Как защитить свои интересы при получении некачественных товаров или услуг

Любой договор, который ставит потребителя в невыгодное положение по отношению к продавцу или который ограничивает права потребителя, которые закреплены в законе «О защите прав потребителя», может быть признан судом недействительным или является ничтожным.

 Недавно одна моя знакомая, которая переехала жить в Америку, опубликовала в соцсети такое заявление: «Вчера получила письмо от HYUNDAI. Так как они указали расход в рекламе с небольшой погрешностью, на протяжении всей жизни моей машины будут выплачивать компенсацию за экстрабензин + 15% сверху! И тааааак извинялиииись! Как же приятно, что в Америке так заботятся о правах потребителя. У нас, наверно, будут эти компенсации отмываться дилерскими, если Корея вообще будет России и Украине платить. Грусть»

Этот случай заставил в очередной раз задуматься о причинах столь низкого уровня защиты прав потребителей в нашей стране. Среди внешних причин такой комплексной проблемы можно назвать экономические, политические и экологические. На них обычный гражданин вряд ли может повлиять.

Однако, существует еще такой важный фактор, как низкий уровень правовой культуры населения. Именно последняя из перечисленных причин является той, над которой может и обязан работать каждый из нас.

Итак, обратимся к Закону Украины «О защите прав потребителя». В последние годы идет активная работа как государства, так и общественных организаций, по доведению до ведома потребителей их прав и методов защиты этих прав в случае их нарушения. Однако по-прежнему остаются аспекты, требующие отдельного внимания.

Например, при заключении договора очень часто случается так, что одна из сторон (уже после его подписания) внимательнее вчитывается в него и понимает, что попала… или может попасть в очень невыгодное положение.

При этом факт заключения договора создает впечатление, что отказаться от его условий можно только выполнив пункт о выплате неустойки, штрафа и т.д.

Исходя из этого, хотим напомнить, что, согласно Гражданскому кодексу Украины, одним из способов защиты гражданских прав и интересов может быть признание сделки недействительной.

Низкий уровень правовой культуры населения во многом объясняет слабость защиты прав потребителей

Итак, а действителен ли заключенный Вами договор?

В статье 18 Закона Украины «О защите прав потребителей» говорится, что «Продавец не должен включать в договоры с потребителем условия, которые являются несправедливыми».

А несправедливыми они будут, если вопреки принципу добросовестности их следствием является существенный дисбаланс договорных прав и обязанностей во вред потребителю.

Законом предусмотрен ряд характеристик условий договора, которые являются несправедливыми по отношению к потребителю. Некоторые из них либо не встречаются на практике, либо встречаются крайне редко. В то время как другие несправедливые условия договора довольно часто содержатся в сделках, которые нам предлагают.

Если положение договора признано несправедливым, включая цену договора, такое положение может быть изменено или признано недействительным.

Также необходимо помнить о последствиях признания судом сделки недействительной. В Гражданском кодексе об этом говорится так: «Недействительная сделка не создает юридических последствий, кроме тех, которые связаны с ее недействительностью».

В случае недействительности сделки любая из сторон обязана возвратить второй стороне в натуре все, что она получила на момент ее заключения. А если это сделать нельзя, например, была предоставлена услуга, тогда возмещение происходит в денежном выражении.

Важно заметить, что закон разделяет понятия «недействительный договор» и «ничтожный договор». Ничтожный договор является таким по определению и не требует доказательства факта своей «ничтожности» в суде. Так вот, тут дело обстоит еще лучше. Статья 698 Гражданского кодекса Украины прямо определяет: «Условия договора, которые ограничивают права покупателя-физического лица сравнительно с правами, установленными этим Кодексом и законодательством о защите прав потребителей, являются ничтожными».

Таким образом, любой договор, который ставит потребителя в невыгодное положение по отношению к продавцу или который ограничивает права потребителя в сравнении с тем объемом прав, который закреплен в законе «О защите прав потребителя», может быть признан судом недействительным или является ничтожным.

Поэтому крайне важно знать свои права потребителя, чтобы иметь возможность оценить договор, который вам предлагают, по критерию объема предоставленных вам прав.

Несправедливыми являются, в частности, условия договора, предусматривающее следующее:

1) жесткие обязанности потребителя, тогда как предоставление услуги обусловлено только собственным усмотрением исполнителя;

2) возможность продавца (исполнителю, производителю) не возвращать деньги потребителю при его отказе заключить или выполнить договор, в котором не указано право потребителя на получение соответствующей компенсации от продавца (исполнителя, изготовителя) в связи с расторжением или невыполнением ним договора;

3) уплата потребителем непропорционально большой суммы компенсации (более пятидесяти процентов стоимости продукции) в случае невыполнения им обязательств по договору;

4) право продавца (исполнителя, производителя) расторгнуть договор с потребителем по собственному усмотрению, если потребителю такое право не предоставляется;

5) право продавца (исполнителя, производителя) не возвращать средства на оплату предоставленной продукции в случае расторжения договора по инициативе продавца (исполнителя, изготовителя);

6) право продавца (исполнителя, производителя) расторгнуть договор, заключенный на неопределенный срок с потребителем без уведомления об этом, кроме случаев, установленных законом;

7) предоставление незначительного срока для предоставления потребителем согласия на продление действия договора, заключенного на определенный срок, с автоматическим продлением такого договора, если потребитель не выразит соответствующего намерения;

8) обязательные условия для потребителя, с которыми он не имел реальной возможности ознакомиться перед заключением договора;

9) право продавца (исполнителя, производителя) в одностороннем порядке изменять условия договора по собственному усмотрению или на основаниях, не указанных в договоре;

10) право продавца (исполнителя, производителя) в одностороннем порядке изменять характеристики продукции, являющейся предметом договора;

11) возможность продавца (исполнителя, производителя) увеличивать цену без предоставления потребителю права расторгнуть договор, не согласившегося на эти изменения;

12) право продавца (исполнителя, производителя) определять соответствие продукции условиям договора или предоставления ему исключительного права относительно толкования договора;

13) право продавца (исполнителя, производителя) передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу, если это может стать следствием уменьшения гарантий, возникающие по договору для потребителя, без его согласия.

Перечень несправедливых условий в договорах с потребителями не является исчерпывающим.

 

Автор: Анастасия Селейман, старший юрист ЮК «АТЛОН», КОНТРАКТЫ

Читайте также: