Невежество и глупость как политика государства: в Крыму за каждый шаг в лесу придется заплатить

В Крыму власти хотят обложить налогами сбор ягод, грибов и прогулки по лесам. Сказка «Чипполино» скоро будет звучать на Украине как политический памфлет с революционным уклоном.

Совмин Крыма разработал проект постановления, согласно которому с населения предлагается брать деньги за использование природных ресурсов. В документе предлагается установить ставки на выпас скота, сбор дикорастущих трав, ягод и грибов. Предлагается брать деньги за прогулки по лесу, парковку автомобилей рядом с местами отдыха, а также взимать плату за любительскую видеосъемку и фотоохоту в лесу. Официальная легенда — «увеличение поступлений в бюджет и более рациональное использование лесных ресурсов».

В документе приведены расценки. Заготовка сена — $5/тонна с гектара, выпас скота на земельных участках лесного фонда – от $40 за корову до $18 за ягненка в год с головы. Сбор «лесных даров» — от $0,25/кг за растения до $1 за килограмм орехов. Турфирмы обяжут платить по 15 долларов за километр пешеходных и велосипедных троп. Организация «фотоохоты и записи голосов птиц и животных в сопровождении должностного лица лесной охраны» обойдется в $14 с человека в день. Организацию любительской видеосъемки в сопровождении работника лесной охраны – $18 с человека в день.

Это не бред. Это документ, который Верховный совет полуострова (в котором 80% мест принадлежит правящей Партии регионов) будет рассматривать на ближайшей сессии.

Понять, что происходит на самом деле несложно. Крым – это дотационный регион, так и не научившийся зарабатывать себе на жизнь. При этом чиновники полуострова до сих пор не могут избавиться от главной иллюзии – что Крым обречен быть курортом. Они вводят туристические сборы, устраивают шаманские камлания по поводу курортного сезона и радостно рапортуют о дополнительно приехавших на полуостров статистических погрешностях. Они не как не возьмут в толк одного – заработать на туристах Крым не сможет. Никогда.

Потому что нельзя за счет курорта вывести на самоокупаемость территорию, где купаться можно 70 дней в году, а ходить в шортах – 85. Где нет условий для горнолыжного спорта, а местные горноспасатели по бедности ездят круглый год на летней резине. Потому что это почти нереально в стране, где вице-премьер Борис Колесников лоббирует интересы крупнейшего авиамонополиста и закрывает вход на рынок лоукостерам, ставя в качестве условия их допуска на рынок — введение безвизового режима между Евросоюзом и Украиной. Тогда уж проще не мелочиться и сразу требовать в качестве критерия вступление страны в ЕС.

Местные власти наследуют практику глупости. Вместо того, чтобы лоббировать ввод режима «открытого неба», они создают республиканскую авиакомпанию из двух самолетов. После того, как авиакомпания «Крымские зори» (кстати, как вам название?) почила в бозе, они взялись за создание организации «Крымприрода» — для того, чтобы проводить экспертизы во всем, что касается природной среды.

Было бы неверным утверждать, что в основе этих решений лежит глупость. На самом деле речь идет лишь о дополнительных способах распила регионального бюджета. А потому попытки растолковать властям, что функции «Крымприроды» давно выполняет Республиканский комитет по охране окружающей природной среды – не нашли ни малейшего отклика. Они и сами все понимают, просто их мотивация лежит в плоскости увеличения личного, а не коллективного блага.

На самом деле доля курортного сезона в сводном бюджете Крыма занимает менее 10%. Но, судя по всему, чиновники убеждены в том, что это происходит лишь потому, что налогами обложены еще не все леса, водоемы и пляжи. Отсюда и новая инициатива – делать деньги на природном потенциале полуострова.

Если говорить прямо, то нагрузка на крымскую экосистему и впрямь велика. Пастбища степного Крыма съедены, продуктивность земель падает. В итоге страдает и почвообразование, и леса, и горы. В советское время эксплуатация экосистемы региона хоть как-то компенсировалась соответствующими мерами – но после капитальной деиндустриализации 90-х все те субъекты, которые занимались рекультивацией, сгинули. А оставшиеся наедине с разрухой крестьянские хозяйства были вынуждены перейти на экстенсивное потребление природных богатств. Не вкладывая ничего в их обновление.

Сегодня в украинском законе «О растительном мире» предусмотрено два режима использования природных ресурсов – общий и специальный. Первый касается рядовых граждан, собирающих грибы для личных закаток на зиму, а второй – коммерческих предприятий, ставящих тот же сбор трав или ягод «на поток». По словам биолога Дмитрия Епихина, новая инициатива крымского Совмина касается именно второй группы потребителей – тех, что до недавнего времени просто получали лимиты на сбор. По его словам, идет речь лишь о введении правил игры для предпринимателей, делавших бизнес на стремлении курортников увезти с собой «крымский чай» или набор лекарственных трав.

С этим еще можно было бы согласиться, но суть происходящего вряд ли лежит в области хозяйственного подхода. Только наивный романтик будет полагать, что собранные средства будут направлять на рекультивацию экосистемы или уборку лесов вдоль тех самых «автомобильных, мотоциклетных и пеших маршрутов», за эксплуатацию которых предлагается взимать средства с турфирм.

Даже если представить, что весь этот новый прейскурант и впрямь не коснется рядового крымчанина или гостя полуострова, а затронет лишь частных предпринимателей, то это не меняет сути дела. Лесники так и продолжат жить на копейки, покупая бензин за счет «левой» торговли дровами.

Пожарники будут выезжать на вызовы на 40-летней технике, а горы мусора будут продолжать скапливаться в лесных массивах. В то, что собранные средства пойдут в бюджет развития, а не будут распилены в рамках очередной организационной потемкинской деревни (вроде упоминавшейся выше авиакомпании) вряд ли верят даже сами крымские регионалы. Просто власти полуострова нашли очередной способ для эксплуатации крымской природы – и того малого бизнеса, что еще пытается выживать в укорененной системе клептокапитализма.

Превратить полуостров из дотационного края в регион-донор способно лишь умение смотреть фактам в лицо. А они просты: без новой индустриализации, без возрождения сельского хозяйства, без обновления санаторного потенциала Крым обречен на увядание.

Но, чтобы заниматься подобной деятельностью, нужны те, кто не будет ощущать себя временщиком, получившим регион в личное кормление. Вряд ли экс-глава МВД Украины и нынешний глава Совмина полуострова Анатолий Могилев вообще будет вспоминать о Крыме после того, как его отправят в почетную (или не очень) ссылку. Он не тратит свое настоящее, чтобы заботиться о будущем Крыма. Он тратит крымское настоящее, чтобы не переживать о своем послечиновничьем будущем. И не он один.

И вот это хуже всего. Потому что не страшно, если в твоей стране президент или чиновники говорят с ошибками. Плохо, если они с ошибками думают.

Автор: Павел Казарин, Росбалт 

You may also like...