Авиабилеты: откуда берутся эти цены?!
Не так много в мире фактов, которые нельзя было бы рационально объяснить. Одним из них является принцип формирования цен на авиабилеты. Притом не только в Украине.
«…в этот край далёкий только самолетом можно долететь»
Те, кто старше сорока, помнят, что чуть ли не на каждой афишной доске областного центра в СССР висело расписание рейсов из его аэропорта. И не только время вылета-прилета там сообщалось отдельной строкой, но и стоимость билета. Например, в 80-е годы из Харькова в Киев и Липецк можно было долететь за 15 рублей, в Москву — за 18, в Ленинград — за 28. Цены не менялись десятилетиями. Даже самые рьяные антисоветчики ностальгируют по той авиации, которая была доступной и всепроникающей. Да, можно было тогда «зависнуть» в аэропорту, но эти издержки все равно были меньше, чем путешествие поездом или автостопом. А что, сейчас зависнуть нельзя? Только тогда еще на некоторые направления трудно было взять билет по причине большого количества желающих, а теперь — просто по причине отсутствия таких рейсов.
Тайланд является одной из лучших туристических стран. Есть варианты транзитного перелета в Бангкок у Turkish Airlines — через Стамбул, у «Туркменских авиалиний» — через Ашгабат, у «Трансаэро» и «Аэрофлота» — из Москвы. Фото: tyr-tailand.ru
Например, я отбросил идею съездить в гости в Санкт-Петербург. Сутки в поезде в одну сторону — непозволительная роскошь для тех, кто привык ценить своё время. Прямого авиарейса из Харькова (в советское время таких было три в день) нет и не предвидится. Лететь через Киев, Москву или Белгород дорого, а вполне вменяемый по цене полет через… Стамбул (расстояние, замечу, втрое длиннее, чем при прямом рейсе) ожидается не раньше следующего квартала.
«Но ежели постараться, можно и за пять…»
Но даже туда, куда можно долететь прямо, билет на один и тот же рейс можно купить за цены с пятикратным разбросом. Приходя в авиакассу или турагентство, ты начинаешь вести с кассиром диалог, напоминающий сцену с ремонтом кареты из фильма М. Захарова по пьесе Г. Горина «Формула любви»:
«— Починить сможешь?
— За день сделаю.
— А за два?
Степан глянул на барина, перевел взгляд на карету:
— Можно и за два.
— А за пять?
Степан задумчиво почесал в затылке:
— Трудновато, барин. Но ежели постараться, можно и за пять…
— А за десять дней? Степан аж крякнул:
— Ну, барин, тут тогда самому не справиться. Помощник нужен. Хомо сапиенс!»
Только с турагентом и кассиром мы ведем его в обратном порядке, в сторону уменьшения цены. И как проверишь правоту собеседника, предлагающего что-то сложное и дорогое?
Открыть сайт самого турагентства, например. Как правило, он совпадает с тем, что говорят в офисе. Хотя могут и промолчать насчет цены. У конкурентов (благо, агентств много) та же картина.
Можно зайти на сайт самой авиакомпании. Однако там зачастую цены оказываются дороже и информация неполная: не указываются некоторые сборы, которые входят в стоимость билета. Зато там можно наверняка узнать, когда и куда будет акция, чтобы, придя к турагенту, выбрать целенаправленно тот вариант, который дешевле или удобнее. Авиакомпании ориентированы на индивидуального пассажира. Что касается туристических агентств, тут есть несколько факторов. Около 1000 грн. можно сэкономить на авиабилете в Европу, если вы бронируете турпакет (перелет и гостиницу).
И все же — из чего складывается цена билета?
— Из тарифа авиакомпании, куда входят эксплуатационные расходы, керосин и прочие абсолютно необходимые в полете вещи.
— Из классности места. Есть в самолете бизнес-класс и эконом-класс и отличаются они качеством обслуживания.
— Из оплаты еды, багажа и др. необходимых в полете вещей (подробнее об этом дальше).
— Из аэропортового сбора, разного в разных странах и городах (в некоторых аэропортах его предлагают оплатить на месте и поэтому об этом нужно спросить турагента). В соответствии с рекомендациями ВТО туристы не должны облагаться налогами, сборами, пошлинами при въезде-выезде, кроме таможенных пошлин и налогов на добавленную стоимость по определенным товарам и их количеству.
— Из интереса продавца, но он, как правило, практически незаметен в общей стоимости билета. Конкуренция на рынке не дает продавцам наглеть.
— Из даты вылета. Для каждого направления существует своя сезонность. Если брать европейское направление, то летом билеты несколько дороже, чем зимой. Новый год, 8 Марта, майские праздники, летние каникулы — это высокий сезон. Что касается азиатских направлений, сезон начинается в ноябре и заканчивается в апреле.
— Из того факта, регулярный рейс или чартерный. Второй дешевле как правило, но существует только на самых востребованных направлениях. Например, на морские и горнолыжные курорты.
Бывают и акции у авиакомпаний, когда появляются дешевые билеты. Их можно отследить, если целенаправленно искать. В отличие от других стран, в Украине нет такой практики, чтобы делали ночные распродажи. Сервисный сбор не зависит от времени суток.
Министр инфраструктуры Украины Борис Колесников заявил, что с 27 марта будет отменен НДС на авиационное топливо и на продажу авиабилетов внутри страны: «Что касается снижения цен на авиабилеты — все, что зависит от государства, оно сделает. Вопрос в другом — нет конкуренции настоящей. Внутри страны никто не хочет летать».
Что такое лоу-кост?
И тем не менее, во всем мире авиация — не роскошь, а средство передвижения. Летают и богатые, и бедные. Доступность полетов обеспечивают Бюджетные авиакомпании (дискаунтеры, лоу-кост-авиакомпании). То есть те, которые предлагают низкую плату за проезд в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг.
Типичная модель лоу-кост-авиакомпании обычно (но не всегда) включает такое:
— один тип самолёта (обычно A320 или Boeing 737), что позволяет сокращать издержки на подготовку персонала и обслуживание техники;
— минимальный набор дополнительного оборудования в самолёте, отсутствие развлекательных видеопанелей, AVOD, систем цифровой связи пилотов с землей и т. д., что делает стоимость машины ниже и уменьшает её вес и расход топлива;
— прямые продажи билетов, особенно через интернет, с целью избежания выплат комиссионных агентам и системам резервирования;
— использование дешевых, менее заполненных вторичных аэропортов и отправление рано утром или поздно вечером с целью избежания возможных задержек из-за загрузки воздушного пространства («воздушных заторов»), а также с целью экономии за счёт более низких аэропортовых сборов;
— сокращение набора услуг, предоставляемых пассажирам на борту самолета, исключение из этого набора услуг, которые в других авиакомпаниях являются стандартными (например, провоз багажа и раздача пассажирам прохладительных напитков и питания), перевод таких услуг из включенных в стоимость билета в разряд оплачиваемых отдельно.
В Украине на октябрь 2012 года представлено 6 таких авиакомпаний: Air Arabia, Flydubai, Norwegian Air Shuttle, Onur Air, Pegasus Airlines и Wizz Air. И из Харькова можно с одной пересадкой относительно недорого попасть во многие города и страны. Только раньше это был Третий Рим (Москва), а теперь — Второй (Стамбул). И слетать туда оказывается иной раз дешевле, чем добраться в Первопрестольную в плацкартном вагоне. И где тут логика?
Автор: Дмитрий Губин, ВРЕМЯ
Tweet