Сдали высоту. ВВС России утратили контроль над воздушными хулиганами

Опубликованная недавно в Интернете запись автомобильного видеорегистратора, сделанная на автотрассе Ростов-на-Дону – Волгоград, стала международным интернет-хитом с миллионной аудиторией. На видео фронтовой бомбардировщик на предельно низкой высоте проносится над шоссе, распугивая автолюбителей. Запись привлекла большое внимание иностранцев, которые назвали Россию сумасшедшей страной.

 Корреспондент издания «Наша Версия» попытался понять, что толкает на такие безрассудные поступки военных лётчиков.

Впрочем, и в «цивилизованных странах» есть свои воздушные хулиганы. Одним из самых известных стал покойный 34-летний капитан ВВС Испании Франсиско Кабесас. Лётчик, уроженец Баэсы, регулярно пролетая над родным городом, развлекал свою семью воздушной акробатикой. 2 сентября 2005 года во время очередного несанкционированного аэрошоу его самолёт CASA-101, задев трубу на одной из крыш, потерял управление и врезался в жилой дом прямо в центре города. При падении самолёта погибли лётчик и хозяйка дома с малолетним ребёнком.

Особенно недисциплинированностью в воздухе грешат молодые пилоты, которым нужно утвердиться в профессии. Практически у каждого военного лётчика есть история, в которой он постучал колёсами шасси по кузову автомобиля или заглянул в окно многоэтажки…

В Интернете довольно легко идентифицирован летательный аппарат, запечатлённый на автотрассе под Ростовом. Им оказался российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су-24. Максимальная взлётная масса этой машины — 39,7 тонны, габариты – 24,5 на 17,5 метра (длина и максимальный размах крыльев).

Западные СМИ разъясняют, что Су-24 – это самолёт времён холодной войны, известный на Западе под названием Fencer. Можно добавить, что пилотирование Су-24 считается достаточно сложным. Как результат на сегодняшний день этот самолёт является наиболее аварийным в российской военной авиации – за 40 с лишним лет эксплуатации его потери перевали далеко за сотню. В феврале нынешнего года самолёт этой модификации потерпел очередную катастрофу в Челябинской области.

В России средний возраст самолётов этого типа составлял 25–27 лет (неудивительно, что основными причинами катастроф бомбардировщика называют усталость металла и отказы различных систем), но полностью отказаться от этих машин планируется только в 2020 году. Показательно, что в начале этого года даже не самые богатые белорусы отказались от дальнейшего использования бомбардировщиков Су-24 и вывели их из состава вооружённых сил, объясняя, что самолёты уже исчерпали свой ресурс. Без преувеличения, летать и воевать на таких самолётах – геройство, а пугать ими гражданских – неоправданный риск.

Правда, некоторые скептики не поверили в подлинность ролика и в «отвагу» военных лётчиков, решив, что это видеомонтаж. И зря – военные подтвердили, что лётчики ВВС действительно совершили бреющий полёт на Су-24 над автотрассой. Было названо даже имя пилота. Им оказался ветеран чеченских кампаний и пятидневной войны 2008 года с Грузией 45-летний подполковник Алексей Мижурко. Самолёт принадлежит Морозовской авиабазе и базируется на военном аэродроме в Морозовске Ростовской области. Причём военные утверждают, что полёт проходил по приказу командования точно в границах пилотажной зоны. Лётчик, находясь на высоте 50 метров над землей, выполнял над автодорогой фигуры высшего пилотажа, используя трассу в качестве линейного ориентира.

Возможно, военные зря признали этот полёт легитимным, поскольку спустя всего лишь неделю появился очередной видеоролик с опасными манёврами. Автомобильный видеорегистратор запечатлел, как в попутном направлении на автодороге Екатеринбург – Курган в нескольких метрах над землей пролетел вертолёт, судя по расцветке, военный Ми-8. Причём появился он в самый неподходящий момент – когда машина совершала опасный обгон, неожиданно возникший грохот винтов чуть не привёл к ДТП.

Как рассказал «Нашей Версии» заслуженный военный лётчик генерал-майор Владимир Попов, в прошлом начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при МО РФ, для жизни пилотов в нашумевшем пролёте Су-24 над федеральной трассой риска не было. «Пролёт был выполнен на достаточной высоте. Но нужно разбираться, выполнялся ли этот полёт в соответствии с планом лётного задания.

Обычно проходы на предельно малых высотах делаются вдоль или рядом с взлётно-посадочной полосой, иногда захватывая часть внутренней дороги аэродрома или военного городка. Раньше, чтобы не раскрывать особенностей боевой подготовки, пилотирование на предельно малых высотах проводилось над зонами и районами, которые были закрыты для посторонних глаз.

В моей лётной практике был случай на учении: для отработки взаимодействия с войсковой ПВО нам была поставлена задача «пролететь по головам» находящихся на полигоне войск. Во время манёвров несколько бойцов сваливались с брони. Так что говорить о гражданских, которые к подобным неожиданностям совершенно не готовы».

Военно-воздушные силы столкнулись с проблемой воздушного хулиганства с момента появления авиации. Тот же Валерий Чкалов для военных лётчиков навсегда останется эталоном нарушителя в небе – его хулиганские приёмы стали элементами высшего пилотажа. С тех пор, когда говорят о воздушных асах, с трудом определяют чёткую границу между новаторством и хулиганством. Например, прототип нескольких героев фильма «В бой идут одни «старики» – признанный ас генерал-лейтенант Виталий Попков признавался, что пожизненное дежурство по аэродрому ему дали за то, что он, желая произвести впечатление на медсестру, за которой ухаживал, на бреющем прошёл над госпиталем.

«Нашей Версии» удалось побеседовать с военным лётчиком Миллеровской авиабазы, которая входит в состав 7-й бригады ВКО. И он раскрыл некоторые особенности профессии. «Нужно понимать психологию лётчика. Эту профессию выбирают бесшабашные люди. В военные лётчики вообще идут люди, напрочь лишённые инстинкта самосохранения. Для них воздушное хулиганство – это своеобразная форма самовыражения. Особенно недисциплинированностью в воздухе грешат молодые пилоты, которым нужно утвердиться в профессии. Практически у каждого военного лётчика есть история, в которой он постучал колёсами шасси по кузову автомобиля или заглянул в окно многоэтажки».

Скорости и массы машин сегодня далеко не те, что были при Чкалове, поэтому не всегда подобное легкомыслие заканчивается так удачно. 12 мая 2005 года в Тверской области (Андреаполь) упал МиГ-29 28-го гвардейского истребительного авиаполка, лётчик погиб. В ходе расследования выяснилось, что пилот майор Валерий Гусев на предельно малой высоте допустил отклонения от установленной техники пилотирования и врезался в землю. Попросту лётчик хотел выполнить красивую посадку – при снижении попытался исполнить не предусмотренную лётным заданием фигуру высшего пилотажа «бочку», но не рассчитал.

В Военно-воздушных силах России это не первый случай, когда причиной катастрофы являлось воздушное хулиганство пилотов. 26 августа 2003 года при заходе на посадку на аэродроме Черниговка в 80 километрах от Уссурийска на глазах у министра обороны РФ Сергея Иванова над взлётно-посадочной полосой столкнулись два военных вертолёта Ми-24. Обе машины сгорели, погибли пять членов экипажа.

Причиной катастрофы, по словам министра, стало легкомысленное поведение лётчиков. В том же 2003 году в Чечне упал Ми-8. Тогда главком ВВС сетовал, что вертолёт был новый и исправный, а катастрофа произошла из-за «махрового хулиганства» лётчика, который шёл на предельно низкой высоте.

Генерал-майор Владимир Попов считает, что полёты на предельно низких высотах иногда бывают оправданы обстановкой – например, во время ведения боевых действий, но в мирное время рисковать жизнями лётчиков, а тем более штатскими, как минимум непрофессионально. «В советское время за безопасностью полётов строго следили, был контроль со стороны средств объективного контроля на борту самолёта или вертолёта, а также на локаторах аэродромов. Пилот знал, что за нарушение лётной дисциплины понесёт неотвратимое наказание. Сейчас обеспечению безопасности полётов в военной авиации стали уделять значительно меньше внимания, это стало считаться очень дорогим удовольствием. Отсюда такой результат», – резюмировал наш собеседник.

Автор: Александр Степанов, Наша Версия (№ 36)

You may also like...