Море спит, а враг не дремлет: Как пограничники из Керчи и Севастополя патрулируют Азовское море

В марте личный состав Керченского отряда морской охраны передислоцировался в Мариуполь. Этих людей объединили в Мариупольский отряд морской охраны, который патрулирует территорию от Арабатской стрелки до границы с Россией. Из аннексированного Крыма бойцы попали, фактически, в прифронтовую зону.

Мариупольский отряд, хотя и создан был 1 апреля, выполняет серьезную работу. Например, уничтожает дронов, заброшенных неизвестно кем, и контролирует, чтобы оружие и боевики не добрались до Украины по морю. Бойцы Мариупольского отряда рассказали об осаде в Крыму, коварном Азовском море и своей ночной философии.

ТРИ НЕДЕЛИ ОСАДЫ

«Мы — люди военные. Получили команду, взяли необходимое и на кораблях и катерах вышли в море. Наши люди постепенно сюда переехали. Это как перебазирование военной части, — начинает рассказ командир Мариупольского отряда морской охраны, капитан 1-го ранга Юрий Лошак. — Из нашего отряда половина осталась в Крыму. Это, в основном, контрактники и местные — из Севастополя, Керчи».

Заместитель командира Мариупольского отряда по материально-техническому обеспечению,  капитан 1-го ранга Александр Кирющенко ярко помнит, как осаждали пограничников в Керчи. В феврале прошлого года украинские офицеры начали покидать место, где стоял отряд, а Александр с товарищами еще три недели оборонял военный городок. В конечном итоге, часть захватили — как оказалось, спецназ ФСБ России.

«После захвата началась широкая агитационная работа, — вспоминает Александр Кирющенко. — На общем собрании части выступал российский агитатор, свого рода хозяин положения, заманивал. Якобы будем служить в лучшей армии мира, с лучшим снабжением и достойной зарплатой. Обещал от двух тысяч долларов в месяц простому контрактнику, жен-красавиц российских и все такое». В основном, изменили присяге рядовые, которые служили по контракту.

КОМАНДИР МАРИУПОЛЬСКОГО ОТРЯДА МОРСКОЙ ОХРАНЫ ЮРИЙ ЛОШАК ОТМЕЧАЕТ: «ВОЕННЫЕ ПРИНИМАЛИ ПРИСЯГУ, ЧТОБЫ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ ВСТАТЬ НА ЗАЩИТУ НАШИХ ЛЮДЕЙ И ГОРОДОВ. ЭТО ВРЕМЯ ПРИШЛО» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО МАРИУПОЛЬСКИМ ОТРЯДОМ МОРСКОЙ ОХРАНЫ

 Пограничники из Керчи готовились защищать свою часть, но руководство решило иначе. Да и часть располагалась в центре города, поэтому во время вооруженного противостояния могли пострадать гражданские. Говорит Юрий Лошак: «Нам сообщили, что необходимо выйти в море, а затем пришел приказ о передислокации. Даже не догадывались, что может быть такая ситуация: выйдем из Керчи, и оттуда — в Мариуполь».

Постоянно шутит заместитель командира Мариупольского отряда морской охраны по работе с персоналом, капитан 1-го ранга Юрий Алейников. Ранее мужчина работал в Балаклаве. Он отслужил 22 «календаря»  — то есть, 22 года, а с таким стажем ко всему адаптируешься быстро. «Многие из нашего Севастопольского отряда уволились, кто-то вышел на пенсию. Как ни странно, из Западной Украины кто-то остался в Крыму. При чем, эти люди говорили только на украинском, русского и не знали. С донецкими пограничниками у нас полное понимание. Такие же люди, как и мы. Только форма у нас черная, а у них зеленая», — говорит Юрий Алейников.

МОРЕ СПИТ, А ВРАГ НЕ ДРЕМЛЕТ

Максимальная глубина Черного моря — около 2,5 километров, Азовского — 14 метров. Азовское море мелкое, но коварное: здесь быстро изменяется погода. «Рыбак выходит в море на резиновой лодке. Погода идеальная, солнце светит. Вдруг поднимается северо-восточный ветер, и лодку сносит в открытое море, — говорит командир Мариупольского отряда морской охраны Юрий Лошак. — Также много «банок»     — то есть, мелей. Идешь на катере, глубина 3-5 метров, и вдруг — полметра. Если не знаешь карту, работать трудно».

В кабинете, где мы разговариваем с пограничниками, кто-то постоянно бубнит по рации. Обычно военные патрулируют на катерах, но зимой Азовское море покрыто льдом. Поэтому Донецкий пограничный отряд фиксирует любые движения на море с помощью радиолокационных станций, тепловизоров, видеокамер, а затем необходимую информацию передают в Мариуполь.

