Жертва или убийца? Чемпионка, убившая парня за домогательства

Дело Татьяны Андреевой широко обсуждалось в прессе и социальных сетях в 2013 году – чемпионка России по пауэрлифтингу, защищаясь от домогательств, ударила молодого человека Сергея Черкайкина ножом в живот, а когда он из-за полученной раны умер, была осуждена на шесть лет за убийство.

Как утверждала сама девушка, перед попыткой изнасилования ее угостили минеральной водой, куда, возможно, подмешали сильнодействующее вещество – поэтому для многих Татьяна стала своего рода символом несправедливого наказания за самооборону. Режиссер Елена Погребижская провела расследование и сняла документальный фильм "Дело Андреевой", где рассказывается совсем другая история.

Татьяна Андреева и Елена Погребижская

Фото: ELENA POGREBIZHSKAYA / Премьера фильма "Дело Андреевой" пройдет 16 декабря в Москве

Би-би-си: Из ваших интервью еще до начала работы над фильмом и обращения на краудфандинговой платформе при сборе средств следовало, что вы в тот момент безусловно были на стороне Татьяны. При этом в фильме все уже совсем не так однозначно.

Елена Погребижская: Да, мне казалось, что история очень несправедливая, и Татьяна – человек, которого несправедливо осудили и отправили в колонию.

Не та музыка

Би-би-си: В какой момент вы начали сомневаться, что история, которую она рассказывает, целиком правдива?

Е.П.: Вообще весь масштаб сложной легенды мне был известен сильно не сразу, но мне стало понятно, что что-то здесь не так, когда еще на этапе подготовки к съемкам мне встретилась одна подробность. Татьяна на протяжении всех этих лет много раз повторяет одну и ту же версию, что она дружила с этими парнями, с которыми она потом оказалась в отеле, и что познакомились они в магазине, когда девчонки шли и громко слушали музыку в телефоне, а парни тоже узнали эту музыку, и тут они "сошлись на почве музыкальных интересов". Вышли из магазина, разговорились, стали перезваниваться, и вот у них дальше эти отношения, базирующиеся на общих музыкальных интересах, длились полгода. Вот так рассказывает Татьяна.

И меня этот момент несколько напряг – я же бывший музыкант. И я знаю точно, что какую музыку ты слушаешь – вот ты этот человек. И, по-моему, парни и девушки эти настолько разные, что должны слушать разную музыку совершенно. Ну, внешне. И значит, я залезаю к Сергею во "ВКонтакте", тогда, в 2014-м году, там еще оставалась какая-то музыка у него и у его брата. И это музыка такая, знаете, дальнобойщики, шансончик. А Таня – это такой рок-н-ролл. Панк. Рок. Это вообще не пересекающиеся вещи, они не могут одну музыку слушать. Этого не может быть.

Би-би-си: Это она вам рассказала, что она любит рок-н-ролл, или у вас было от нее такое впечатление?

Е.П.: Я знаю музыку, которую Таня слушает, мы это в первую же командировку к ней в колонию проговорили. Это была первая странная нестыковка, и потом последовали остальные.

Би-би-си: Какие?

Е.П.: Странная нестыковка была в том, что была путаница с тем, пила Таня или нет. Подруга и свидетель Даша сразу говорила, что Таня то пила, то не пила. Еще непонятный вопрос – откуда взялся нож и куда он делся? То это был нож отеля, то отель утверждает, что у них вообще нет ножей. Потом Татьяна утверждает, что они резали яблоки. Яблок никаких на месте преступления не было. Это я говорю про самые первые нестыковки. Даже на этапе подготовки было понятно, что какая-то путаница странная.

Елена Погребижская

Фото: INGA NAZAROVA / Елена Погребижская известна документальным фильмом "Мама, я убью тебя", а также своими песнями – она была лидером группы Butch

Би-би-си: Сколько раз вы приезжали к Татьяне в колонию и ездили ли к другим участникам истории?

Е.П.: Мы приезжали много раз на протяжении трех лет – в Бийск, Горно-Алтайск, на Алтай. В колонию к Татьяне мы ездили два раза и больше ездить не стали, потому что стало понятно, что Татьяна воспроизводит нам одну и ту же версию, не отклоняясь от нее, и что дальнейшие поездки совершенно не нужны, потому что я услышу слово в слово то, что и предыдущие два раза. К остальным героям фильма мы ездили гораздо чаще.

