Эффективность мафии: два способа добиться экономического роста от «солнцевской братвы» и Каморры

Трудности, с которыми сталкивается преступная группировка, можно сравнить с проблемами, которые испытывает новая компания в условиях плохого инвестиционного климата. Ученые из Оксфорда проанализировали телефонные переговоры двух мафиозных кланов и узнали, в чем кроется секрет их успеха.

 Почему два преступника объединяются и создают криминальное предприятие? Раньше считалось, что преступные организации основываются на специфических социальных нормах их участников и особой субкультуре. Однако, если бы это было так, то бандиты не воровали друг у друга и не становились бы информаторами полиции.

В традиционной экономике взаимоотношения между субъектами основываются на доверии.

Участник А передает ресурсы участнику B, ожидая, что тот позже выполнит свою часть соглашения и перечислить деньги за ресурсы.

Если вдруг участник В не оправдает ожиданий, то всегда есть суд, который решит спор. А те, кто нарушает договоренности, мгновенно лишаются своей репутации.

Но в мире преступников на справедливый суд рассчитывать не приходится. Условия, в которой бандитам приходиться вести дела, можно сравнить с ситуацией на формирующихся рынках. Там так же нет уважаемой судебной системы, а деловая репутация не важна. Агенты, внедренные в преступные группировки, подтверждают, что мафиози живут в атмосфере взаимного недоверия.

Однако мафиозным организациям удается быть крайне эффективными. В чем их секрет?

Профессор криминологии Оксфордского университета Фредерико Варезе и профессор социологии Паоло Компана изучиливзаимодействия двух преступных кланов и вычислили механизмы функционирования мафии.

Эффективный менеджмент по-неополитански

Как и любым руководителям, мафиозным боссам нужно, чтобы их приказы выполняли. Но способы повысить мотивацию своих подчиненных, которые используют обычные менеджеры, в этом случае бесполезны. Варезе и Компана смогли узнать, что в этом случае делают «доны корлеоне», проанализировав телефонные переговоры двух мафиозных кланов.

Речь идет о неополитанской группировке Каморра и русской мафии, орудующей в Риме.

Неополитанский клан сформировался в 1970-е и существовал до 2003 года, когда босс и все ключевые члены стали государственными свидетелями. Русский клан – это часть небезизвестной Солнцевской группировки, переехавшая в Италию в 1994 году. Помимо русских в клан входили итальянцы. Обе преступные группы находились под наблюдением полиции в течение нескольких месяцев.

Ученые разделили все задания, которые поручались членам группировки, на четыре вида: управление кланом (слежка и наказание мафиози), добыча ресурсов (обеспечение фальшивых документов и открытие «чистых» банковских счетов), действия по защите (контроль рынков) и экономические инвестиции. После этого все связи были проанализированы с помощью специального алгоритма.

Что же выяснили ученые?

Для поддержания порядка преступные боссы использовали два способа: формировали семейные предприятия и делились информацией о запланированных насильственных преступлениях.

Мафиозный клан, состоящий из родственников, крайне эффективен, ведь у каждого участника есть заинтересованность в процветании компании. Кроме этого, родственникам сложнее скрыться от наказания.

Насильственный метод заключался в том, что члены группировки рассказывали друг другу о планах по совершению преступлений, делая коллег по клану соучастниками.

Исследователи пришли к выводу: чем меньше родственных связей было в группировке, тем чаще ее члены рассказывали друг другу о своих преступных планах.

Клан Каморра в основном пользовался первым методом: 43% участников группировки состояли в кровном родстве с боссом. В русском клане только один человек был родственником босса, при этом 54% состояли в родстве с другим членом клана.

В клане русской мафии делились преступными планами 73% участников. В клане Каморра это делали всего 37% членов преступной организации.

Источник:  Финмаркет

You may also like...