Малому бизнесу осталось недолго
Во властных кругах сейчас все больше склоняются к тому, чтобы существенно ограничить сферу применения «упрощенки». Вопрос только в том, насколько.
Малому бизнесу осталось недолго Несмотря на требования Президента, правительство до сих пор так и не представило проект изменений в Налоговый кодекс относительно упрощенной системы налогообложения. На сегодняшний день все это находится в виде довольно сырой и обобщенной концепции.
Между тем оппозиция, перехватив инициативу, уже зарегистрировала в Верховной Раде свой проект и даже получила по нему экспертный вывод. Вот только какими бы здравыми не были изложенные в нем идеи, – по увеличению годового порога выручки для плательщиков единого налога, по упрощению отчетности, – вряд ли документ найдет поддержку среди большинства депутатов. Как рассказали порталу «Политика и деньги» эксперты, во властных кругах сейчас все больше склоняются к тому, чтобы существенно ограничить сферу применения «упрощенки». Вопрос только в том, насколько.
Неопределенность хуже всего
В течение двух месяцев после вступления в силу Налогового кодекса власти должны были окончательно определиться по поводу того, что делать с упрощенной системой налогообложения. В том виде, в котором система была представлена в кодексе изначально, она получилась настолько искаженной, что фактически весь ее смысл сошел на «нет».
Малый бизнес выступил категорически против идей о снижении годового порога выручки при работе без кассовых аппаратов, о повышении ставки единого налога в зависимости от города регистрации, о сокращении допустимого количества наемных работников. Президент, видимо, чтобы сгладить ситуацию, распорядился «оставить все как есть» – правда, временно… И, точнее, почти все.
Одна из норм, которая повергла бизнес в шок, – относительно запрета для юридических лиц относить к валовым затратам приобретение товаров и услуг у плательщиков единого налога – с 1 апреля текущего года эта норма таки вступила в силу. Кроме того, с начала года предприниматели-упрощенцы платят помимо единого налога еще и единый социальный взнос, что, фактически, увеличили отчисления с предпринимателей в бюджет вдвое! Т.е. так, как и хотели господин Азаров с господином Тигипко. Любой предприниматель, работающий на упрощенке, давно подсчитал, что если в 2010 году он платил около 2000-2200 грн всех налогов, то к концу этого года (с учетом постоянного роста минимальной заработной платы) заплатит около 4 тыс. грн.
В остальном все осталось, как и прежде. Однако – на неопределенный период. Как отмечает Максим Борода, эксперт Международного центра перспективных исследований, нигде не зафиксировано, что порядок работы на упрощенной системе должен измениться. Однако политическая воля на то есть. И, зная об этом, малый бизнес сидит, как на иголках, и ждет.
«Из-за этой неопределенности многие из предпринимателей, кто хотел бы зарегистрироваться как СПД и работать прозрачно, теперь этого не делает хотя бы потому, что непонятно насколько долго сохранится эта форма, и какой вид она примет в ближайшем будущем. Соответственно люди, которые не зарегистрированы, остаются работать в тени», – говорит эксперт.
Лес рубят – щепки летят
А ведь именно вывести мелкий бизнес из тени было основной задачей упрощенной системы, которую ввели в 1998-м году. За время ее существования количество плательщиков единого налога выросло в 12 раз, а поступления в бюджет от этого налога – в 34 раза. Очевидно, что определенную роль в детенизации экономики эта система сыграла, но небольшую. Потому что в тени как оставалось до 40-60% бизнеса тогда, так и остается сейчас.
Вместе с тем упрощенную систему стали активно использовать для минимизации налогообложения. Например, вместо того, чтобы оформлять работника как положено по законодательству, его регистрировали субъектом предпринимательской деятельности.
По этим причинам правительство и взялось прикрыть налаженные схемы уклонения от уплаты налогов.
Вот только при этом все норовят зацепить добросовестных предпринимателей. Так, в частности, по прогнозам самой налоговой службы, апрельское новшество, ограничивающее работу упрощенцев с юридическими лицами, заставит видоизмениться около 230 тыс. предпринимателей. Но то ли еще будет.
Правительство вот-вот должно закончить работу над своими предложениями по реформированию упрощенной системы в целом, которые пока существуют только в виде сырой концепции. Вчера были озвучены новые идеи – чтобы инвалиды и пенсионеры, работающие на упрощенке, не платили единый социальный взнос. Так и хочется сказать: наконец-то, додумались, что пенсионеры и инвалиды не обязаны зарабатывать себе на пенсию – они уже давно ее имеют. В общем, слава Богу, что хоть через год мучений и налоговых реформ, власть додумалась хоть до этого.
Ждем дальнейших гениальных идей! Ну, а пока рассмотрим законопроект №8276, предлагаемый оппозицей, и сравним его с концепцией, предлагаемой правительством. «Золотая середина» порожденной кипы бумаг народными избранниками, как водится, где-то посредине.
Достаточно поделить всех на категории
Оппозиционный проект, по мнению Алексея Молдована, эксперта Национального института стратегических исследований, довольно либеральный для бизнеса, но вместе с тем этот документ не решает тех проблем упрощенной системы, из-за которых ее изначально планировалось реформировать. К тому же оппозиция не несет ответственности за наполнение бюджета. Поэтому ряд ее предложений не учитывают интересы государственной казны.
Что интересно, документом предусмотрено позволить предпринимателю самому решать – нужен ему в работе кассовый аппарат или нет. Также в проекте предлагается восстановить возможности плательщиков единого налога работать с юридическими лицами.