Би-би-си: То есть какого-то особенного контакта у вас с Татьяной не установилось?

Е.П.: Нет, нет, Татьяна не шла ни на какой больший контакт, она воспроизводила одну и ту же историю, и у нее был со мной такой же контакт, как и с десятками других журналистов, которые брали у нее интервью до этого.

Би-би-си: При этом события, как вам удалось их восстановить в фильме в ходе расследования, развивались так: две девушки поехали отдыхать на озеро, там пили пиво, на обратном пути поймали попутную машину, дальше на камере наблюдения в отеле видно, как молодой человек заносит в гостиницу Татьяну,перекинутую через плечо, дальше Сергей к ней заходит в номер и через десять минут выбегает с ранением в живот, потому что Татьяна ударила его ножом. Все корректно?

Е.П.: С определенными поправками. Не совсем, конечно, корректно. Машину парней они остановили еще по дороге на озеро, познакомились и договорились об обратной дороге: что те заберут их с озера вечером и довезут до дома. Татьяну вносит в гостиницу брат Сергея. В отеле они были три часа, с двенадцати до трех ночи. Говорить, что Татьяна была пьяна, что не соображала, что вокруг нее происходит, нельзя, потому что она звонила по телефону, разговаривала с подругой Дашей, Сергеем, ходила по номеру. Сергей заходил к ней не один раз, а как минимум, два. На камерах наблюдения зафиксировано, что заходит Сергей – очевидно, предлагает заняться с ним любовью. Она ему отказывает, он уходит, приходит Даша, Таня ей все это пересказывает. Дальше он заходит к ней в районе трех ночи и через десять минут выбегает.

Би-би-си: Уже в одних трусах выбегает?

Е.П.: Да, в трусах и с ножевым ранением в живот.

Кто жертва?

Би-би-си: Получается, что Сергей оказался своего рода жертвой распространенного в определенных кругах общества представления, что если девушка лежит под рукой, да еще и выпившая, то это достаточное основание рассчитывать на секс.

Е.П.: Исходя из того, что я знаю о Сергее, я думаю, что ему казалось, что если компания девушек с ним – в кавычках – "отдыхает" ночью в отеле с сауной, и это такой отель для развлечений, прям чтобы номера снимать, и девчонки проводят с ними время до трех ночи, в его системе координат означает, что у него с этой девушкой что-нибудь будет.

А в ее системе координат, наверное, нет. И на стыке этих систем координат происходит что-то, в результате чего она его ударяет ножом.

Би-би-си: При этом в фильме примерно одна пятая экранного времени посвящена тому, пила ли Татьяна пиво на озере в тот день и пила ли вообще. Выясняется, что да, пила, но, казалось бы, и что? Почему это важно?

Е.П.: Почему важно, пила она или нет? Потому что она врет. Больше ни почему. Распитие пива не делает никого хуже, если мы не рассматриваем это в контексте другого вранья в этом деле. В фильме место, которое посвящено тому, пила Таня или не пила, всего лишь иллюстрирует, что Таня утверждает то, чего в реальности не было.

И еще важный момент. Для любого, кто видел запись камеры наблюдения, где Татьяну вносят в отель на плече, это очень зрелищные кадры и возмутительные, и легко моментально поверить в легенду, что никогда не пьющую девушку опоили каким-то веществом. Поэтому важно было подробно и доказательно разобрать это момент – пила, не пила, что пила, сколько, в каком состоянии ехала в машине. И тогда "злодейски опоенная девушка без сознания" превращается в сильно нетрезвую девушку, которая может, конечно, идти в отель своими ногами, но ей трудно.

Съемки в колонии, где отбывала наказание Татьяна АндрееваФото: ELENA POGREBIZHSKAYA / Деньги на фильм "Дело Андреевой" собирались через краудфандинг, причем вместо запрошенных двух миллионов трехсот тысяч рублей удалось собрать почти три миллиона четыреста

Би-би-си: Не кажется ли вам, что, рассуждая так, мы занимаемся обвинением жертвы?

Е.П.: Нет, мы не занимаемся обвинением жертвы, потому что серьезный вопрос – жертва в данном случае кто? Жертва – это тот, кто умер, или жертва Татьяна? Я вообще не смотрю на это дело с этой точки зрения. С моей точки зрения, здесь все хороши. И вообще, не надевайте на Таню слово "виктим". Она кто угодно, но не это слово.

Би-би-си: Почему?

Е.П.: Потому что она такой очень человек выпуклый, а не вогнутый.

Би-би-си: То есть?

Е.П.: Я не знаю, как это объяснить. Достаточно того, что я говорю, что не надевайте на нее это слово, оно не про нее. Таня человек очень разный, "Татьян Андреевых" очень много, только жертвы среди них нет.

Би-би-си: А у вас есть объяснение, зачем она придумывает, что парни принесли ей бутылку минералки и что-то туда подсыпали?

Е.П.: Есть объяснение, конечно. Вся эта легенда была придумана для того, чтобы избежать наказания. Что очень понятно по-человечески. И в фильме шаг за шагом изложено, как нам Таня хотела происходящее представить и как в реальности было. Первое: на самом деле пила. Второе: на самом деле парней не знала. Третье: на самом деле был автостоп. Четвертое: не было никакой минералки. Пиво не само по себе важно, это важно в череде придуманных объяснений.

Нож как выбор

Би-би-си: Вы в "Фейсбуке", рассуждая о фильме, прямо перечисляете варианты сопротивления, которые кажутся вам приемлемыми: "Крик, удар в пах, прыжок из окна". Вам не кажется странным, что мы предъявляем требования к девушке, как именно она должна была сопротивляться?

Е.П.: Есть факты, и есть вещи, которые хочется додумать. Мы не знаем, что происходило в эти десять минут между Сергеем и Татьяной, но мы знаем, чего там не было. Там не было никаких громких звуков, там не было никакой борьбы, там не было никаких действий, которые оставляют на телах следы – ни ссадинки, ни разрывчика, ни разреза, ни синячка, ни царапины.

Очевидно, что происходило что-то тихое, не оставившее после себя следов. А еще очевидно, что почвой для происходившего было то, что Сергей хотел заняться любовью, а Татьяна не хотела. И еще мы знаем, что у Татьяны был с собой нож, и она его взяла и ударила Сергея в живот. А больше мы ничего не знаем и достраивать ничего не будем.

Я имею в виду, могла ли она выбрать другие виды "нет"? Да, могла бы, видимо, но Татьяна это Татьяна, она выбрала из всех возможных вариантов реакции нож.

Би-би-си: Но она в любом случае тоже пострадала в результате всей этой истории, проведя шесть лет в колонии.

Е.П.: Я никак не оправдываю тот факт, что Сергей не услышал слово "нет". Наоборот, повторюсь, было бы замечательно, если бы юноши, мужчины реагировали на слово "нет" как на слово "стоп", немедленно останавливались бы и разворачивались. Тогда этой истории в принципе бы никогда не произошло.

 

Но в реальной жизни после слова "нет" идет еще некий этап переговоров. В данном случае переговоры увенчались ударом ножа. И когда я говорю, что Таня могла выбрать и другие действия – это то, что я себе представляю. Но это, повторюсь, опять же домыслы. Нас никого там не было.

Би-би-си: Да, просто мы почему-то домысливаем действия Татьяны, а не Сергея – условно "мог бы телефончик взять, и уже через несколько свиданий к ней подкатывать".

Е.П.: Мог бы, конечно, мог бы. Ну то есть это мы придумываем. Очевидно, что просто он хотел, а она не хотела, и очевидно, что он этого не предполагал, и очевидно, что она объяснила ему это посредством ножа. А дальше мы начинаем тянуть на себя это "одеяло" в зависимости от того, какие у нас взгляды. Если они феминистские, значит, мы акцентируемся на том, что он не услышал "нет". Если они патриархальные, то мы акцентируемся на смерти Сергея.

Объективно говоря, было бы идеально, если бы такие истории не происходили в принципе, если бы мальчики слышали "нет", а девочки бы не создавали таких двойственных ситуаций, а однозначно бы демонстрировали "нет" сначала и последовательно. Это в идеальном мире. А в реальном мире девочки оставляют двойные трактовки, а мальчики не слышат "нет". И заканчивается это гибелью одного человека и тюремным сроком для второго.

 

Би-би-си: Вы начинали снимать фильм в 2014 году, и за эти три года произошли акция "я не боюсь сказать", обсуждения скандалов в московских школах, сейчас все говорят о харассменте в связи с Харви Вайнштейном. Как вам кажется, меняется ли в российском обществе понимание, что такое насилие?

Е.П.: А я вот хочу спросить, вы опускаете здесь убийство и расследование? Для вас убийство и расследование – мелочь в этом деле?

Би-би-си: Нет, почему?

Е.П.: Потому что вы говорите, что история про харассмент. А это история про убийство, расследование и харассмент. Вы опускаете два факта из трех. Я вам скажу, Нина, вот что: мы с вами видим разное в этой истории. Вот вы из трех важных факторов выбросили два, а оставили один, судя по вопросам.

Би-би-си: Потому что, на мой взгляд, пытаясь понять, что там происходило, мы крутимся вокруг этих десяти минут.

Е.П.: Это очень тенденциозный взгляд. Это туннельное видение. Объясню, человеческая судьба – штука многогранная. Для меня история про дело Андреевой – это сложная история расследования убийства, внутри которого был момент, в котором мальчик хотел, а девочка не хотела, и да, это касается темы сексуального домогательства. Так? А еще здесь есть расследование, вранье, легенда и разрушение легенды уликами. Убийство, смерть человека, тема ответственности за свои поступки, судьбы людей. И вот, судя по вопросам, мы все эти пункты выкидываем и оставляем только эти десять минут.

Смена показаний

Би-би-си: Если говорить про смерть Сергея, в фильме есть момент, который повисает в воздухе – его мама рассказывает, что у молодого человека была редкая группа крови, донором могла быть только она сама, но ехала она долго и "лаборатория была закрыта". Что там происходило в больнице? Была ли ему оказана медицинская помощь?

Е.П.: Не знаю, я думаю, что просто она ехала очень долго. Деревня находится очень-очень далеко от цивилизации, плюс это горные дороги, ломающаяся машина. Ничего такого с лабораторией не было, просто она издалека ехала и не успела. Судя по тому, что написано в медицинской экспертизе, рана у него вообще была не совместима с жизнью.

Конечно, Любовь Евграфьевне мы не рассказывали подробности – это все-таки ее сын, но есть ощущение, что это была смертельная рана. "Скорая помощь" за раненым Сергеем приехала быстро, и его срочно прооперировали. По всему городу искали ему донора, в общем, есть просто смертельные ранения, и это было оно.

Би-би-си: Кажется, что наибольшее сочувствие у вас вызывает именно мама Сергея.

Е.П.: Да нет. Я на самом деле сочувствую очень сильно маме Сергея, потому что она потеряла единственного ребенка, и это огромное горе, не дай бог никому пережить. Но в целом пострадали все семьи: ни в чем не виновные родители Татьяны тоже платят свою цену за то, что сделала их дочь. Все пострадали.

Би-би-си: Подруга Татьяны по сути призналась вам на камеру, что она давала ложные показания.

Е.П.: Они все давали ложные показания. Все!

Би-би-си: Не боится ли она ответственности?

Е.П.: Какой ответственности? Дело давно расследовано. Вы думаете, следователь не знал, что девочки путаются? Они же все время меняли показания. Они это делали с самого начала, весь год давали разные показания, каждое следующее противоречило предыдущему.

 

Би-би-си: А насколько это уникальная ситуация при расследовании убийств?

Е.П.: Мы консультировались, и вообще нам сказали специалисты по расследованию уголовных дел, что такое происходит довольно часто. Люди оправдывают себя, друзей, родственников, это очень понятно и происходит постоянно.

Съемка камеры наблюдения

Фото: ELENA POGREBIZHSKAYA / На съемке с камер наблюдения на ресепшене видно, как героиню фильма вносят в отель

Никто не просил назад ни рубля

Би-би-си: Вы говорили в интервью в 2014 году, что часть денег от краудфандинга вы планировали пустить на то, чтобы вместо Татьяны заплатить компенсацию семье Сергея, которую присудил суд.

Е.П.: Да, мы отправили 802 тысячи рублей из собранных денег судебным приставам, и приставы уже передали это маме Сергея.

Би-би-си: Как отреагировали герои на эту вашу инициативу?

Е.П.: Вообще никак. Хотя для обеих сторон это было сильное облегчение. Андреевы не должны были больше выплачивать пострадавшей семье ничего, а мать Сергея Черкайкина тоже смогла отдать часть своего большого кредита. Сейчас такое ощущение, что герои об этом забыли. Отправили – и хорошо. Действительно, что там – восемьсот тысяч, туда-сюда.

Би-би-си: При этом в комментариях в "Фейсбуке" люди обвиняют вас, что вы ввели их в заблуждение, когда собирали деньги на фильм – насколько можно понять, они ожидали большей поддержки Татьяны?

Е.П.: Я вам скажу, откуда это растет. Сейчас вообще идет активная кампания против краудфандинга с очевидной целью закрыть крауд-платформы. В сборе на мой фильм участвовало три тысячи человек. Большая часть из них – мужчины, примерно 80%. Мужчины сделали самые крупные взносы, до 500 тысяч.

И те, кто сейчас пишет, что их ввели в заблуждение и они ожидали другого, на самом деле вообще не имеют права голоса, потому что они не участвовали в сборе. Это просто интернет-утка, никто из акционеров фильма не просил назад ни рубля.

А теперь я скажу как человек, который читает мастер-классы по краудфандингу. Краудфандинг это такая штука, когда я говорю: "Ребята, я собираюсь снять фильм. Я буду разбираться с этой историей, мне кажется, в ней есть большая несправедливость. Я обещаю снять честный фильм. Если вы хотите, чтоб фильм был, давайте на него соберем". Это мое обязательство.

И я всегда выполняю свои обязательства. Я обязуюсь снять фильм, и я это делаю. При этом я не публикую смету, сценарий, съемочную группу, не указываю сроков сдачи фильма, не подписываю обязательства о выполнении ожиданий. Таковы правила краудфандинга. И участвуя в нем, мы эти правила принимаем. Нельзя подорвать договоренности, которых нет. И нельзя их навесить задним числом, понимаете?

Половина УДО

Би-би-си: Просто вы в том числе писали: "У меня нет иллюзий, что моим кино я вытащу ее из-за решетки… Но попытаться надо". Это могло расцениваться как однозначная поддержка.

Е.П.: Прочтем еще раз "нет иллюзий, что вытащу". Черным по белому написано – "не вытащу", "но попытаться надо". Что не так-то? Кстати, во многом благодаря нам Татьяна вышла по УДО. Те самые 802 тысячи на погашение ущерба – это половина УДО. Как только мы перечислили деньги, нам сразу сказали во ФСИН: "О, ребята, все, это уже дорога на УДО, и дальше все зависит от Татьяны, если покажет себя хорошо в колонии, выйдет досрочно".

Титульный лист уголовного дела

Фото: ELENA POGREBIZHSKAYA / Суд первой инстанции приговорил Татьяну Андрееву к семи годам колонии, после чего в апелляции срок снизили до шести. Девушка вышла по УДО в октябре 2017 года

Би-би-си: Правда ли, что ваш фильм купил Первый канал? Когда будет трансляция?

Е.П.: Да, правда. Когда, я не знаю. Когда поставят в эфир, тогда и будет.

Би-би-си: Видела ли Татьяна ваш фильм?

Е.П.: Да, видела. Сказала, что ожидала, что будет хуже. Мы дали ей понять, что мы знаем много деталей и подробностей, и она ждала, что будет жестче.

Би-би-си: Многое не вошло?

Е.П.: Очень многое. Море. Из соображений этики, из соображений того, что у Татьяны есть необходимость устроиться на работу, дальше жить. У нее есть родители, у отца больное сердце, у мамы тоже здоровье не очень. Все герои живые люди, это не пешки на шахматной доске.

Би-би-си: Вы в конце фильма прямым текстом формулируете ваши собственные выводы из этой истории. Почему вам было важно это проговорить так прямо и подробно?

Е.П.: Прямым текстом собственные выводы я формулирую, потому что это мой главный урок из этой истории, и я делюсь им со зрителем. В этом еще и моя просветительская задача. Но будьте уверены, куча народу вообще этих слов не услышит в фильме.

Автор: Нина Назарова;   Би-би-си

 

You may also like...