Человечество глупеет: умные люди не хотят плодить себе подобных

Европейские исследователи заговорили о регрессе современной цивилизации: по их мнению, за последние 100 лет человечество заметно поглупело — IQ снизился на целых 14,1 пункта. Если так пойдет и дальше, то в недалеком будущем по сравнению с представителями Викторианской эпохи мы будем выглядеть последними двоечниками.

 Ни тебе научных открытий, ни более или менее приличных изобретений. Что с нами происходит?

Что-то пошло не так

Викторианская эпоха считается историками одной из самых прогрессивных. В это время Великобритания интенсивно развивалась: возводилась инфраструктура, шла полным ходом промышленная экспансия. Да и по всей Европе человечество было занято активной деятельностью — что-то сочиняло, рисовало, высчитывало, изобретало. В XX веке был зафиксирован так называемый эффект Флинна: каждые 10 лет интеллектуальный уровень людей (IQ) повышался примерно на 3 пункта: так, с 1934 по 1978 год средний IQ жителей США увеличился на 15 пунктов. Аналогичные результаты были выявлены и в Голландии, Норвегии, Дании и других странах. Люди развивались и умнели до XXI века, а потом стали тормозить…

Исследования, проведенные в 2005 и 2008 годах, продемонстрировали, что рост IQ замедляется и даже сменяется спадом. Так, датские призывники, которые радовали ростом показателей на 3 пункта каждые 10 лет в период 1959—1979 годов, не смогли выдать больше чем 2 пункта в период 1979—1989 годов, а с тех пор — всего лишь 1,5 пункта.

В среднем, как выяснили ученые из Брюссельского свободного университета совместно с коллегами из университета Амстердама и Ирландского национального университета в Корке, каждые 10 лет IQ жителя Европы сокращается на 1,23 пункта. Всего же за прошедшие 100 лет мы растеряли интеллекта на целых 14,1 пункта. Неужели это движение назад — к обезьянам?

Некоторым образом да, считают ряд экспертов. В Викторианскую эпоху людей отличала высокая скорость реакции (ученые полагают, что этот показатель соотносится с уровнем интеллекта). Казалось бы, в наше время, когда на современного человека обрушивается огромный поток информации, он должен быстро все воспринимать. Однако происходит обратное: мы вообще перестаем реагировать на новости. «Интернет нас убивает, угасает человеческая любознательность, жажда исследования, — уверена психолог, специалист Института групповой и семейной психологии и психотерапии Ирина Якович.

— Если раньше человек, чтобы узнать что-то новое, должен был съездить в экспедицию или посидеть в лаборатории, то есть его поисковая активность была сопряжена с рисками, с физической активностью, то сейчас, чтобы найти нужную информацию, потребуется всего две минуты в Интернете. Трудозатраты — два клика.

Это очень расслабляет человеческий ум. Наш интеллект работает сейчас на нашу лень — изобретаются «умные» холодильники, которые посылают сигнал через Интернет о том, что кончились какие-то продукты. Мы делегируем свою интеллектуальную активность технике, и совершенно не нужно напрягать наш мозг. Конечно, это деградация».

В результате, если вдруг вырубится электричество во всем мире, то неизвестно, как мы будем выживать, ведь мы ничего не умеем: не знаем, как растет кукуруза, откуда берется молоко и так далее. Сейчас человечество уверенно идет по пути паразитирования на земных ресурсах. Да, мы научились преобразовывать ресурсы в электричество, и теперь это наше все. Но назвать этот путь прогрессом язык не поворачивается.

Еще один важный момент. Мы мало двигаемся, зависая все больше у компьютеров, много едим и активно толстеем. Ученые разных стран проводили исследования, которые дают один и тот же результат: лишний вес ухудшает интеллект. Так, французские ученые предложили группе людей в возрасте от 32 до 62 лет пройти четыре теста.

В результате люди с индексом массы тела 20 или меньше смогли вспомнить 56 процентов слов из лексического теста, а те, у кого индекс массы тела составлял от 30 и выше, всего 44 процента. Аналогичные исследования проводили и корейские ученые. Автор исследования Ди Хун Кхьен отметил: «В нашем организме все взаимосвязано. Показатели интеллекта, памяти и основных когнитивных функций у представителей контрольной группы с ожирением были в среднем на 25 процентов ниже, чем у остальных…» В общем, средний землянин стал толще и потому глупее.

