Вода и тепло в квартирах украинцев: почему «тонко» и рвется

Обеспечивая надежность теплоснабжения, коммунальщики вынуждены делать ставку на гидроиспытания. А в Варшаве уже давно обновили все трубы.

Киевские энергетики пересмотрели поговорку «Готовь сани летом» и начинают гидравлические испытания тепловых сетей еще в апреле — как только завершится отопительный сезон. Медлить с гидроиспытаниями и, соответственно, с ремонтом обнаруженных аварийноопасных мест нельзя. Протяженность теплосетей в столице огромна, а их изношенность (68%) выше всяких норм. Если ждать лета, то зимой мегаполис покроется порывами, улицы ямами, а дома, в том числе больницы и школы, останутся без горячей воды и тепла.

Соответствующие работы начинаются на теплостанциях и теплопунктах. У них, конечно, есть и свои заботы: оборудование давно устарело и нуждается в постоянных ремонтах. На самой крупной в Украине ТЭЦ-5 (она дает Киеву треть необходимого ему тепла и 40% электроэнергии), по пути к главному диспетчерскому пункту, журналисты увидели остановленный на капитальный ремонт третий блок. Здесь меняли оборудование котлов — слепила электросварка, лебедки перемещали какие-то детали насосов — рабочие в касках и оранжевых робах без суеты делали свое дело.

Но главный нерв процесса находился в этот момент в диспетчерской: специалистам предстояло постепенно, в течение 20 минут (скорость тут не только не нужна, но и опасна) существенно, с 15 до 25 атмосфер, поднять давление в трубах на проверяемых участках. Темп роста давления (журналисты могли его видеть на специальных мониторах) был невысоким, а само давление нестабильным, и до граничных значений так и не удалось добраться. Как нам объяснили, при давлении 28 атмосфер ситуация стабилизировалась, и именно это свидетельствовало о возникших «плановых» порывах.

Пока насосы делали свое дело, с журналистами общались генеральный директор «Киевэнерго» Александр Фоменко и главный инженер ТЭЦ Игорь Ласкавый. По их словам, сейчас из пяти магистралей, по которым горячая вода из ТЭЦ подается киевлянам, три отключены. Только за предыдущую неделю в ходе гидроиспытаний на них произошло около 30 порывов, которые тут же были устранены. «Где тонко, там и рвется», — говорит главный инженер, имея в виду повышенный из-за длительной эксплуатации износ. Впрочем, он отметил, далеко не всегда порыв удается устранить быстро. Нормы предусматривают и двухнедельные сроки. Тем не менее по плану все три магистрали будут включены уже 27 мая.

Если так много порывов, устранять которые недешево, то, может быть, нужны какие-то кардинальные меры для улучшения теплоснабжения столицы? В связи с этим «День» задал Фоменко два вопроса. Является ли для «Киевэнерго» актуальным повышение тарифа на тепло, и используется ли предприятием опыт Варшавы, где практически отказались от гидроиспытаний и латания дыр на сетях?

На первый вопрос топ-менеджер ответил дипломатично, указав, что повышение тарифов сегодня приобрело статус политической проблемы и находится вне компетенции «Киевэнерго», в руках национального регулятора. Опыт Варшавы, где сумели в короткие сроки переложить практически все тепломагистрали, существенно повысив при этом их надежность и снизив теплопотери, в Киеве, по словам Фоменко, хорошо знают и даже сотрудничают с фирмой, проводившей эти работы. Но все делают пропорционально средствам, выделяемым собственником теплосетей — Киевсоветом.

Сегодня компанией переложено 80 километров, но для Киева, где протяженность тепломагистралей превышает 2,5 тысячи, этого, конечно, мало. Достаточно сказать, что потери тепла при транспортировке достигают 18%. Понятно, что в результате бюджет у «Киевэнерго» довольно напряженный.

Об этом может свидетельствовать и небольшой конфуз, не относящийся, правда, непосредственно к теплоснабжению. Гендиректора чуть не взяла в плен толпа пожилых женщин-уборщиц. Естественно, его уберегли от неприятной встречи. А «День» даже выяснил, что формально уборщицы в «Киевэнерго» даже не работают.

Соответствующие услуги тут отданы в аутсорсинг какой-то фирме. Она пообещала работницам, обслуживающим вместо одного по два участка, довести зарплату до двух тысяч гривен, а выплатила на 400 меньше, чем и вызвала возмущение. И действительно, как отмечал ранее исполнительный директор компании ДТЭК («Киевэнерго» находится в ее собственности) Максим Тимченко, аутсорсинг не оправдал возлагавшихся на него надежд. Добавим: и похоже, вообще не соответствует принципам этой социально ответственной компании…

Между тем, журналистский пул переместился на улицу Ивана Кудри, где вовсю шли работы по устранению замеченных порывов на теплотрассе. В одном месте работы были уже закончены, и самосвал ссыпал щебенку, чтобы можно было возобновить работу транспорта. Но дальше, метров через двадцать, все только начиналось. Экскаватор, не без помощи ручного труда (тут проходит еще и газопровод), вырыл трехметровой глубины яму.

Обнажился так называемый непроходной канал, в котором и находилась поврежденная труба. В дело вступил отбойный молоток, но, видимо, не справился, и на помощь пришел рабочий с кувалдой. Телевизионщики и фотографы, рискуя свалиться в котлован, искали наиболее выгодные точки для съемки. Пишущие журналисты общались с зеваками. Старушка в зеленой кофте поведала «Дню»: «То, что ремонтируют, это, конечно, хорошо. Но тут у нас такое каждый год. Все вроде бы сделают, а как только наступят холода, то горячей воды опять нет…»

Автор: Виталий Княжанский, ДЕНЬ

Читайте также: