Плавающие гробы в Кременчугском водохранилище
Скоро в Украине вполне могут появиться болезни пострашнее свиного гриппа. И не из-за границы, а в своем же отечестве — в Полтавской области. Кременчугское водохранилище ежегодно «съедает» 10 м суши, в том числе и кладбища, где похоронены люди, умершие от холеры, сибирской язвы, чумы. Несмотря на предупреждения СЭС о том, что бактерии все еще вполне жизнеспособны, чиновники не спешат находить средства на предотвращение катастрофы. А тем временем местные жители могут остаться без крыши над головой — море вот-вот поглотит их дома.
История создания Кременчугского моря (так в народе прозвали искусственный водоем) далека от мифа, который преподнесло народу советское руководство. Конечно, никто не будет отрицать тот факт, что благодаря ГЭС в домах местных жителей появилось электричество, а рыбные хозяйства обеспечили тысячи людей рабочими местами. Но мало кто знает, что цена этому благу — сотни человеческих жизней.
Море подбирается к домам
В далеком 59-м целые села, расположенные на территории будущего моря, переселили. Но многие жители, не поверив, что в скором времени их дома окажутся на дне моря, отказались трогаться с места и… погибли. Советская власть готова была жертвовать сотнями на благо миллионов.
Антонине Брегеде — 85. Женщина еще помнит времена, когда село Мозолеевку Глобинского района «переселяли» на возвышенность. Но вода снова подобралась к домам, пройдет еще несколько лет, и старенькая хата Антонины, которая сейчас находится в каких-то 15 м от обрыва, окажется под водой.
— Жаль, конечно, дом, — сетует пожилая женщина. — Вся жизнь в нем прошла. Детей у меня нет, не знаю, куда пойти, когда море затопит хату. Вот уже вода и до кладбища добралась…
Под угрозой «потонуть» в водохранилище оказались дома всех жителей Мозолеевки. Виктор Маренич говорит, что живет практически на берегу моря. До водохранилища рукой подать — 50 м.
— Через годик вообще можно будет выходить вечером во двор любоваться морским закатом, — говорит Виктор. — Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Пусть я не бедствую, но все же терять дом и землю не готов. Тем более что никто мне не будет возмещать потери.
Плавучие гробы
Однако потеря домов — не главная проблема. Самое ужасное в том, что с недавних пор стали отправляться в «большое плавание» гробы с безымянными покойниками — ведь рядом кладбище, которое подмывают волны. А еще больше домовин ждут своего часа, отсвечивая с обрыва побелевшими от ветра и дождя костями.
«Новая» побывала на старом кладбище в 10 м от водоема. Многие могилы уже превратились в неприметные холмики, остатки памятников заросли травой.
Более 1100 водохранилищ насчитывается в Украине. Самые крупные: Каневское, Киевское, Каховское, Кременчугское, Днепровское, Днепродзержинское, Днестровское.
А если спуститься вниз, с берега открывается вид, похожий на картинку из учебника по природоведению: в срезе почвы четко видны прямоугольники гробов. Некоторые уже прогнили, из них торчат берцовые кости. Жуткое зрелище!
Степан Скрыль, председатель Пронозивского сельского совета, рассказал «Новой», что это кладбище — одно из старых, о существовании которого никто уже не помнит. Такие захоронения и «снабжают» море плавучими гробами. В то время как покойников с кладбищ вдоль побережья давно перезахоронили.
— С кладбища в Мозолеевке «уплыло» уже 16 гробов, — разводит руками Степан Скрыль. — Об этом рассказывают местные жители. Ведь многие могилы настолько старые, что и родственников этих покойников не сыщешь, чтобы их перезахоронили.
Водохранилище постепенно «съедает» старое кладбище. Торчащие из земли кости уже не в диковинку
Болезни без срока давности
По словам Виктора Акимова, главного санитарного врача Кременчуга, во времена, когда бушевали эпидемии холеры, чумы, туберкулеза, сибирской язвы и многих других, множество людей пали жертвами этих хворей — ведь в немногих селах были толковые эскулапы.
— Споры таких заболеваний могут «воскреснуть» и спустя сотни лет, — говорит Виктор Иванович. — А потом все это попадает в воду, которую мы пьем! В прошлом году я наблюдал даже братские могилы — обычно так, всех скопом, хоронили умерших в селах, где бушевала чума.
