Защити себя от врача! Азы для начинающих пациентов

«Вооружись» этими знаниями и смело иди к врачу. Помни: гарантированная государством Украина медицинская помощь — увы, пока фикция. Общество защиты прав потребителей провело социологическое исследование с целью изучения состояния медицинского обслуживания. В анкетировании приняли участие более 1.000 украинцев, представляющих различные социальные слои и возрастные группы населения.

Итак, 94% от общего числа респондентов, получивших платные услуги, не выдали никаких подтверждающих финансовых документов. Более 65 % опрошенных не имеют представления о потребительских правах при получении платных услуг.

Только 11,5% от общего числа верят в медицинские услуги, оказываемые бесплатно. Пациенты, лечившиеся в государственных медицинских учреждениях, приобретали от 50 до 100 процентов медикаментов за свой счет.

Со стороны медицинских работников было предложено приобрести лекарства 64% респондентов, 11,8% выбрали так называемые пищевые добавки — препараты, реализуемые методом сетевого маркетинга.

Пациенты, участвовавшие в мониторинге, отметили низкое состояние материально-технической базы стационаров, а также низкое качество пищи для больных.

76% респондентов вообще не знают, куда нужно обращаться при нарушении их прав. Как же получить гарантированную государством медицинскую помощь?

Отказ в предоставлении помощи

Вы имеете право на бесплатную медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения государственной и коммунальной собственности, то есть в этих учреждениях медицинская помощь предоставляется всем гражданам независимо от ее объемов, а также без предварительных, текущих или последующих платежей.

В случае отказа в предоставлении медицинской помощи вы должны обратиться с письменной заявкой на имя главного врача и требовать письменный ответ. Руководство больницы не имеет никаких законных оснований для отказа предоставить вам медицинскую помощь (именно медицинскую, а не консультационную), даже если вы не относитесь к данному учреждению по месту прописки и регистрации.

Принудительная благотворительность

Пожалуй, не найдется ни одного читателя, который бы ни разу не сдавал деньги в фонд кабинета, отделения, больницы и т.д. — и добровольно-принудительный режим изъятия этих средств из наших карманов, вплоть до шантажа, знаком всем. Однако следует знать, что представители медицинского учреждения не имеют права требовать от вас какую-либо финансовую компенсацию за лечение, и тем более — за прием или осмотр.

Для того, чтобы прекратить давление со стороны медработников, вы можете поступить описанным выше образом — написать запрос на имя главврача — пусть он объяснит по какому поводу с вас требуют деньги. Если же вы решили пойти по пути наименьшего сопротивления и совершили акт благотворительности, оставив в кабинете несколько десятков гривен, то помните — вы имеете право потребовать документы, подтверждающие факт оплаты (кассовый чек, корешок кассового ордера и т.п.). Кроме того, вы имеете право узнать: на какие цели будут потрачены фондовые деньги.

Право на информацию

Вы имеете право в доступной для вас форме получать следующую информацию от врачей:

— состояние здоровья;

— цель рекомендованных обследований и лечебных мероприятий;

— прогноз возможного развития заболевания, а также риски для жизни и здоровья;

— согласно ст.39 Закона Украины «Основы законодательства про охрану здоровья», вы также имеете право на ознакомление с медицинской документацией, оформленной на ваше имя, в том числе с историей болезни и медицинской карточкой;

— информацию медицинского характера про детей или родственников с ограниченными возможностями, а в случае смерти пациента её имеют право узнать законные или уполномоченные представители.

Для получения такой информации необходимо написать заявление на имя руководителя данного медучреждения. В большинстве случаев этого достаточно для положительного решения.

В любых других случаях такая информация запрещена к распространению и считается врачебной тайной.

БАД или лекарство?

Чтобы не стать жертвой рекламы и не усугубить заболевание, каждый пациент должен четко разграничивать профилактику и лечение. Итак, чем отличаются биологически активные добавки от лечебных препаратов.

Лекарства — это вещества или их смеси растительного, синтетического или биотехнического происхождения, которые применяются для профилактики, диагностики и лечения заболеваний либо изменения состояния и функций организма, а также для предотвращения беременности.

Биологически активная пищевая добавка (БАД) — это специальный пищевой продукт, предназначенный для употребления с целью соблюдения диеты, оздоровления либо профилактики, а также для восстановления нарушенных функций в организме человека.

Таким образом, БАДы не являются лекарством и не могут применяться как самостоятельный вид лечения. Информация о том, что благодаря БАДу вы можете вылечиться без лекарств раз и навсегда, считается недобросовестной рекламой. Это также может быть поводом для разрыва договора купли-продажи и возврата товара. В таком случае вы также можете требовать компенсацию за ущерб, нанесенный этой рекламой вашему здоровью.

КСТАТИ

Платная медицина

Если же вы разочаровались в государственной медицине и отдали предпочтение частной, тем более не стоит забывать о своих правах. Правда, в таком случае ваши отношения с врачом (медучреждением) в большей степени регулируются Законом Украины «О защите прав потребителей», который предполагает право на:

— получение качественных и безопасных услуг;

— полную достоверную информацию об услуге и ее оказании;

— предоставление услуги в установленный срок;

— компенсацию неустойки, если услуга не оказана в установленный срок;

— возмещение ущерба, нанесенного недобросовестным предоставлением услуги;

— возмещение морального ущерба;

— защиту прав в судебном порядке.

Виктория Лобусова, Лица

Читайте также: