Украинская президентиада: ставка на квакеров

На этих выборах особое внимание будет уделяться использованию новых пиар-технологий, считают эксперты. Многие украинские политики уже «взяли равнение» на предвыборную кампанию Барака Обамы, переняв заокеанские приемы. Кроме того, особое значение приобретут интерактив и Интернет. Эту тему обсуждали на круглом столе, посвященном политическим PR-технологиям, который состоялся в рамках 5 PR-форума. 

В РЕЖИМЕ ЭКОНОМИИ

Эти выборы будут существенно отличаться от всех предыдущих — в этом эксперты единодушны. Прежде всего, потому что пройдут они в условиях кризиса, а это значит, пиарщикам и политтехнологам придется экономить и делать ставку на креатив. «Это — первые выборы, которые проводятся в режиме строжайшей экономии, — рассказал политтехнолог директор PR-группы «Политтех» Тарас Березовец.

— По сравнению с выборами-2004 бюджеты сокращены примерно в пять—восемь раз. Это касается не всех кандидатов, но очень многих. Поэтому политтехнологам приходится быть более креативными, вдумчивыми. Нет возможности сорить деньгами, необходимо придумать нечто действительно эффективное с минимальными затратами. В прежних кампаниях много средств уходило на полевую работу (палатки, политагитаторы, концерты), но поскольку на это самая затратная статья расходов, ее урезали в первую очередь. И основную ставку штабы сегодня делают именно на пиар».

Эта предвыборная кампания необычна еще и тем, что она будет самой короткой в истории Украины. У кандидатов — меньше возможности общаться с избирателями «вживую», и, следовательно, агитировать за себя они зачастую будут в виртуальном, а не прямом, «контактном» режиме. А это значит, что особое значение приобретут СМИ, и в особенности Интернет.

Предвыборная кампания Барака Обамы была признана одной из самых успешных в мировой истории. Обамовские приемы пытается активно использовать в своей кампании Арсений Яценюк, правда, у него это скорее имитация, считают политтехнологи. «На Барака Обаму работало около 600 000 бесплатных волонтеров. В Интернете существовали тысячи интернет-сообществ, которые поддерживали Обаму, — говорит пиар-консультант Валентин Калашников.

— Это было совершенно искренне, и главной составляющей этой кампании было доверие». «У нас даже убежденные сторонники кандидата все равно хотят получить какие-то деньги за свою работу. В Украине такое добровольное движение в последний раз было в 2004 году во время оранжевой революции. А сейчас эта «тема» закрылась, скорее всего, надолго», — считает Тарас Березовец.

СОЗДАТЬ СВОЙ БЛОГ В ИНТЕРНЕТЕ

Интернет становится все более популярным, и большая часть рекламных кампаний перенеслась сегодня именно в «виртуал». Если на прошлых выборах технологии Интернет-пиара и интерактива только отрабатывались (кстати, в среде пиарщиков бытует мнение, что во многом Ющенко выиграл прошлые выборы именно благодаря интернету), то сегодня политический «блоггинг» используется особенно активно, а в роли блоггеров сегодня выступают политики — например, Арсений Яценюк и Инна Богословская.

Правда, с блогом Яценюка не так давно произошел неприятный конфуз — дело в том, что Арсений Петрович уверял всех, что свою жж-шку (живой журнал. — Прим. авт.) ведет он сам, как вдруг обычные юзеры прознали, что от его имени с народом общается некий Вова Петров. Выяснилось это самым неприятным для кандидата образом — Вова Петров в своем собственном ЖЖ нахамил какому-то юзеру. Ничего в этом страшного нет, но сделал он это, используя данные и ник Арсения Яценюка. Тем не менее сегодня практически каждый из известных кандидатов планирует запустить свой блог — политтехнологи из команды Юлии Тимошенко утверждают, что она собирается вести свой блог сама.

Кроме блогов самих кандидатов активно используются блоги экспертов на авторитетных интернет-сайтах — так сливается какая-то нужная кандидатам информация, продвигаются те или иные идеи избирательной кампании. По словам Тараса Березовца, зачастую таким образом эти идеи тестируются — «впрыскиваются» в интернет-сообщество, потом анализируется реакция людей, а потом уже принимается решение — запускать эту идею или нет.

Эта методика давно уже опробована на Западе. Скажем, в США есть сайт www.drudgereport.com, ведет который известный репортер Мэтт Драдж, известный своими симпатиями к республиканцам. Через его сайт очень часто запускаются какие-то слухи, сливается компромат и т. д. И самое интересное — ему все доверяют, а сообщения его сайта цитируют ведущие телеканалы и газеты США. Именно благодаря Драджу в свое время был раскручен скандал с Моникой Левински. Большинство газет в Америке поддерживают демократов, и они отказывались публиковать информацию против Клинтона. Правда, в Украине пока слишком мало авторитетных сайтов и блогеров.

ПОЗВОНИ МНЕ, ПОЗВОНИ!

На этих выборах новое звучание приобрели старые горячие телефонные линии и колл-центры. Сегодня они чаще всего используются для рекрутирования избирателей. Скажем, Владимир Литвин опробовал новую технологию — с помощью телефонных линий собирается информация о людях, которые хотят быть депутатами от Блока Литвина. Тем, кто позвонил, предлагают поучаствовать в избирательной кампании. И если в итоге на их участках будут показаны хорошие результаты — они якобы смогут попасть в избирательные списки и стать депутатами от БЛ.

Колл-центры многие кандидаты сегодня используют для точечного политического маркетинга. Люди звонят и сообщают о своих проблемах — жилищно-коммунальных, социальных. Затем — накануне выборов — эти проблемы решаются, а кандидат получает лишние баллы у избирателей.

«ВНЕШТАТНЫЙ» ГЛАС НАРОДА

Уже доказано, что гораздо лучше информация воспринимается, если вам ее сообщил не агитатор на улице или ТВ-комментатор, а ваш сосед или знакомый. Моя соседка Валентина Семеновна на прошлых парламентских выборах очень активно агитировала за Януковича: и почтовые ящики он починил, и позвонить ему по вот этому телефону можно, и он поможет, и вообще порядок в стране наведет. В итоге большинство пенсионеров в нашем доме проголосовали за регионалов. Именно на таких «внештатных» агитаторов будет делаться ставка на этих выборах.

По мнению директора Центра исследований проблем гражданского общества Виталия Кулика, новая составляющая этой предвыборной кампании — появление всевозможных общественных и гражданских фронтов, которые, с одной стороны, не являются структурным подразделением партии, а с другой — активно служит ее целям.

ЗАПУСКАЕМ КВАКЕРОВ

Помимо привычных для нашей публики митингов и концертов на этих выборах будут проводиться настоящие масштабные шоу — тоже, кстати, американская придумка. От митингов политические шоу отличаются не только песнями-плясками, но и четко выверенным построением программы, и особым аудио-сопровождением.

Скажем, один из элементов шоу — использование квакеров — специальных людей, которые стоят в толпе и в определенные моменты целенаправленно что-то выкрикивают — возгласы одобрения или недовольства, лозунги и т. д.

ЧЕРНЫЙ-СЕРЫЙ ПИАР

Ни одни выборы не обходятся без черного пиара. Родиной черного политпиара считается США. Компромат давно уже стал неотъемлемой частью предвыборных кампаний США, и слово «мадслингинг» (дословно — «бросание грязи») вошло в словари английского языка в качестве политологического термина. Считается, что впервые мадслиннинг на выборах был применен в 1828 году, когда за кресло президента США воевали Джон Адамс, шестой президент США, и его противник генерал Эндрю Джексон.

Сторонники Джексона тогда запустили многотысячным тиражом памфлет, в котором рассказали о том, что Адамс, будучи послом США в России, предложил в наложницы императору Александру I одну из своих знакомых. Естественно, это была утка, но она была очень тонко рассчитана на восприятие американского обывателя. Ответом стали листовки, в которых утверждалось, что мать генерала Джексона была проституткой, которая вышла замуж за мулата. Но, говорят, слишком уж это звучало неправдоподобно, и листовкам не поверили. В итоге Джексон таки стал новым президентом Штатов.

Украина пока только начинает осваивать азы черного пиара, но за несколько предвыборных кампаний наши политики достаточно в этом преуспели. Вот всего лишь несколько элементов украинского мадслиннинга.

Сопровождение выступлений кандидата-оппонента. Кстати, это тоже американская «фишка». Специально обученные люди из команды одного из кандидатов сопровождают повсюду кандидата-оппонента и повсюду фиксируют все его промахи и ляпы, которые он допускает в своих выступлениях. Позже все эти «перлы» с соответствующими комментариями выкладываются в Интернете.

Подметные письма. Пример одного из приема черного пиара привел политтехнолог Виталий Кулик. Один из кандидатов провел на свои деньги реконструкцию какого-то района, сделал новые дороги, поставил скамейки. Жители не нарадуются. Для того чтобы испортить ему предвыборную картину, нужно лишь за день накануне выборов положить в почтовые ящики всех жителей микрорайона платежки на 400 гривен (или их имитацию) за проведенные работы. Можно быть уверенным, что возмущенные граждане проголосуют против своего благодетеля.

Технические кандидаты. Эта технология активно использовалась на прошлых президентских выборах, будет актуальна она и в этом году. Ключевым претендентам на пост президента просто по статусу не положено опускаться до поливания грязью оппонентов. Зато этим могут с чистой совестью заняться их технические кандидаты — люди, которые не претендуют на президентское кресло, а лишь служат целям одного из реальных кандидатов.

Юлия КИМ, ВЕДОМОСТИ

You may also like...