Рада прокормит. Как «развести» депутата на деньги: опыт лоббиста, художника и афериста

20-летний Сергей Быков в кулуары Верховной Рады ходит как на работу. Он называет себя профессиональным лоббистом и уверяет, что зарабатывает на народных депутатах больше $100 тыс. в год. Деньги ему якобы платят бизнесмены за налаживание связей с парламентариями и за лоббирование законов.

Кулуары парламента — доходное место не только для депутатов. Здесь обогащаются лоббисты, аферисты и прочие дельцы. Фокус выяснил, кто и как зарабатывает на парламентариях.

Профессия – друг. Художник Сергей Поярков (слева) заработал на депутатах свыше миллиона долларов  Фото: Андрей Кравченко

Профессия – друг. Художник Сергей Поярков (слева) заработал на депутатах свыше миллиона долларов  Фото: Андрей Кравченко

20-летний Сергей Быков в кулуары Верховной Рады ходит как на работу. Он называет себя профессиональным лоббистом и уверяет, что зарабатывает на народных депутатах больше $100 тыс. в год. Деньги ему якобы платят бизнесмены за налаживание связей с парламентариями и за лоббирование законов.

«Чтобы нужный закон приняли, необходимо договориться со всеми группами влияния», — говорит Быков Фокусу, добавляя, что лучше всего знакомства завязывать в парламентской курилке.

Парень утверждает, что у него в подчинении 15 помощников из числа бывших чиновников, которые и являются костяком лоббистской компании, якобы созданной молодым предпринимателем. Несмотря на подробный рассказ о лоббистской деятельности, завсегдатай парламентских кулуаров так и не смог привести примеры успешной реализации проектов. От сотрудничества с ним открестились коммунист Спиридон Килинкаров, депутат-регионал VI созыва Владислав Забарский и депутат от «Батькивщины» Роман Забзалюк, на которых Быков ссылался в разговоре с Фокусом.

Сергей Быков — представитель многочисленной и разношерстной публики, превращающей кулуары Верховной Рады в торговую площадку. В парламент приходят продавать картины и скульптуры, предлагают организовать и провести концерт на избирательном округе, навязывают услуги имиджмейкеров и политтехнологов. Предприимчивые парни и красивые девушки ломятся под купол в надежде найти спонсора, решить бизнес-вопрос или заручиться поддержкой влиятельного покровителя. Всех их объединяет желание заработать на избранных нами слугах народа.

Без доказательств. Сергей Быков знакомится с депутатами в курилках, представляясь лоббистом

Без доказательств. Сергей Быков знакомится с депутатами в курилках, представляясь лоббистом

Клуб коллекционеров

Есть такая профессия — быть другом сильных мира сего. Такой техникой в совершенстве владеет художник Сергей Поярков, числящийся помощником народного депутата Олеся Дония. Для него пребывание в Верховной Раде — оптимизация производства и рынок сбыта. «Узок круг тех, кто может позволить себе покупать мои работы. И максимальное сосредоточение этих людей находится здесь», — говорит Поярков Фокусу.

Стоимость его скульптур достигает $7000, а картин — $10 000. В кулуарах художник чаще общается с представителями Партии регионов, «Батькивщины» и «УДАРа». В новом созыве, как выяснил Фокус, его произведения уже приобрели лидер ударовцев Виталий Кличко и сын премьера Алексей Азаров. А вот с коммунистами и депутатами «Свободы» коммерческие отношения пока не складываются. Впрочем, «другу депутатов» грех жаловаться.

По его признанию, за всё время посещения парламентских кулуаров более сотни народных избранников стали обладателями работ художника. На вопрос Фокуса, заработал ли он на депутатах миллион долларов, Поярков отвечает с удовольствием: «Сумма вашего прогноза ощутимо занижена».

В отличие от художника-миллионера, представители других творческих профессий в парламенте бывают реже. Народный артист Украины, песенник Олег Слободенко вместе с супругой, поэтессой Галиной Дышиневич появились в Верховной Раде в конце зимы, сжимая в руках несколько экземпляров собственных буклетов. В них — стандартный перечень услуг, оказываемых концертным агентством: организация и проведение корпоративов, концертов, фестивалей, подбор и приглашение звёзд, исполнение собственных музыкальных произведений и т. д.

Артисты с неохотой вступают в разговор с Фокусом и оживляются лишь после того, как речь заходит об их творчестве. Так выяснилось, что основной пик депутатского спроса на организацию эстрадных выступлений пришёлся на избирательную кампанию, а после нового года у артистов наступило затишье. И теперь они не прочь найти в парламенте новых заказчиков. «Можем сотрудничать и с вами, — предлагает Галина Дышиневич Фокусу. — Вы же часто общаетесь с состоятельными людьми, найдёте заказчика — можете рассчитывать на свой процент». Пообещав до 10% бюджета проводимого мероприятия, пара признаётся, что на концерты в округах парламентарии могут потратить и 100 000, и 500 000 гривен.

