс. км.

BMW 5 Series: разница в стоимости — $2559 (20 728 грн.). Бензиновая версия потребляет 7,0 л, дизельная — 5,1 л на 100 км. Разница на 1 км составляет 0,27 грн., а разница в стоимости версий окупится за 76 тыс. км.

Toyota Land Cruiser 200: разница в стоимости — $1000 (8 100 грн.). Бензиновая версия потребляет 13,6 л, дизельная — 10,3 л на 100 км. Разница на 1 км составляет 0,48 грн., а разница в стоимости версий окупится за 17 тыс. км.

Mercedes-Benz: многие модели с дизельным двигателем изначально дешевле на $2-3 тыс.

И заметьте: период окупаемости «дизеля» во всех примерах «вписался» в гарантийный период. Соответственно, в оставшийся гарантийный период многие неисправности все еще подпадают под разряд гарантийных (внимательно читайте условия гарантии!). Т.е. дорогостоящий ремонт не ожидается, но «дизель» позволяет еще и экономить топливо.

Сравнительная таблица

Дизельный двигатель

Бензиновый двигатель

Плюсы

Минусы

Экономичность. Потребляет на 15-20% меньше топлива

Потребляет больше топлива

Надежность и долговечность

Срок службы меньше

Дизтопливо дешевле на 10-15%

Бензин дороже

Хорошо показывает себя на бездорожье

Для успешного преодоления бездорожья потребуется более мощный двигатель

Минусы

Плюсы

Автомобиль на $1,5-2 тыс. дороже

Автомобиль на $1,5-2 тыс. дешевле

Обслуживание на 15-20% дороже

Обслуживание дешевле

Работает громче

Работает тише

Нужно следить за сезонностью топлива

Не нужно следить за «летним» и «зимним» топливом

Хуже динамика на высоких скоростях

Лучше динамика на высоких скоростях

Необходимо использовать только качественное топливо

Двигатель более терпим к «бодяге»

Общее

Общее

Плохое топливо быстро выводит форсунки из строя

Плохое топливо тоже выводит двигатель из строя

Турбированные двигатели практически уравнивают динамические показатели с оппонентом

Турбированные двигатели практически уравнивают динамические показатели с оппонентом

Итог

Применение турбины практически уравнивает динамические показатели обоих типов двигателей

У каждого типа двигателя есть свои преимущества и недостатки, при чем разница между их характеристиками становится все менее заметной. При этом оставшиеся различия уже можно отнести просто к разделу «особенностей».

Топливная экономичность у «дизелей» присутствует, но в долговременной перспективе (150-200 тыс. км) может быть нивелирована стоимостью ремонта, который позволит бесперебойно работать двигателю еще 100-150 тыс. км. Но, конечно, придется внимательно следить за качеством топлива.

В общем, можно заключить, что выбор между бензиновым автомобилем и «дизелем» зависит во многом от личных предпочтений будущего владельца и условий эксплуатации. Перед выбором типа двигателя ответьте для себя на вопросы:

  • Что для вас важнее — возможность передвигаться по бездорожью или динамика на высоких скоростях?
  • Всегда ли вы сможете добраться до качественных АЗС (и оплачивать качественное горючее)?
  • Не будете ли вы забывать о сезонности топлива?
  • После этого — сядьте и посчитайте (алгоритм приведен выше) — за сколько времени/тыс. км окупится именно ваш автомобиль.
  • Затем еще раз перечитайте эту статью.

И только после этого можно решить — подходит ли дизельное авто именно вам.

А что касается ответа на вопрос, вынесенный в заголовок: если купить «дизель» осознанно, зная его особенности и воспользовавшись калькулятором — все будет хорошо! То же касается и бензинового автомобиля.

You may also like...