«Агроспецсервис»: «бабло» молотят, «зелень» жнут…

Любопытная ситуация: в разное время Министерстве аграрной политики возглавляли представители разных политических сил, но никто из них почему-то не прикрыл «лавочку» под названием «Агроспецсервис», о которой давно ходят легенды. Выходит, чиновничьи проделки легко сочетаются с любой идеологией. Расскажем подробнее об этой «кормушке», потрусим «закрома» Родины… Смекалке и оборотистости разного рода начальников можно только позавидовать. Их пытливый ум и неуемная энергия, когда пахнет большими деньгами, создают такие схемы обогащения, что финансовые гении Запада просто отдыхают. Наши зарубежные партнеры любят тыкать нас носом в нашу же коррупцию, но, может, это от банальной зависти? Ну где еще можно встретить чиновников с такой «соображалкой»? Создавая под себя всевозможные структуры, контролируя финансовые потоки, «откаты» и все, что можно и чего нельзя, эти ребята демонстрируют высокий класс работы. Жаль, что только на себя, а не на державу. Но так уж они воспитаны…

КАК ЗАГНАТЬ «ЕДИНОЛИЧНИКА» В КОЛХОЗ

Позвонили из Броваров. Так, мол, и так, помогите отбиться от «Агроспецсервиса». Напишите статью. «Прессуют» местный рынок «Укркартофельпрома», под себя загоняют. Как? Уже несколько директоров сменили, чтобы поуступчивее кого найти. Додавят – станем просто филиалом. А потом, как всех, с молотка…

– А что за организация такая, «Агроспецсервис»? – интересуемся. – Имеет она какое-то отношение к Министерству аграрной политики?

– Это круче, чем Минагрополитики! Там крутятся такие деньги!..

Проблемами одного отдельно взятого Броварского аграрного рынка редакция заниматься не стала, поскольку, как оказалось, дело не в нем, а, вернее, не только в нем. Благодаря звонку из Броваров нам удалось «выйти» на некоторые источники в самом Министерстве агрополитики и выяснить, что же это за такая «крутая» структура – «Агроспецсервис», и почему ее так боятся?

Если коротко, все сущая правда: и структура серьезная, почти с неограниченными возможностями, и опасаться ее тем госпредприятиям, на которые положат глаз чиновники, действительно следует. «Проглотит» — и не заметишь. А потом, как нам и говорили, пустят с молотка. Просто схема такая. Что-то вроде сталинской коллективизации, когда единоличника загоняли в колхоз. Нечто подобное происходит и здесь. Не хочешь, а тебе говорят: надо! Не сумеешь защитить свои права в суде – лишишься юридической самостоятельности со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тот же Броварской аграрный оптовый рынок – это и магазины, и участок в четыре с половиной гектара в центре города. По самым скромным прикидкам, тянет на миллион долларов. Отгадайте с трех раз, какую судьбу уготовили этой структуре чиновники?

В распоряжении редакции — интересный документ. Это письмо Минагрополитики в Фонд госимущества Украины, датированное 1 августа 2007 года. Читаем: «Министерство аграрной политики рассмотрело письмо о предоставлении материалов относительно ликвидации госпредприятия «Броварской оптовый рынок» и сообщает… Приказами Министерства аграрной политики от 20.03.2006 №113 «О прекращении деятельности государственного предприятия «Броварской оптовый рынок» и от 13.12.2006 №764 «О внесении изменений и дополнений к приказу Минагрополитики Украины от 20.03.2006 №133» принято решение о ликвидации ГП «Броварской оптовый рынок. Во исполнение приказов в газете «Урядовый курьер» за 16 декабря 2006 года размещено объявление о ликвидации ГП.

Приказами председателя ликвидационной комиссии руководителя ГП «Броварской оптовый рынок» передать председателю комиссии по акту печать, штампы, финансовые и другие документы предприятия, а также создать инвентаризационную комиссию… Комиссия известила государственного регистратора о прекращении деятельности предприятия, проведена инвентаризация имущества и оно передано на баланс ГП «Агроспецсервис».

Такова схема «дерибана» госсобственности. Правда, в данном случае она дала сбой. Постановлением хозяйственного суда Киевской области от 10 января 2007 года по иску госпредприятия «Броварской оптовый рынок» к Минагрополитики о признании министерского приказа незаконным, его действие было приостановлено «до момента принятия судом решения по данному делу. Позднее Киевский межобластной апелляционный хозяйственный суд оставил это решение без изменений. «В связи с тем, что ликвидационная процедура не закончена, отчет о работе ликвидационной комиссии с копиями решений госадминистрации и справку госоргана статистики предоставить невозможно», – сообщило руководство Минагрополитики в Фонд госимущества Украины.