Ключевой идеей документа, между тем, является деление предпринимателей на 5 категорий, для каждой из которых действует свой лимит годовой выручки, своя ставка единого налога и своя квота на наемных работников. Например, предприниматели первой категории могут нанимать родственников без оформления трудовых отношений, но не больше 7 дней в месяц. При этом порог годовой выручки составляет 300 тысяч гривен в год, а ставка единого налога – от 20 до 50 гривен в месяц.
В целом, максимальный порог годовой выручки для плательщика единого налога, по мнению оппозиции, должен составлять не более 3 миллионов гривен, если речь идет о физическом лице, и 10 миллионов гривен – если юридическое лицо. В правительственной концепции тем временем речь идет о куда более скромных суммах: 1 миллион и 3 миллиона соответственно.
Причем, в правительстве также хотят разделить предпринимателей на категории, но предлагают не пять, а три. Для первой категории порог выручки, по задумке чиновников, должен составлять не больше 150 минимальных зарплат, то есть около 150 тыс. гривен, что в два раза меньше, чем в оппозиционном проекте. При этом максимальная ставка единого налога выше – до 100 гривен в месяц.
Концептуальные риски
Эксперты отмечают, что идея с разделением малого бизнеса на категории заслуживает внимания, но сам подход излишне сложен и несет в себе определенные риски. «Сложные механизмы на деле часто позволяют чиновникам трактовать нормы законов так, как им кажется, хочется или выгодно. Подобное деление на категории существует для неприбыльных организаций. Система достаточно запутанная, и работает неэффективно, потому что налоговая на свое усмотрение применяет нормы и присваивает организациям тот код, который считает нужным. Поэтому есть риск, что то же самое произойдет и с частными предпринимателями», – подчеркивает Максим Борода.
К тому же нужно учитывать тот факт, что многие представители малого бизнеса не имеют высокого уровня правовой культуры, чтобы с легкостью вникнуть в суть и особенности деления.
На необходимость доработать деление малого бизнеса на категории указывает и Совет предпринимателей при Кабинете Министров. По мнению эксперта Совета Сергея Кравченко, в целом это решение будет способствовать как упрощению уплаты налогов и условий ведения бизнеса, так и борьбе с недобросовестными плательщиками налогов.
Однако, учитывая, что единого подхода в решении проблемы нет, – оппозиция и правительство по-разному видят, какими должны быть ставка налога и лимит годовой выручки, – здесь важно найти компромисс. Совет предпринимателей, в частности, считает, что оптимальным вариантом может стать разрешение предпринимателям пребывать на едином налоге с годовым оборотом не больше одного миллиона гривен.
Кому положена «упрощенка», а кому нет
Единого мнения нет и по поводу видов деятельности, на которые должна распространятся упрощенная система. Тут стоит вспомнить, что в первоначальном варианте Налогового кодекса предлагалось исключить ряд видов. В частности, речь идет о сдаче в аренду недвижимости и о ряде услуг – бухгалтерских, аудиторских, консультационных.
В оппозиционном проекте довольно гибко подошли к решению вопроса с арендодателями. Проектом предлагается позволить оставаться на упрощенной системе физическим лицам – если они сдают в аренду жилье площадью не больше 100 квадратных метров или нежилое помещение до 300 квадратов, а юридическим лицам – если те сдают земельные участки до 0,2 гектара.
Из концепции правительства тем временем пока неясно, что будет с операциями по недвижимости, поскольку в одном разделе документа они исключаются из упрощенной системы, а в другом разделе наоборот.
В целом эксперты отмечают, что возможность работать на едином налоге должна быть дана главным образом тем предпринимателям, которые создают добавочную стоимость, то есть занимаются производством и вкладывают реальные инвестиции в свой бизнес. Им необходимы действительно широкие возможности – и увеличение годового порога выручки, и упрощение отчетности. Ведь во всех развитых странах мира порядка 80% субъектов предпринимательской деятельности – это малый бизнес – физические лица.
Сергей Кравченко говорит, что необходимо еще учитывать и степень развитости той или иной сферы, а также ее значимость для государства. Так, например, под упрощенную систему должны обязательно попадать сельское хозяйство, инновационные технологии, энергосбережение, некоторые виды услуг.
С ним согласен и Алексей Молдован, по мнению которого, упрощенная система не должна распространяться на тех лиц, которые занимаются профессиональной деятельностью. Это врачи, адвокаты, консультанты. Вывести из сферы применения «упрощенки» нужно и людей, которые зарабатывают на аренде недвижимости. По словам эксперта, их деятельность не предполагает каких-то инвестиционных вложений и, по сути, их доход – это заработная плата.
Чем сердце успокоится
По мнению экспертов, оппозиционный проект вряд ли найдет поддержку в парламенте. И фактически без согласования с правительством, которое является разработчиком и инициатором самого Налогового кодекса, какие-либо изменения невозможны. По словам Алексея Молдована, сейчас какой-то единой позиции по реформированию упрощенной системы нет, но есть определенные тенденции со стороны правительства.
«Для юридических лиц упрощенная система налогообложения, как мне кажется, будет ликвидирована, а для физических лиц – реформирована. Сейчас идут дискуссии о том, в каком ключе реформировать. На мой взгляд, ее для физических лиц ее существенно ограничат. Причем без адекватного предоставления каких-то альтернативных возможностей», – считает эксперт.
Между тем, по словам Максима Бороды, необходимость в упрощенной системе налогообложения отпала бы сама по себе со временем, если бы в Украине были созданы все условия для легализации бизнеса. С приемлемым бизнес климатом, с адекватной налоговой нагрузкой, а также с прозрачной и понятной системой администрирования малому бизнесу было бы спокойно работать и на общей системе.
Автор: Светлана Сугак, Политика и деньги
Tweet