Эволюция зла. Откуда в нас темная сила?

Кажется, что зло присуще человеку и окружает нас. Геноцид. Террористы-смертники. Убийцы-насильники. Жестокие бытовые преступления. Но если человек произошел от обезьяны, а та от более простых организмов, можно ли допустить, что, как и все в природе, зло эволюционирует? Другими словами, темная сторона родилась в нас или передалась по наследству?

На эти вопросы отвечает материал BBC.

Зло можно определить как намеренные действия одного существа, которые причиняют страдания или вред другому, при этом принося пользу (удовлетворение) первому. В 2002 году американские психологи Делрой Паулюс и Кевин Уильямс опубликовали работу, в которой выделили три категории таких действий: макиавеллизм (манипулирование, корысть, избирательное игнорирование морали), психопатия (антисоциальное, бездушное и безжалостное поведение) и нарциссизм (самовлюбленность и отсутствие эмпатии). Десятилетие спустя Паулюс превратил эту триаду в тетраду, добавив к ней «каждодневный садизм» (получение удовольствия от жестокости).

Каждый из этих типов поведения не только характерен для людей, но и встречается у животных.

Макиавеллизм

Макиавеллизм, который предполагает использование хитрости для достижения результата, – обычная часть политической жизни. Но такую жизнь ведут не только люди. Так, макиавеллизм встречается у обезьян. В ходе 20-летних наблюдений за сообществами макак-резусов биолог Чикагского университета Дарио Маэстрипьери установил, что не только самцы используют тактику запугивания и насилие, чтобы сохранить спальные места, самок и запасы пищи. Самки также прибегают к обману, спариваясь с конкурентами альфа-самца за его спиной, чтобы таким образом обеспечить свое будущее на случай смерти альфа-самца или потери им влияния.

При этом биолог подчеркивает, что макиавеллизмом отличались не отдельные обезьяны, которые были коварнее других, – эта черта проявлялась у каждой особи. И хотя это стратегия не без издержек (за хитрость или жестокость по отношению к детенышам у макак-резусов наказывают), преимущества, которые она дает, похоже, перевешивают недостатки.

С этим можно поспорить, но зачатки макиавеллизма можно отыскать и у более простых животных. Многие виды насекомых научились «подделывать» окраску других видов, чтобы не быть съеденными хищником, маргай (длиннохвостая кошка) имитирует писк раненого детеныша обезьяны тамарина, чтобы приманить жертву, а рыбы-удильщики (морские черти) имеют видоизмененный спинной плавник, похожий на червяка, который служит приманкой для мелких рыб, добычи удильщикообразных. Словом, намеренный обман во имя собственной пользы имеет глубокие эволюционные корни – это стратегия выживания.

Психопатия

Поразительно, но некоторых животных можно назвать неприятными личностями. Среди тех же приматов встречаются особи, которые производят на наблюдающих за ними людей впечатление подлых, противных и жестоких, а известный британский приматолог Джейн Гудоллописывала двух самок шимпанзе, мать и дочь по кличкам Пэшн и Пом, которые систематически убивали и съедали собственных детей на протяжении четырех лет. Самцы-шимпанзе известны своей жестокостью, в том числе по отношению к молодняку, но для самок такое поведение нетипично.

Можно ли назвать таких животных психопатами? Ученые пришли к выводу, что да. Психологи Питер Буирски и Роберт Платчик в 1991 году составили индекс эмоций (Emotions Profile Index) для Пэшн и Пом и пришли к выводу, что поведение шимпанзе можно считать девиантным. Другое исследованиегруппы шимпанзе в 1999 году показало, что среди животных присутствуют те же психопатические черты, что можно выделить у людей, в частности рискованность и отсутствие великодушия по отношению к членам группы. Что интересно, у самцов шимпанзе они проявлялись заметнее, чем у самок, – этим же отличаются и человеческие популяции.

Психопатическое поведение с некоторыми оговорками выявили и у дельфинов. Британские исследователи обнаружили на побережье Шотландии морских свиней с ранами, нанесенными афалинами. Их заключение: «была пара сумасшедших дельфинов, отравившихся или страдающих психозом». У афалин также встречаются случаи убийства детенышей. Впрочем, ученые до сих пор спорят, следует ли считать такие виды агрессии психопатией или борьбой за выживание.

Садизм

Садизм в каждодневной жизни определяется психологами как получение удовольствия от жестокости и может быть способом сохранять власть. Такое поведение демонстрировал, например, князь Валахии Влад Дракула, насаживавший своих врагов на колья и оставлявший их у границ своего княжества, чтобы отпугнуть потенциальных завоевателей.

Проявляется ли садизм у животных? Некоторые ученые считают, что да. Так, те же дельфины иногда проплывают под самой поверхностью воды, выталкивая вверх и пугая сидящих на ней чаек. Как классифицировать такое поведение – как издевательство или просто игру, в которой чайки подвернулись случайно, биологи пока не разобрались, потому что мы не знаем, осознают ли дельфины, что причиняют неудобство птицам. Известно также, что некоторые хищники играют со своей израненной жертвой, не убивая ее.

Вообще же, существуют предположения, что садизм в какой-то степени нужный эволюционный инструмент. Вышеупомянутый Делрой Паулюс, в частности, допускает, что особи-садисты – как у животных, так и среди людей – либо выполняют функцию «чистильщиков», избавляя популяцию от наименее адаптированных ее членов, либо «тренируют» участников сообщества, заставляя их всегда быть начеку и наготове.

Нарциссизм

Тщеславие и нарциссизм тоже сложно назвать исключительно человеческими чертами. Павлин распускает свой великолепный хвост, лиса выделяет феромоны, птичка шалашник выкладывает разноцветные лепестки и ракушки вокруг места для спаривания – все это нужно, чтобы привлечь противоположный пол. В какой-то степени нарциссизм, а также идущий с ним рука об руку эгоизм, нужен для выживания, причем это заметно и на уровне генов – даже они идут к цели «сохраниться на протяжении как можно большего числа поколений», порой в ущерб другим генам или организму хозяина.

Все составляющие «тетрады зла» могли быть эволюционным инструментом. Например, люди, отличающиеся макиавеллизмом или психопатией, могут (или по крайней мере могли ранее в истории) иметь больше половых партнеров, чем средние представители вида, – в конце концов, когда ты не способен к эмпатии, манипулировать партнером и заставить его подчиняться проще, заключает Паулюс. Даже садизм можно рассматривать как фактор, увеличивающий шансы на репродукцию: он дает власть, а власть дает возможность получить сексуального партнера.

Учитывая то, насколько тесно «зло» связано с эволюцией, даже удивительно, почему сегодняшний человек воспринимает его как что-то отвратительное, отмечает BBC. Это очень дискуссионный вопрос, однако он имеет право на существование. Нам кажется, что зло – это нечто противоестественное, но что если на самом деле наша темная сторона – не что иное, как природная и даже необходимая для успеха черта?

Перевод и адаптация:  Ира Соломонова,  SLON.ru 

You may also like...