Все это говорит о том, что в скором времени, вполне возможно, следует ждать эпидемии. И начнется все с Полтавской области — ведь Кременчуг и Комсомольск снабжаются водой из искусственного моря. А потом вся эта зараза попадет в Днепр и… Картина неутешительная. Отделаться двухнедельным карантином вряд ли получится — памятуя о бессилии властей перед лицом ежегодных вспышек обычного гриппа. Что уж говорить о чуме…
Берега нужно укреплять, но нет денег
Однако не стоит пока впадать в панику — выход есть. Старый и действенный метод — укрепить берега камнем, так всегда удавалось остановить разрушение суши. Но в таком случае, как всегда, возникает вопрос нехватки денег. Например, на укрепление одного километра берега в 2008-м необходима была сумма в размере 2 млн грн, в нынешнем же году она выросла почти вдвое.
Справка
Кременчугское водохранилище занимает площадь 2252 км и вмещает около 13,5 км воды. Его длина — 149 км, максимальная ширина — 28 км. Наибольшая глубина водохранилища — 28 м.
Местные власти старались выделять средства на спасение — правда, с переменным успехом. Виктор Акимов говорит, что воюет с бюрократами уже не первый год, деньги всегда выделяли с заминкой. Но каждый раз удавалось «выбить» немного, чтобы зафиксировать лишний метр обрыва. Он уверен: если бы проблема не освещалась в прессе, «наверху» давно бы махнули на нее рукой.
Киев по примеру Полтавы тоже подкидывал копеечку-другую. В прошлом году выделили 6,4 млн грн, а вот в нынешнем из бюджета не поступит ни копейки. Чиновники только разводят руками — денег нет. Николай Бабич, зампредседателя Государственного водного хозяйства Украины, заявил, что его не проинформировали о том, что село уходит под воду.
— В прошлом году у нас было достаточно денег, — говорит Николай Яковлевич. — Если в Мозолеевке такая страшная картина, почему же нам не сказали? Мы все деньги пустили на Максимовку (соседнее село). Нужно же было распределить — в одном населенном пункте 500 м укрепить и в другом — 500.
«Есть объекты и поважнее»
В областном же управлении «Новой» и вовсе заявили, что в этом году Мозолеевке ничего не «светит» — в области есть объекты и поважнее. Так что кладбищу ничто не помешает преспокойно угодить в водохранилище.
— Все страдают из-за кризиса, — говорит Владимир Фомичев, начальник производственного управления водного хозяйства Полтавской области. — В этом году выделено 500 тыс грн, которые пойдут на укрепление берегов в районе Пивихи (природный заказник государственного значения. — Авт.). Так что Мозолеевке придется потерпеть до следующего года.
Остается надеяться, что потерпит, хотя ситуация в Мозолеевке наиболее критическая по сравнению с ближайшими населенными пунктами. В идеале нужно укрепить 6 км берега. Но Виктор Акимов утверждает: чтобы избежать эпидемии, хватило бы на первое время и 2 км — то есть зафиксировать обрыв непосредственно там, где кладбище «сползает» в воду. В плачевном положении находятся и другие села. В Максимовке нужно закрепить 2,5 км, в Градижске — 3,3 км, в Пронозивке — почти 5 км.
За десять лет всеми правдами и неправдами удалось укрепить всего 13 км берега. Осталось еще 43,7 км. Такими-то темпами дай Бог хотя бы лет через лет пятьдесят закончить. Искусственное море настолько «прожорливо», что в скором времени, того и гляди, в Полтавской области произойдет второй «всемирный потоп» и «великое переселение народов». Только вот будет ли кому переселяться, если «проснется» какая-нибудь чума из гроба…
Друзья по несчастью
– Кременчугское водохранилище ежегодно «съедает» не меньше 10 м суши. По подсчетам специалистов, только в Полтавской области море уничтожило 5 га земли! Водохранилище расположилось между тремя областями — Полтавской, Черкасской и Кировоградской. Но если Полтавской выделили в этом году деньги на укрепление 500 м береговой линии, то другим не досталось ровным счетом ничего. А вода уже стоит практически на пороге домов.
– Полтаве в этом плане немного повезло. В Черкасской области вода пока не добралась до кладбищ. Но вот, например, в Кировоградской области она подбирается к канализационным системам, а это грозит техногенной катастрофой, — рассказывает Сергей Пазинич, начальник Черкасского областного производственного управления мелиорации и водного хозяйства.
КОМПЕТЕНТНО
Анатолий Яцык, директор Украинского НИИ Водохозяйственно-экологических проблем:
— Практически каждое водохранилище в Украине нуждается в укреплении берегов. Это нужно было делать еще изначально при постройке. Но, к сожалению, тогда это никого не волновало. У нас же все делается, как в поговорке: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Сотни тонн плодородного чернозема уходят в воду ежегодно. И то, что по Кременчугскому морю плавают гробы, не новость. Я удивляюсь, как это еще у нас не вспыхнула эпидемия чумы! Самая тяжелая и угрожающая ситуация — в Полтавской области.
Екатерина Стулень, газета «Новая»
Tweet