Россия: давить пешеходов можно

Все водители обязаны останавливаться и пропускать пешеходов, но при появлении машин «оперативных служб» и иных «избранных» пешеходы должны разбегаться. Фактически изменения российских ПДД приведут к увеличению количества наездов спецмашин на пешеходов. А объясняется все очень просто.

20 ноября 2010 года в Российской Федерации вступят в силу последние изменения и дополнения к правилам дорожного движения, в том числе и новая редакция пункта 4.7. «При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть». 

 

Это при том, что тем же постановлением правительства предусмотрено ужесточение правил для обычных водителей, т.к. пункт 14.1 требует от водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. 

Получается, что все водители обязаны останавливаться и пропускать пешеходов, но при появлении машин «оперативных служб» и иных «избранных» пешеходы должны разбегаться. Фактически, данные изменения приведут к увеличению количества наездов спецмашин на пешеходов. Объясняется все очень просто: 

– средняя скорость движения пешехода медленным шагом – 4 км/ч или 1,1 м/с (средняя скорость бабушки-пенсионерки или мамы с коляской); обычным шагом – 5 км/ч или 1,4 м/с; быстрым  шагом – 6 км/ч или 1,6 м/с; бегом – 7 км/ч или 1,9 м/с. Следовательно, одну полосу движения шириной 3 м пешеход пересекает за 2–3 секунды. 

– время реакции человека колеблется от 0,5 до 1,5 сек. и сильно зависит от пола, возраста, физического состояния, тренированности и т.п., время реакции при распознавании зрительных образов увеличивается в 2 раза; время реакции при появлении внезапных препятствий также увеличивается в 2 раза. Следовательно, при внезапном появлении автомашины с включенной мигалкой и сиреной, время реакции составит от 1 до 4 сек. 

– для того, чтобы «незамедлительно покинуть проезжую часть» пешеход, дошедший до средины, должен будет продолжить движение и пересечь оставшиеся полосы, а не дошедший до средины – вернуться обратно, на смену направления движения уйдет 1-2 сек. Нужно учесть, что значительная часть пешеходов в любом случае попытается перейти на другую сторону, даже если они прошли незначительное расстояние, а это увеличивает время их нахождения на проезжей части до 15 сек. 

Проблема в том, что транспортное средство с включенными мигалками не стоит на месте – оно двигается, и в то время, пока пешеход «замирает» на месте, пытаясь оценить обстановку и найти источник опасности, и в то время пока он принимает решение, и в то время пока он двигается, пытаясь «незамедлительно» покинуть проезжую часть. Если соотнести расстояние, которое проходит пешеход, и проезжает машина за одно и то же время (смотри таблицу), то разница явно будет не в пользу пешехода, который должен умудриться заметить машину с включенными мигалками аж за 300–400 метров. 

Разумеется, можно возразить, что в городской черте транспорт не может двигаться со скоростью, превышающей 70 км/ч, но какой русский с мигалками не любит быстрой  езды, и кто из них соблюдает скоростной режим? Кроме того, заметить машину с сиреной и спецсигналами в городе значительно труднее, из-за интенсивности движения и ограниченной видимости. К тому же остальные не «омигаленные» водители, пропускающие пешеходов, будут существенно ограничивать их видимость и создавать иллюзию безопасного перехода. 

Новые правила делают жизнь пешеходов более интересной и азартной, превращая каждый переход улицы, даже по зебре и даже на разрешающий сигнал светофора в современный вариант чиновничьей русской рулетки. Они же гарантированно защищают водителей с мигалками от уголовной ответственности за наезд на нерасторопного пешехода, который проявил медлительность при покидании проезжей части. Такое ощущение, что кто-то воплощает в жизнь сюжет старой компьютерной игры, не помню ее названия, в которой игроки носились по городу на машинах и получали очки за каждого сбитого пешехода. 

Таблица соотнесения расстояний, пройденных пешеходом и транспортным средством в зависимости от скорости движения.  

скорость движения в км/ч

скорость движения в м/с

расстояние, проходимое за время реакции 1–4 сек.

расстояние, проходимое за 6–7 сек (одна полоса для пешехода)

расстояние, проходим за 8–10 сек (две полосы для пешехода)

расстояние, проходимое за 10–13 сек (три полосы для пешехода)

расстояние, проходимое за 12–15 сек (четыре полосы для пешехода)

4

1,1

0

3

6

9

12

5

1,4

0

3,5

7

10

12,5

6

1,6

0

4

8

12

16

7

1,9

0

4,5

9

12,5

17

60

16,7

16,7-66,8

100-116,7

133,6-167

167-217,1

200,4-250,5

70

19,4

19,4-77,6

116,4-135,8

155,2-194

194-252,2

232,8-291

80

22,2

22,2-88,8

133,2-155,4

177,6-222

222-288,6

266,4-333

90

25

25-100

150-175

200-250

250-325

300-375

100

27,8

27,8-111,2

166,8-194,6

222,4-278

278-361,4

333,6-417

110

30,6

30,6-122,4

183,6-214,2

244,8-306

306-397,8

367,2-459

120

33,3

33,3-133,2

199,8-233,1

266,4-333

333-432,9

399,6-499,5

 

Андрей Шапошников, Slon.ru

 

Читайте также: