Как подорожает ваша жизнь в 2010 году

«Улучшение жизни уже сегодня» обернется для простых граждан резким скачком цен на бензин, алкоголь, табак, землепользование и куплю-продажу «еще вчера»… недвижимости.

Чтобы повысить доходы казны, Кабмин предложил внести изменения в 13 налоговых законов, главная цель которых — выжать из бизнеса как можно больше. Эти же предложения в той или иной мере содержатся в правительственной программе социально-экономического развития на 2010 год. 20 апреля «k:» провели круглый стол на тему «Программа Кабмина: профанация или реальный план выхода из кризиса»

Налоговая расширяет свои права

Не менее значительными для бизнеса могут стать законодательные инициативы правительства по изменению администрирования налогов. Одной из ключевых является предлагаемая правка в Закон «О налоге на добавленную стоимость», оговаривающая обязательную подачу налоговой отчетности в электронном виде, в том числе выписок из реестров выданных и полученных накладных. Суммы, не подтвержденные соответствующим образом, не будут учитываться в налоговом кредите, что автоматически лишает компанию права на их возмещение из бюджета. «Главная неприятность, которая может ожидать предпринимателей, — это наличие у налоговиков полной информации о всех контрагентах и операциях.

Хуже всего, что компании не застрахованы от того, что соответствующие базы данных не попадут на серый рынок», — отмечает в комментарии «k:» один из предпринимателей.

Предлагается также изменить порядок аннулирования свидетельства плательщика НДС. В частности, к списку причин для этого добавлено начало процедуры банкротства. То есть ждать, чем закончится этот процесс — оздоровлением или ликвидацией, — государство не намерено. Финансовые аналитики поясняют, что делается это для того, чтобы получить возможность взимать налог с товарных остатков, которые к моменту ликвидации считаются «условно проданными».

Особую опасность для малого бизнеса представляет норма законопроекта, вносящая изменения в Закон «О государственной налоговой службе Украины». Новации предоставят фискалам право обследовать любые производственные, складские, торговые и другие помещения, которые используются для осуществления хозяйственной деятельности налогоплательщиками.

«Сегодня налоговая милиция согласно закону может обследовать помещения юридических лиц. Но только в рамках оперативно-розыскных мероприятий. Изменения же предлагают наделить таким правом обычных инспекторов. Причем существует риск, что «другими помещениями» будет считаться и жилье граждан», — отмечает руководитель департамента налогов и сборов Ассоциации налогоплательщиков Украины Валентина Пронина.

Чтобы искусственно завысить отчисления по налогу на прибыль, Кабмин хочет ограничить право предприятий переносить убытки прошлых лет на будущие периоды. «Сейчас законодательство не устанавливает никаких ограничений ни по срокам, ни по сумме использования накопленных убытков. Хотя такие ограничения периодически вводились законом о госбюджете либо прочими специальными законами.

Например, сумма налоговых убытков, сформированных по состоянию на 1 января 2006 года и не использованных на протяжении 2006 года, не учитывалась для расчета налогооблагаемой прибыли за 2007 год. Предлагаемые изменения в Закон «О налогообложении прибыли предприятий» ограничивают возможность перенесения убытков, сформированных на 1 января 2010 года, пятью годами — с 2010-го по 2014 год.

При этом в каждом году на валовые расходы может быть отнесено не более 20% накопленных убытков. Если же к 2015 году эти убытки не будут перекрыты прибылью, то переносить их дальше налогоплательщик уже не сможет. Очевидно, что государство стремится обеспечить регулярность налоговых поступлений, но дискриминационными методами. Если закон вступит в силу, то ряд компаний, даже имея накопленные налоговые убытки, будут вынуждены платить налог на прибыль», — говорит «k:» старший консультант Deloitte Евгений Ратманский.

БЕНЗИН ПО ОДНОМУ ЕВРО

Наиболее глобальные пертурбации коснутся законов, оговаривающих акцизные ставки. Их планируется повысить практически на все группы подакцизных товаров. В частности, акциз на нефтепродукты с нынешних 110 евро за тонну предлагается увеличить до 172–200 евро (конечный потребитель заплатит на 0,7–1 грн. больше от нынешней цены). Для табачных изделий повышение составит в среднем, по оценкам табачных компаний, 15% на каждой пачке.

Неприятные новости уготованы и для производителей алкоголя — повышение акцизов 15–100% в зависимости от вида продукции. К тому же для них будет повышена стоимость водопользования. Поверхностная вода вместо 3 грн. будет стоить 215,85 грн./м3, а подземная вместо 3,5 грн. — 251,83 грн./м3. «Предлагаемые новации, конечно, повлияют на перераспределение рынка. Но, что при этом важно, они станут мощным источником наполнения госбюджета.

В контексте цен ожидается подорожание пива на 50 коп. за бутылку, крепленого вина — на 5 грн. за бутылку, водки — на 2 грн. за 0,5 л, коньяка — на 1,40 грн. за 0,5 л; сигарет без фильтра — на 10 коп. за пачку, сигарет с фильтром — на 80 коп. за пачку. Единственная инициатива, которая, как мне кажется, вызовет сопротивление производителей алкоголя — это уплата авансом НДС. Но нынешнее правительство, в отличие от предыдущего, демонстрирует готовность к диалогу с производителями. Недавняя встреча с вице-премьером Сергеем Тигипко тому подтверждение — она была конструктивна и, думаю, что вопрос с уплатой НДС будет решен», — отметил в комментарии «k:» член комитета ВР по вопросам аграрной политики Павел Климец.

«Поскольку акцизы — это, как и НДС, непрямой налог, то он включается в цену товара и оплачивается в итоге конечным потребителем, а не производителем товара. Таким образом, государство, пытаясь залатать дыры в бюджете, возьмет необходимые средства из кармана граждан. Даже если опустить повышение акциза на сигареты, вино и пиво, которое затрагивает, возможно, не всех, то повышение акциза на бензин будет довольно ощутимо. Ведь это автоматически провоцирует увеличение стоимости всех товаров и услуг, в цену которых закладываются и транспортные расходы», — комментирует старший юрист ЮК Jurimex Екатерина Муравьева.

РЕКЛАМА УЙДЕТ В ТЕНЬ

Чтобы наполнить местные бюджеты, правительство решило увеличить налог на рекламу. С нынешних 0,5% от стоимости многоразового размещения рекламы базовый налог хотят повысить более чем в пять раз — до 2,5–3%. Кроме того, предлагается ввести коэффициенты для рекламоносителей. Так, налог на рекламу на телевидении будет увеличен в семь раз от базового, в печатных СМИ — в пять раз, на внешних носителях — в два раза.

То есть, по сути, налог увеличивается в 42, 30 и девять раз. «Фактически увеличение поступлений от рекламного рынка в бюджет может составить не более 10%. Но и около 10% рынка, по нашим подсчетам, уйдет в тень. А это значит, что с этих объемов будут недополучены не только налог на рекламу, но и НДС, взносы в социальные фонды и налог на доходы физлиц. Увеличение давления именно на этот рынок неоправданно, поскольку он не является бюджетообразующим, а в последнее время провис на 35–70% в зависимости от сегмента рынка.

По данным Всеукраинской рекламной коалиции, объемы рынка в 2009 году составили 5,3 млрд. грн. Объективно налог в 0,5% был уплачен с 60% этой суммы. Поступления госказны от рекламистов за год составили не более 16 млн. грн. То есть это вообще не та сфера, которая даст значительный прирост в случае даже существенного повышения налогов», — комментирует «k:» председатель Ассоциации внешней рекламы Украины Артем Биденко.

Кроме того, правительственный законопроект предлагает изменить правила уплаты земельного налога. За пользование земельными участками под жилым фондом, кооперативными автостоянками, гаражами, дачами, а также с сельхозучастков, на которых расположены хозяйственные и культурно-бытовые сооружения, правительство хочет взимать налог в размере не менее 3% от суммы оценки таких участков.

А плату за участки, которые пребывают в постоянном пользовании (кроме наделов государственных и коммунальных предприятий, религиозных общин, объединений инвалидов, фермеров, сельских хозяйств и граждан), собираются увеличить втрое. До принятия Налогового кодекса налог на земельные участки несельскохозяйственного назначения площадью свыше 0,5 га, пребывающие в постоянном пользовании физлица, должен взиматься с коэффициентом пять. Сейчас согласно ст. 7 Закона «О плате за землю» за земли населенных пунктов налог взимается по ставке 1% от денежной оценки.

А за земли жилого фонда — 10%. «Наиболее правильным было бы провести рыночную оценку земли. Что позволило бы увеличить сборы даже по действующим ставкам. Например, в Запорожье после оценки городских земель сбор платы за землю увеличился на 30%. Но правительство решило пойти простым путем — поднять ставки. И при этом исчислять земельный налог будут по-прежнему, исходя из формально рассчитанной цены участков», — отмечает в комментарии «k:» директор ИРЦ «Реформирование земельных отношений в Украине» Максим Федорченко.

Поскольку земельный налог и налог с рекламы поступает в местные бюджеты, то правительство может подать новации под соусом повышения финансовой независимости регионов.

НЕДВИЖИМОСТЬ ОЦЕНЯТ ПО РЕАЛЬНЫМ ПРАЙСАМ

Кроме того, изменениями в закон о налоге с доходов физических лиц предусмотрено, что оценка продаваемого объекта недвижимости проводится не уполномоченным органом, то есть БТИ, а субъектом оценочной деятельности, т.е независимыми оценщиками. Это предполагает, что объектом налогообложения станет рыночная стоимость недвижимости, что может привести к значительному увеличению базы налогообложения. «Оценщики несут ответственность вплоть до уголовной за правильную оценку и, соответственно, правильное начисление налога. Поэтому договариваться с ними о скидках будет наверняка очень дорого», — предполагает Валентина Пронина.

ЮРИЙ ЩЕРБИНА, Комментарии

You may also like...