Синдром отличницы

И наконец, главная, пожалуй, причина, которой ученые объясняют всеобщее поглупение человечества, — демографическая. Дело в том, что «сильно умные» женщины рожают меньше, чем «прелесть, какие дурочки». «Интеллектуальные женщины чаще задействуют левое полушарие мозга, которое ответственно за логику, принятие решений, умение планировать, анализировать информацию. Это чисто мужские качества, и у женщин, которые обладают ими, часто повышен тестостерон.

Прямой корреляции не обнаружено, но профессиональные наблюдения психологов свидетельствуют: женщина становится более маскулинной. Стоит посмотреть только на манеру одеваться, говорить — ну прямо какой-то «товарищ Иванова», — рассуждает Ирина Якович.

— В общем, можно сказать, что активные мозговые процессы отпугивают яйцеклетки. Женщина, которая вышивает крестиком и возится с цветами в саду, имеет больше шансов стать мамой. Неспроста в восточных культурах одно из главных требований к женщине — отсутствие высшего образования.

Древняя народная мудрость гласит: чем менее образованна женщина, тем она лучше рожает». Женские занятия типа рукоделия — это мелкая моторика, она активирует выработку женских гормонов. Недаром, кстати, один из методов лечения бесплодия — иглоукалывание, причем в области кончиков пальцев. Получается, что женщины, в наше время сплошь и рядом получающие высшее образование, достигающие карьерных высот, разрушают институт семьи.

Как отмечает Ирина Якович, прежняя иерархия работала исправно: женщина была здорова (потому что у нее был один партнер), не делала абортов, без лишних раздумий рожала детей. Это вполне сбалансированная, жизнеспособная система теперь стала никому не нужна. Впрочем, специалисты считают, что не только женщины-интеллектуалки виноваты в низкой рождаемости. У более образованных супругов в принципе реже рождаются дети. «И не потому, что они не хотят детей, — рассуждает психогенетик и писатель Елена Минькина.

— Дело в том, что они более склонны заниматься собой, умственным трудом, а он тяжелее, чем физический, и предполагает больше энергозатрат. А поскольку у них много интересных занятий, то деторождение является только одним из них». Кроме того, у образованных людей более развито чувство ответственности, они задаются вопросом: обеспечу ли я своего ребенка, смогу ли дать хорошее образование и так далее. Естественно, что при таком подходе футбольную команду не нарожаешь. Елена Минькина поделилась еще одним профессиональным наблюдением: «Я заметила тенденцию: детей рождается больше у людей, у которых в роду больше пороков, отрицательных программ.

Ведь законы рода передаются по наследству, модель поведения родителей побуждает человека поступать так, как поступали его отец и мать. Например, один играл роль жертвы, другой страдал зависимостью от алкоголя. Каждое последующее поколение решает задачи, не решенные предыдущим. Если таких задач много, то и детей рождается несколько — ведь невозможно возложить их на одного ребенка. Из своей профессиональной практики я вижу: если в семье много проблем, то каждый ребенок отрабатывает свою программу. Скажем, роль жертвы — по примеру отца, который в своей жизни ничего не решал. Ребенок в этом случае призван полюбить себя, изменить сценарий и, образно говоря, спасти свой род».

Есть еще один аспект обвинений в нежелании рожать, которые предъявляются интеллектуалам. Напрашивается вопрос: а передается ли высокий IQ по наследству? Оказывается, нет. То есть, разумеется, генетически можно наследовать некоторые способности, но качество мозга в это число не входит. Почему у образованных супругов более умные дети? «Потому что ими, как правило, больше занимаются. Родители, интеллектуально наполненные, многое могут дать детям. Как говорил один из известных людей, «меня воспитывал лучик света, пробивавшийся из-под двери кабинета отца», — комментирует Ирина Якович.

То есть высокий интеллект — это фактор скорее социальный, он нарабатывается — чтением, учебой в вузе, увлечениями. Что может спасти человечество от тотального оглупения? Эксперты пугают, что с этим не справится ни одна система образования. Разве что вырубится электричество и люди не смогут открыть «умный» холодильник и пойти в виртуальный музей. Тогда придется встать с дивана и попробовать начать все сначала: бегать за пищей, строить семьи и рожать детей. Но, может, пока не поздно, почитать книжку, сводить ребенка в зоопарк и ответить на его вопросы типа «а почему у жирафа длинная шея»? Ну и включить мозги, в конце концов…

Автор: Виктория Юхова, ИТОГИ

You may also like...