Печальная статистика: как полиция рассматривает жалобы граждан
Руководство Национальной полиции Украины уверяет граждан в готовности и способности подчиненного ведомства быстро и справедливо реагировать на жалобы граждан о незаконных действиях сотрудников. «Реакция на такие случаи должна быть мгновенной и жесткой» , – недавно отметил в своем выступлении глава НПУ Сергей Князев.
Собственно, именно с этой целью и разрабатываются соответствующие ведомственные инструкции и приказы, функционируют общественные приемные с многочисленным штатом работников, на официальных сайтах правоохранительных органов создаются сервисы для электронной подачи жалоб, в вестибюлях подразделений вывешиваются ящики «Для обращений и жалоб», а каждая очередная часть имеет «Книгу жалоб и предложений».
Однако, информируя общество о создании условий для беспрепятственного и удобного принятия жалоб от населения, полицейские руководители не акцентируют внимания на главном вопросе: «Чем закончится их рассмотрение?»
Именно это и решила выяснить Ассоциация украинских мониторов соблюдения прав человека (Ассоциация УМДПЛ) , направив соответствующий информационный запрос Национальной полиции. Полученная в ответ официальная статистика неприятно поразила, ведь она наглядно демонстрирует – пока обжалования действий полицейского не является эффективным инструментом защиты своих прав.
Кроме этого, даже поверхностный анализ показывает, что в течение трех последних лет в обновленной полиции наблюдается угрожающая отрицательная динамика по обеспечению права граждан на объективное рассмотрение жалобы.
1.Официальная статистика
В 2017 году органами полиции было получено 56 824 жалобы на действия полицейских, из которых 10 590 или 18,6% от общего количества признаны подтвержденными.
Но самой большой неожиданностью стало то, что с принятием Дисциплинарного устава НПУ и введением деятельности дисциплинарных комиссий, статистика по качеству рассмотрения жалоб граждан в полиции не улучшилась, а наоборот ухудшилась.
В I-м квартале 2019 года полиция было получено 14 782 жалобы на противоправные поступки сотрудников, из которых в ходе служебных расследований подтвердились только 499 или 3,4% от общего количества. Фактически 96,6% полученных от населения жалоб полиция признала ложными и «списала в корзину».
Очевидно, что подобная статистика отнюдь не отражает реальной картины с нарушением прав и свобод человека правоохранительными органами, а скорее свидетельствует о наличии грубых нормативных и управленческих просчетов в организации процесса работы с обращениями граждан в НПУ. В настоящее время украинцы лишены права на справедливое рассмотрение своей жалобы в полиции, хотя именно категория «справедливость» должно быть внутренним стержнем всей ее деятельности.
Такое положение дел не только прививает сотрудникам чувство безнаказанности за совершенные нарушения и побуждает их к совершению повторных противоправных действий, но и уничтожает тот же уровень доверия общества к правоохранителям, который провозглашается руководством полиции главным критерием оценки ее деятельности.
2. Причины существование проблемы
Их довольно много, но главной, по мнению автора, является ведомственные нормативно-правовые акты НПУ. Заложенные ими основы процедуры рассмотрения жалоб граждан не соответствуют принципам беспристрастности и состязательности сторон, без чего принятия справедливого решения по жалобе просто невозможно.
Так, нормы «Положения о дисциплинарных комиссии в Национальной полиции Украины» не регламентируют процедуру отбора и порядок привлечения представителей общественности к участию в работе комиссий, оставляя этот вопрос на усмотрение руководителя органа полиции. В результате представители общественности привлекаются к работе комиссий эпизодически и для рассмотрения незначительных дисциплинарных проступков полицейских, в то время, как служебные расследования резонансных нарушений осуществляются без участия общественности и вне ее контроля. В определенной степени показательно, что НПУ вообще не имеет информации о количестве служебных расследований, проведенных дисциплинарными комиссиями с участием представителей общественности – такая статистика в полиции просто не ведется.
Но самой большой проблемой стало введение Министерством внутренних дел ведомственных нормативных актов, которые выводят жалобщика из процесса рассмотрения полицией его жалобы. То же «Положение о дисциплинарных комиссиях в Национальной полиции Украины» не предусматривает самых элементарных вещей – сообщение жалобщика о создании и составе дисциплинарной комиссии, которая проводит служебное расследование по его жалобе, время и дату проведения ею заседаний и тому подобное.
В свою очередь «Порядок проведения служебных расследований в Национальной полиции Украины» вообще не предусматривает участия в расследовании самого жалобщика, и даже его ознакомления с ходом этого расследования. В то же время права полицейского, действия которого обжалуются, выписаны отдельным пунктом и сотруднику предоставляются довольно весомые рычаги для своей защиты – знакомиться с собранными материалами, представлять дополнительные доказательства своей невиновности, ходатайствовать о привлечении свидетелей в свою пользу, обжаловать действия членов дисциплинарной комиссии, пользоваться юридической помощью и другое.
Умышленно или нет, но в своих ведомственных актах МВД откровенно игнорирует требования Закона Украины «Об обращениях граждан», статья 18 которого определяет право каждого быть полноправным участником рассмотрения своей жалобы и иметь аналогичные с полицейским права, в том числе:
– лично изложить аргументы лицу, которое проверяет жалобу, и участвовать в ее проверке;
– знакомиться с материалами проверки;
– подавать дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом, который рассматривает жалобу;
– лично присутствовать при рассмотрении заявления или жалобы;
– пользоваться услугами адвоката или представителя организации, осуществляющей правозащитную функцию.
Национальная полиция Украина систематически и на протяжении длительного времени нарушает наше «право на жалобу», чему способствуют соответствующие приказы МВД, которые сосредоточены не в защите интересов граждан, а на достижении кардинально противоположной цели – защите «чести мундира». Именно это и подтверждают приведенные цифры статистики. И при таких условиях предложенная Арсеном Аваковым формула «сначала подчинись, потом обжалуй», как средство разрешения конфликта между гражданским лицом и полицейским, выглядит издевательством, настолько мизерными есть шансы на справедливое «обжалуй».
Впрочем, такая ситуация – обычное состояние вещей и для других правоохранительных органов. Насколько внимательно и принципиально относится то или иное ведомство к рассмотрению жалоб граждан, можно судить по данным таблицы (данные получены в ответ на информационные запросы).
Автор: Владимир Батчаев; интернет-альманах “Антидот”
Tweet