Но попытки заполучить оптовый рынок чиновники не прекращают. Уж слишком лакомый кусочек…

По мнению экспертов, то, чем занимается госпредприятие «Агроспецсервис», то есть реорганизацией путем присоединения к себе самостоятельных предприятий, приводит к нарушению требований действующего законодательства. К примеру, ст. 40 Закона Украины «О государственной программе приватизации» гласит, что «с целью создания конкурентной среды и недопущения монополизации товарных рынков при наличии экономических, технологических и других условий должна осуществляться реструктуризация предприятий с учетом требований антимонопольного законодательства, в том числе путем разделения, в случае если в состав предприятий входят структурные подразделения, которые не имеют тесной технологической связи с основным производством и могут быть выделены в самостоятельные предприятия». Реорганизация путем присоединения объективно тормозит процесс приватизации.

А теперь обратимся к Закону Украины «О защите экономической конкуренции». В соответствии с ним действия чиновников можно расценивать, как антиконкурентные, которые противоречат государственной политике в сфере развития экономической конкуренции и ограничения монополизма в хозяйственной деятельности.

Эксперты утверждают, что механическое слияние предприятий и лишение их статуса юридических лиц объективно не способствует совершенствованию производства, экономическому и технико-технологическому развитию, повышению роли трудового коллектива, эффективности менеджмента, реорганизация целого ряда предприятий Минагрополитики нанесло значительный материальный ущерб и привело к неэффективному использованию бюджетных средств.

«АГРОСПЕЦСЕРВИС» ВЫХОДИТ НА ОХОТУ

История создания этого монстра, именуемого «Агроспецсервисом», довольно любопытна. Наши собеседники из Броваров, конечно, несколько преувеличили, утверждая, что эта структура серьезнее целого министерства. Она всего лишь придаток. Что-то вроде аппендикса, который забыли удалить. А в остальном… Ну посудите сами. Мы специально поинтересовались и выяснили, что в бухгалтерии «Агроспецсервиса» работают 6 человек, а в бухгалтерии Минагрополитики – 11. Чувствуете разницу? А вообще в штате этой структуры десятки людей и, по словам сотрудников министерства, «Агроспецсервис» занимает примерно пятую часть отведенных Минагрополитики помещений.

Вообще-то «Агроспецсервис» – это, по сути, переименованный «Крещатик», государственное комплексное торговое предприятие, созданное еще в марте 1994 года. Государственное предприятие «Агроспецсервис» Министерства аграрной политики Украины – правопреемник этой структуры. Ничего подобного, говорят, при всех прочих министерствах не существует. Лишь аграрное ведомство когда-то сообразило, что иметь в своем составе банальное управление делами, предписанное свыше, – себя не уважать. Только вслушайтесь, как несолидно и даже нелепо звучит – управление делами. Что-то вроде админхозотдела советских времен: склад канцелярских принадлежностей для клерков, веники, ремонт и уборка помещений силами техничек… Однозначно не то! Другие-то смирились, а наши аграрники – люди с выдумкой, с новым мышлением. Вот и решили враз покончить с управлением, носящим общепринятое название, и передать его функции новой специальной структуре, а заодно эти функции расширить. Причем, как было обещано, обслуживание коллектива аграрного министерства будет поднято после реорганизации на столь высокий уровень, что все прочие украинские министерства будут кусать от зависти локти, сетуя на то, что у них не столь дальновидные руководители.

Вообще-то странно все это. Когда, скажем, военные или милиционеры оригинальничают, и не хотят походить на гражданских, создавая свои специфические структуры, это понятно. Вторые строем не ходят и отсюда все их беды, включая бедную фантазию. Но каковы аграрники! Хоть и на Крещатике толкутся, и не все чиновники, давно оторвавшись от земли, тут хорошо помнят, как выглядит корова-кормилица и какие такие сельхозмероприятия предшествуют уборке урожая, а столичная суета не убила в них главного – полета мысли.

Предполагается, что Министерство аграрной политики разработкой таковой и занимается. В масштабах державы и с пользой для общего дела. С пользой – это когда благодаря титаническому труду профессионалов с Крещатика, 24, где располагается аграрное министерство, и где денно и нощно думают о проблемах украинского села, в наших магазинах всего завались, причем украинского производства и высочайшего качества. Другими словами, аппарат Минагрополитики должен заботиться о продовольственной безопасности державы, разрабатывать, как теперь принято говорить, правила игры, всемерно способствовать наращиванию сельхозпроизводства и решению социальных проблем в сельской местности. Работы выше крыши. И при этом, заметьте, чиновникам запрещено прямое вмешательство в дела сельхозпроизводителя, и уж тем более заниматься разного рода коммерческой деятельностью.

Но так – в идеале. Здесь же все с точностью до наоборот. Устав государственного предприятия «Агроспецсервис» написан столь толково, что чиновники могут заниматься поистине чем угодно. По всему видно, что явно неглупые люди его писали. Все предусмотрели! Если надо будет, вроде бы на вполне законных основаниях можно буде чуть ли не на Луне участки к рукам прибирать и толкать в чужой галактике за ихнюю СКВ… Госпредприятие «Агроспецсервис», по большому счету, ныне может все: хоть актовый зал в родном ведомстве отремонтировать тысяч этак за 700, хотя проверяющие потом с пеной у рта клянутся, что больше 400 на ремонт никак не ушло, хоть тот же Броварской аграрный рынок к рукам прибрать. Все, как и задумывалось. А иначе, зачем чиновникам было огород городить?

После формирования правительства Тимошенко любопытных граждан из числа политологов и политиков мучает один кадровый вопрос. Дескать, Юрий Мельник вновь назначен министром аграрной политики, хотя работал в составе кабинета Виктора Януковича по квоте коммунистов. Ну как дети, честное слово… Да не о том надо спрашивать! Куда любопытнее, например, почему тот же господин Мельник, работавший с 2002 года замом госсекретаря Минагрополитики, заместителем министра аграрной политики, вице-премьером по вопросам АПК, министром, до сих пор не разогнал тот же скомпрометировавший себя по полной программе «Агроспецсервис»? И почему этого не сделал никто из его предшественников?

Еще будучи заместителем министра, Юрий Федорович заинтересовался этой странной структурой и заявил на совещании, что не понимает, зачем она нужна, хотя и догадывается… Его резкое выступление в министерстве помнят до сих пор. Тем удивительнее, что, возглавив министерство, г-н Мельник не отправил «Агроспецсервис» в небытие. Вообще, любопытная ситуация складывается: в разное время Минагрополитики возглавляли представители разных политических сил, но никто из них почему-то не прикрыл эту лавочку, о которой давно ходят легенды. Выходит, чиновничьи проделки легко сочетаются с любой идеологией? По слухам, управление государственной службы ныне проверяет деятельность министерства. Возможно, хотя бы оно попытается разобраться, чем объяснить благосклонность высокого начальства в течение стольких лет к этой структуре.

Если верить сотрудникам министерства, рискнувшим пообщаться с прессой при условии полной анонимности, абсолютно никакой пользы министерству от «Агроспецсервиса» никогда не было. По их словам, это не более чем «кормушка» для чиновников. Естественно, для избранных, поскольку подкармливать всех никто и не обещал. Имен избранных не называют — откровенно боятся. Мы же, ознакомившись с некоторыми весьма интересными, на наш взгляд, документами, попытаемся хотя бы пунктирно обрисовать блестяще продуманную и на высоком организационном уровне отработанную схему тотального «дерибана» государственной собственности. Примеров, достойных внимания общественности, хватает. И в «Крещатике», и в его правопреемнике – «Агроспецсерсисе» – за эти годы чиновники провернули столько афер, что только диву даешься, как это у них получилось!

А схема такая. В аграрном секторе около двух тысяч предприятий, на которые, в той или иной степени, может влиять Минагрополитики и, естественно, «Агроспецсервис». Вам ясен фронт работ? Время от времени предприимчивые ребята интересуются положением дел на местах и, облюбовав перспективный с их точки зрения объект, достаточно эффективно работающую структуру, берут ее, так сказать, под свое крыло. Сотрудники министерства рассказали нам, например, о печальной судьбе стройуправления № 11, некогда лучшем на Днепропетровщине. Это предприятие успешно занималось сельским строительством, ремонтом социальной сферы, а потом его постигла печальная участь. Положили глаз на него чиновники из Киева и… Было стройуправление — и не стало его. Сотни рабочих и специалистов потеряли работу, о судьбе техники, складских помещений, нескольких гектаров земли можно только догадываться. Поначалу, правда, это предприятие назвали «филиалом». Ну а дальше – все по отработанной схеме..

Только в 2005–2006 годах структура, созданная на месте управления делами, в результате так называемого отчуждения имущества сумела пустить с молотка целый ряд интересных, в плане коммерческих интересов, объектов. Сколько точно – выяснить нам не удалось, но некоторые назвать можно. Скажем, здание гостиницы «Колос» в Киеве, комплекс строений детского оздоровительного комплекса «Орбита» (опять же в Киеве), детский санаторно-оздоровительный комплекс «Солнечный» в Феодосии, винодельческие цеха в Одесской области… Да много чего еще! О ценах, по которым приобретали все эти объекты коммерческие структуры, тактично умолчим. Зачем вводить обывателя в шок?