МЫ ПОДАРИЛИ ПОГРАНИЧНИКАМ НОВИНКИ ИЗ БИБЛИОТЕКИ «ДНЯ». ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДИРА МАРИУПОЛЬСКОГО ОТРЯДА ПО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ АЛЕКСАНДР КИРЮЩЕНКО УБЕЖДЕН: «МНОГИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЕЩЕ НЕОБХОДИМО ОСВЕТИТЬ. ПОТОМУ ЧТО НАРОД, КОТОРЫЙ ЗАБЫВАЕТ СВОЮ ИСТОРИЮ, ТЕРЯЕТ БУДУЩЕЕ» / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

На новом месте крымские пограничники получили боевое оружие. Иногда приходится стрелять на предупреждение. Каждую лодку тщательным образом осматривают, чтобы там не перевозили боевиков или снаряды. Это необычно, потому не все сразу останавливаются для проверки — приходится стрелять в воздух.  «Когда впервые применили оружие, волновались. Потом поняли — ситуация кардинально изменилась. Все нужно контролировать. Также запретили рыбакам ночные выходы».

Иногда над акваторией Азовского моря появляются беспилотники — бывает до восьми аппаратов за ночь. Иногда их подбивают из оружия. Заместитель командира Мариупольского отряда морской охраны, капитан 1-го ранга Николай Левицкий поразил один из беспилотников. «Увидел над морем объект. Мы с командой открыли артиллерийскую установку. Беспилотник потух, и мы решили, что сбили его. Обломков, правда, не нашли».

Весной в Мариуполе крымские пограничники снова увидели агрессию, которую спровоцировала Россия. «Полтора месяца так называемая «ДНР» бесчинствовала. Никто здесь ничего не делал, понемногу сдавали город, — признается командир Мариупольского отряда Юрий Лошак. — В это время мы просто несли службу, были в море, заходили в порты на дозаправку. Вообще, обстановка в Крыму и на Донбассе отличается кардинально. В Крыму не было никаких боевых действий. Здесь погибают люди: и военные, и гражданские».

После боев в мае, житенли Мариуполя изменились. Юрий Лошак вспоминает, как люди рыли окопы и блиндажи, чтобы защищать город от боевиков. Многие пошли в добровольческие батальоны. Обращались и к пограничникам     — хотели помочь в работе. Такие помощники из гражданских есть у тех, кто охраняет сухопутные границы.

КАК НЕ СТАТЬ «ШАРИКОМ-ВАЛИКОМ»

В августе прошлого года катер морской охраны Мариупольского отряда обстреляли. Плавсредство затонуло, семеро человек получили ранения, двое до сих пор числятся пропавши ми безвести. «Когда спасали бойцов, в любой момент могли снова открыть огонь по нашим катерам. Но матросы не отказывались выйти в море, действовали смело и профессионально, — гордится Юрий Лошак. — У моих подчиненных теперь больше патриотизма. В конечном итоге, военные и принимали присягу, чтобы в любой момент стать на защиту наших семей, людей и городов. Это время наступило. Не готовые к этому покинули наши ряды».

ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДИРА МАРИУПОЛЬСКОГО ОТРЯДА МОРСКОЙ ОХРАНЫ НИКОЛАЙ ЛЕВИЦКИЙ CБИЛ ВРАЖЕСКИЙ БЕСПИЛОТНИК. ТАКИМ ПОЧТИ ОБЫДЕННЫМ ДЛЯ ПОГРАНИЧНИКОВ ДЕЛАМ НАЙДЕТСЯ МЕСТО В КНИГАХ О НАШИХ ПОДВИГАХ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День» 

Некоторые крымские пограничники уволились уже в Мариуполе. «Кто-то определился по жизни и тверды в решениях, а кто-то катится шариком-валиком. Мы с напарниками в длинных ночных патрулях ведем об этом беседы. Нужно работать с молодежью при отборе в военные училища, когда формируется личность, — рассуждает Александр Кирющенко. — Мы нивелируем институт семьи. Когда родители постоянно на работе, интернет и улица — главные воспитатели. Человек растет, а у него ни четкой жизненной позиции, ни убеждений. Грубо говоря, кусок мяса ходит по улице».

Александр все вспоминает три недели осады в Крыму. Мужчина удивляется, как быстро изменился народ. Незадолго до конфликта бабушки и дедушки приветствовали пограничников на городских праздниках, угощали их, радовались защитниками. Вдруг эти же люди прибежали в военный городок, кричали с вытаращенными глазами, чтобы бойцы включили свет, чтобы их скорее убили. «Неужели так скатились за 200-300 гривен прибавки к пенсии? Ведь, на так называемом «референдуме» голосовали за дешевую колбасу и надбавку к зарплате, — удивляется Александр Кирющенко. — И сейчас выросло поколение почти без идеи. Советская система исчезла, а украинская не пришла».

Чтобы поддержать боевой дух пограничников, «День» подарил Мариупольскому отряду морской охраны альбом «Люди Майдану. Хроніка», издание «Украина Incognita. ТОП-25» и сборник книг «Підривна література». Бойцы пограничной службы обрадовались сюрпризу. Александр Кирющенко комментирует: «В настоящее время мы пытаемся из разных источников восстановить историю. И много вопросов из этой темы еще необходимо осветить. Потому что народ, который забывает свою историю, теряет будущее».

Автор: Мария ПРОКОПЕНКО, Киев — Мариуполь — Киев, «День»

You may also like...