В творческом поиске. Народный артист Олег Слободенко (в центре) с супругой в поисках заказчика концерта

В творческом поиске. Народный артист Олег Слободенко (в центре) с супругой в поисках заказчика концерта

На грани реальности

Чтобы попасть в Верховную Раду, нужно иметь «своего человека» в секретариатах фракций или комитетов, которые могут заказать разовый пропуск для гостя. Так в парламент проникают предприниматели, пытающиеся решать коммерческие вопросы. Один из помощников депутата вспоминает, как к нему обращались с просьбой познакомить с Олегом Бабаевым (бывшим депутатом-бютовцем, а ныне мэром Кременчуга, владеющим мясокомбинатом. — Фокус), чтобы списать фуру мяса. Другой деятель пытался найти депутата, который поможет растаможить партию товара.

Чаще публика, зарабатывающая на депутатах, имеет «корочки» помощников (наверное, поэтому у отдельных депутатов свыше 25 общественных помощников). Некоторые представляются политтехнологами и предлагают поработать над формированием имиджа. Создание репутации стартует с $15 000–20 000 и включает стратегию позиционирования. Цена дальнейшего сотрудничества колеблется в пределах $5000 в месяц. За эти деньги пиарщики предлагают определять основные риски, разрабатывать ключевые месседжи и обеспечивать медиаподдержку.

Впрочем, не все идеи таких дельцов находят поддержку. И причиной тому — абсурдность предложений. Владимир Дидух, ранее работавший помощником Владимира Арьева, в последнее время носился с концепцией создания структуры по борьбе с коррупцией. Он утверждал, что в Администрации президента поддержали инициативу, но на время «заморозили проект, узнав о его руководящих амбициях», и теперь он в поисках единомышленников, которые помогут реализовать замысел.

Сам Дидух, который в визитной карточке значится мольфаром, экстрасенсом, психологом и сексологом, отказался общаться с Фокусом. Однако ситуацию прояснил Владимир Арьев. «Человек болен. Я лично отвозил его к психиатру, когда он пытался брать штурмом Администрацию президента, чтобы добиться аудиенции президента», — говорит депутат, отказавшийся от услуг мольфара. Несмотря на поставленный диагноз, Дидух продолжает появляться в Верховной Раде.

Душа болит. В Раде аккредитован бывший помощник депутата, который, по словам Владимира Арьева, не совсем здоров

Душа болит. В Раде аккредитован бывший помощник депутата, который, по словам Владимира Арьева, не совсем здоров

Журналистский козырь

Ухоженный маникюр, платье, облегающее женственные формы, и томный голос — она больше похожа на обольстительницу, чем на профессиональную журналистку. Девушка представляется корреспонденткой издания Новости.ua по имени Жанна, вступает в контакт исключительно с мужчинами и без диктофона. «Какое счастье, что я вас сегодня встретила. Для меня такая честь с вами познакомиться…», — с недвусмысленным придыханием в голосе начинает она беседу с очередным представителем политического бомонда и после короткого разговора обменивается номерами телефона.

В отличие от политиков, с журналистами общается неохотно, а профессиональные темы вводят её в ступор. Истинную цель появления девушки под куполом выяснить не удалось: она отказалась показать удостоверение, а письмо Фокуса на сайт Новости.ua осталось без ответа. Тем не менее журналистские удостоверения являются одной из популярных форм пропуска в Раду красивых и целеустремлённых девушек. Пик наплыва таких, говорят парламентские старожилы, наблюдается в начале каждой сессии, затем «журналистки» куда-то исчезают.

Из статуса работника средств массовой информации пытаются извлечь выгоду не только псевдосотрудники. Здесь представители малоизвестных СМИ ищут спонсоров для своих изданий, акулы камеры и пера подрабатывают политическим пиаром, известные журналисты пишут книги политикам, телевизионщики дают уроки ораторского мастерства. Кроме того, журналисты и редакторы центральных каналов зарабатывают на «джинсе».

Как рассказала Фокусу участник движения «Стоп цензуре!» Наталья Соколенко, малоизвестные депутаты, желающие засветиться на телевидении, готовы платить телевизионщикам по $200 за каждый комментарий. Как и политики, журналисты не страдают сентиментальностью и, вспоминая о профессиональном долге, не забывают и о хлебе насущном.

Автор: Дмитрий Орлов, Фокус

You may also like...