КОРРУПЦИЮ – В НОКАУТ! КРАСИВО…

Наши источники в Минагрополитики утверждают, что правоохранительные органы якобы уже занялись проверкой сигнала о противоправном завладении земельным участком и имуществом базы отдыха «Зеленый бор» в селе Новоселки Вышгородского района Киевской области. Кто посягнул на целостный имущественный комплекс базы отдыха? Руководство госпредприятия «Агроспецсервис». Поскольку проверка не окончена, в детали вдаваться не станем. Заметим лишь, что базу отдыха, расположенную на участке 14,5 гектара, лишили статуса юридического лица безо всяких законных оснований и экономических расчетов и включили в качестве филиала… Все по известной схеме. Позднее чиновники закрыли отданную на заклание базу на реконструкцию и, как утверждают сведущие люди, собирались прибрать ее к рукам окончательно. К счастью, нашлись люди, которые подняли скандал и потребовали возвращения базы «Зеленый бор» в государственную собственность.

Подобных историй с участием «Агроспецсервиса» — множество. Налицо целая система отчуждения государственной собственности!

Отчуждение госсобственности, как нетрудно догадаться, без разрешения Минагрополитики невозможно в принципе. Более того, в свое время министр Юрий Мельник подписал специальный приказ, категорически запрещающий кому-либо, кроме него самого или временно исполняющего его обязанности, давать соответствующее разрешение. Вполне допускаем, что в какой-то мере это несколько охладило пыл чиновников и умерило чьи-то аппетиты, но кардинально проблемы не решило. Государство по-прежнему теряет очень серьезные деньги. О масштабах «дерибана» в коридорах министерства ходят разные слухи, называются умопомрачительные суммы, но слухи они и есть слухи. Тем не менее, очевидно, что почва для них есть.

– Крышу не могут отремонтировать, – рассказывали нам сотрудники министерства. – А куда же в таком случае уходят эти миллионы? Помещения министерства сдаются в аренду. Даже подвал пивзаводу отдали. Но какая польза коллективу от всей этой бурной деятельности? Были вполне приличные склады по улице Каховской в Киеве. Продали. А деньги где? Отремонтировали арочные проезды здесь же, на Крещатике. Вроде бы ушло около 60 тысяч гривен. Через пару-тройку месяцев, по документам, естественно, вновь ремонтируют эти проезды. Если опять же верить документам, потрачено на эти цели не меньше. Месяца через два – новый ремонт. И опять же, если верить документам, за те же деньги. Как все это называется? Три в одном? А увольнение неугодных?! Суды то и дело восстанавливают на работе сотрудников министерства. Выходит, их действительно увольняли незаконно! А стать неугодным просто. Отказался участвовать в сомнительных операциях – лучше сам пиши заявление об уходе. Все равно выживут. Давно пора навести порядок, перепрофилировать «Агроспецсервис» и заниматься тем, чем мы и должны. По селам уже ездить страшно – проблема на проблеме и никто их не решает. А мы ведь специалисты, и не для того нас страна учила, чтобы мы тут молчали в тряпочку. Мы умеем работать и хотим заниматься делом. Но ведь не дают! Во главу угла ставится коммерческая деятельность. Вслух об этом никто вам ничего не скажет, это ясно. Но если вы поинтересуетесь хотя бы практикой отчуждения государственной собственности, все сами поймете. С какой целью все это годами делается, догадаться нетрудно. Тут и к гадалке ходить не надо. Деньги… Очень большие деньги… Вот такая у нас «аграрная политика»… Кстати, непонятна роль Фонда госимущества. Без него так разворовывать госсобственность было бы невозможно. Или и там на все плевать? Пока не будет восстановлено управление делами, как в любом другом министерстве, и не будет ликвидирован «Агроспецсервис», злоупотребления будут продолжаться.

Ю.Тимошенко обычно принимает бойцовскую стойку, когда слышит о посреднических структурах. Разумеется, погрязший в коррупционных скандалах «Агроспецсервис» не тянет на масштаб «РосУкрЭнерго», но при желании отправить его в нокаут тоже можно. Так сказать, для «разминки мышц». Само новое (старое) руководство Минагрополитики, скорее всего, на подобный шаг уже никогда не решится.

Утраченную в результате чиновничьих афер государственную собственность, учитывая особенности нашей судебной системы, вряд ли удастся вернуть. Но прекратить «дерибан» в министерстве – необходимо. Не ждать же, пока разворуют «до винтика»…

Виталий Вежнин, Киев, специально для «УК»

Читайте также: