УКРАИНСКИЕ СМИ РАСХВАТАНЫ
Оригинал этого материала появился на российском сайте «Стрингер». Тема перераспределения СМИ в преддверии выборов, безусловно актуальна. Даже неискушенные читатели, зрители и слушатели отмечают в последнее время «миграции» известных украинских журналистов, появление новых Интернет и прочих изданий и другие «шевеления». Позиционирование СМИ быстро превращается в позиционные войны. Кто с кем? Против кого? В чьих интересах? Наблюдать перемещения информационных батальонов столь же увлекательно, как наблюдать борьбу евро и доллара. «Раскладки» российских коллег в этом смысле интересны лишь как свидетельство того, что постороннему наблюдателю, увы, свойственно упрощать куда более сложную действительность.В России пришло время единовластия. И поэтому каждый день закрываются газеты и телепередачи, которые случайно могут сказать правду. К черту свободу слова!
Довольно легко предсказать ситуацию, когда ныне знаменитые и востребованные ньюсмейкеры, без которых не обходится ни одно ток-шоу, проснутся утром и снова заснут, не дождавшись звонка от Савика Шустера. Все каналы станут развлекательными. На всех будет петь престарелая звезда Алла Пугачева. А на остальных — гонять в футбол команда чиновников Кремля. Таково будущее политических СМИ в России.
На Украине все находится во взвешенном состоянии, страну пучит. И потому все СМИ расхватаны, как горячие пирожки.
Все крупные СМИ принадлежат конкретным финансово-политическим группировкам.
На Украине медиа – это сначала политика и только потом, и то не всегда, бизнес. Пока еще не поделена окончательно имперская собственность и пока одни группировки не перебили другие, политика и есть самый главный бизнес.
Процесс избрания нового президента страны (именно процесс, так как пока никто не может с уверенностью сказать, когда и каким образом состоится сам факт выборов) в полном разгаре. Все прекрасно понимают, что передел власти в стране начался. Ставки для политических группировок очень высоки: защита уже имеющейся собственности или возможный захват новой, властные посты, политическое признание или забвение и, в конце концов, – свобода и жизнь.
Сегодня в процесс «избрания президента» в Украине играют десятка полтора политических группировок, и каждая из них обладает медиаресурсом той или иной силы.
Пропрезидентские силы
СДПУ(о), или Социал-демократическая партия Украины (объединенная). Группировка состоит из крупных бизнесменов и политиков. Многие из членов партии и «сочувствующих» занимают серьезные государственные посты. Самый видный – глава администрации президента Украины Виктор Медведчук. Имеют свою фракцию в парламенте. Контролируют: телеканалы – «Интер», «1+1», «ТЕТ», «УТ-1» (Первый канал государственного телевидения). У СДПУ(о) – самый мощный телевизионный пакет в стране. Телеканалы «Интер» и «1+1» имеют наибольшую зрительскую аудиторию в Украине. В ряде сельских районов, где нет ничего, кроме «УТ-1», новости канала являются единственной «объективной» реальностью.
Печатные СМИ СДПУ(о) – очень слабое звено группировки. Из общественно-политических газет они могут гордиться только праматерью всех киевских негосударственных газет, ежедневной газетой «Киевские ведомости». Лучшие тиражи этой газеты в далеком прошлом, ее воздействие на массы весьма незначительно. То же можно сказать и о других общественно-политических изданиях, контролируемых Медведчуком: «2000», «Президентский вестник», «Власть и политика». Группировка контролирует ряд успешных и тиражных спортивных изданий. Основные интернет-ресурсы: «Подробности» и «Обозреватель», ряд компроматных – «Темник», АЗН (Агентство Завтрашних Новостей) созданы недавно и пока никакого реального влияния на общество не оказывают.
В Украине выходят почти все ведущие газеты России. Многие из них издаются компанией «Украинский медиа-холдинг» («Известия в Украине», «Комсомольская правда в Украине», «Аргументы и факты в Украине»). В силу зависимости от местного чиновничества, их тоже можно отнести к медиа-армии пропрезидентских сил.
«Донецкие»
Это общее название группировки влиятельных политиков-бизнесменов, имеющих прямое отношение к городу шахтерской славы. Самым видным политиком среди «донецких» является нынешний премьер-министр Украины – Виктор Янукович. А самым влиятельным бизнесменом в данной группировке, ее «кошельком» является Ринат Ахметов.
Группировка контролирует все телеканалы Донецкого региона. Один из них, «Украина», несколько месяцев назад получил возможность вещания практически на всю территорию страны. Ходят упорные слухи о якобы приобретении «донецкими» в ближайшее время еще двух телеканалов всеукраинского масштаба («Пятый канал» и «Новый канал»).
Печатные СМИ группировки представлены одной из самых тиражных ежедневных газет – «Сегодня». Аудитория одного номера газеты (количество человек, читающих один номер) – превышает миллион человек. «Сегодня» является абсолютным лидером киевского рынка печатных СМИ, а по Украине – в первой тройке. Донецкая группировка контролирует большинство газет в Донецком регионе («Донецкие новости», «Салон дона и баса», «Донбасс», «Акцент», «Деловой журнал», «Инвест-газета»). Интернет-издания, относящиеся к сфере влияния «донецких» – сайты «Pro-Ua», «ForUm».
И прочие
Виктор Пинчук – зять президента, один из крупнейших олигархов Украины, представляет «днепропетровский» клан. Контролирует несколько общенациональных телеканалов – «Новый канал», «ICTV», «СТБ». Эти телеканалы уступают в охвате аудиторий «Интеру» и «1+1», но занимают 3, 4, 5-е места в совокупном рейтинге. Из печатных СМИ Пинчук контролирует ведущую общенациональную ежедневную газету «Факты». Газета имеет почти полуторамиллионную аудиторию читателей и уступает лидерство лишь в нескольких регионах газете «Сегодня» и «Комсомольской правде на Украине».
Валерий Пустовойтенко. Экс-премьер-министр и глава народно-демократической партии находится в тени своих крупных союзников по пропрезидентской коалиции. Он контролирует телеканал третьего эшелона «Тонис» и несколько малотиражных региональных газет.
Андрей Деркач. Народный депутат, член пропрезидентского парламентского большинства. Его медиа-холдинг один из самых мощных в Украине. Сын экс-главы СБУ смог получить в распоряжение своей телерадиокомпании «ЭРА» значительную часть эфира на частотах «УТ-1» (первого канала государственного телевидения) и «УР-1» (государственного радио). ТРК «ЭРА» имеет свой новостной ФМ-радиоканал (в отличие от всех прочих ФМ-станций, ориентированных на развлечение) и поэтому попадает с «правильными» новостями во все радиоточки Украины просто автоматически. Их аудитория – преимущественно домохозяйки и пенсионеры, но именно они исправно ходят голосовать. В составе холдинга – аналитический еженедельник «Киевский телеграф» и сайт расследований «Версии». Весьма близки к холдингу Деркача издания группы «Столичные новости»: «Деловая неделя» (деловое издание), «Столичка» (ежедневная газета) и «Столичные новости» (украинский вариант «Московских новостей»).
Оппозиция
Самая многочисленная группировка, она же одноименная фракция в парламенте «Наша Украина», имеет реальные властные и президентские амбиции. Их лидер Виктор Ющенко, сумел собрать под свое имя достаточно широкую электоральную базу. Костяк его электората – фанатично преданные делу борьбы с «московским злом» националисты. Они в основном проживают в западных областях Украины и как пенсионеры с большим энтузиазмом посещают избирательные участки. Ющенко смог очаровать также женщин бальзаковского возраста и романтичных либералов, помешанных на европейской интеграции Украины.
Медиа-армия «Нашей Украины» невелика. В распоряжении группировки имеется: телевидение – «5 канал» (почти всеукраинское вещание на украинском языке), ряд региональных телеканалов на западе Украины; газеты: «Без цензури», «Україна молода» и мелкие западноукраинские региональные издания; Интернет-издания – «ГлавРед», «Контекст», отчасти – «Українська правда». Достаточно часто материалы «Нашей Украины» появляются в самом влиятельном политическом издании Украины – «Зеркало недели».
Социалистическая партия Александра Мороза. Умеренно левая группировка, эксплуатирующая часть коммунистического электората, преимущественно в сельских районах. Контролирует тиражную газету «Сельские вести» (в настоящий момент на грани закрытия по решению суда), газету «Товарищ» и газету «Грани».
Юлия Тимошенко и Ко. Агрессивная, амбициозная группировка. Сама госпожа Тимошенко имеет президентские амбиции. Контролирует крупную ежедневную газету «Вечерние вести» и ряд приложений к ней. Газета имеет одну из самых доступных цен и популярна в городах Киеве и Днепропетровске. При показном украинском национализме издания, контролируемые Юлией Тимошенко, в основном выходят на русском языке.
Коммунистическая партия Украины. Издает всеукраинскую газету «Коммунист» и несколько региональных партийных изданий. Круг читателей коммунистической прессы – только преданный электорат.
Западные средства массовой информации
Западные медиа-монстры считают украинский рынок СМИ непривлекательным для инвестиций, и они в основном представлены в сегменте глянцевых развлекательных журналов. Только одно издательство «КП Паблишинг» с американским капиталом работает в сегменте политической информации. Они контролируют самый популярный новостной сайт «Корреспондент» и одноименный еженедельник. Аудитория обоих «Корреспондентов» – это средний класс, которого в Украине немного. Еще на Украину вещают несколько бывших «вражеских» голосов. Они выходят на разных ФМ-радиостанциях. Радиостанции постоянно из-за этого подвергаются гонениям, поэтому их вещание нестабильно. Все работающие в стране западные СМИ, и это однозначно – в момент «Ч» будут рекрутированы на борьбу с режимом Кучмы.
Итоги
У пропрезидентских сил суммарная мощность СМИ на несколько порядков больше, нежели у оппозиции. Объем ежедневно охватываемой аудитории пропрезидентских сил просто несопоставим с количеством читателей, зрителей и слушателей СМИ, контролируемых Ющенко, Тимошенко, Морозом и Компартией. Если в «суровую годину» умелая рука гениального пиарщика от «Кучмы и преемника» все-таки сумеет придать этому медиа-войску стройность и управляемость, то оппозиции придется туго. Однако пока пропрезидентские группировки действуют раздельно и однобоко, у оппозиции сохраняются шансы на успешные контрудары в медиа-пространстве. Чем она и пользуется.
Роман КИСЛОВ г. Киев